Пояснительная записка к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов"


Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов, подписанное в г.Киеве 8 февраля 1995 года, обеспечивает условия, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или имущества в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.

При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352. Договаривающиеся стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).


Основными положениями Соглашения являются следующие.


Сфера применения Соглашения


Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное местожительство в Российской Федерации или Украине.


Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности


Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве, через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.


Налогообложение доходов от недвижимого имущества и самого имущества


Доходы от использования недвижимого имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, которые облагаются в том государстве, резидентом которого является лицо, получающее доходы от эксплуатации таких транспортных средств.


Налогообложение дивидендов


Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране источнике, однако в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, получающее такой доход, вложило в акционерный капитал (уставный фонд) компании, выплачивающей дивиденды, не менее 50 тыс. долларов США или эквивалентную сумму в национальной валюте страны - источника выплаты дивидендов; 15% - во всех остальных случаях.


Налогообложение процентов


Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов. Кроме того, не подлежат налогообложению в стране-источнике проценты по кредитам, гарантированным Правительством другого договаривающегося государства, его местными органами власти, а также Банком России или Банком Украины.


Налогообложение доходов от авторских прав и лицензий


Право взимать налоги на доходы от авторских прав и лицензий предоставлено исключительно государству, резидентом которого является получатель таких доходов. Однако также оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, при этом налог не может превышать 10% от общей суммы доходов.


Налогообложение доходов физических лиц


Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в соответствующем календарном году. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, государственных служащих, пенсионеров, студентов и стажеров.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.

В связи с тем, что определение термина "территория Украины" в указанном Соглашении не вполне отвечает российской договорной практике по договоренности с украинской стороной Министерство иностранных дел Российской Федерации предлагает ратифицировать Соглашение с толковательным заявлением: "Российская Федерация исходит из того, что районы, расположенные за пределами экономической зоны и континентального шельфа Украины, упоминаемые в определении термина "Украина" в пункте 1 (в) ст.3 Соглашения, означают участки международного района морского дна, в отношении которых Украина в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и процедурами Международного органа по морскому дну получит права на разработку ресурсов морского дна и его недр."

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты получения последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Положения Соглашения применяются до тех пор, пока одно из Договаривающихся Государств не прекратит его действия по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Соглашения в силу, путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия.

Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Украиной, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для украинских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Украины. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.

Выделение средств из федерального бюджета для реализации Соглашения не требуется.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.