Письмо Президента РФ от 29 марта 1999 г. N Пр-382 Об отклонении проекта федерального закона "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 29 марта 1999 г. N Пр-382


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 марта 1999 г., одобренный Советом Федерации 17 марта 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

По своему содержанию Федеральный закон противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, ряду федеральных законов. Необходимо отметить также и наличие внутренних противоречий.

В преамбуле Федерального закона подтверждается конституционный запрет цензуры, однако в абзаце четвертом пункта 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрена возможность дачи вещателям по их просьбе заключений Высшего совета по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации (далее именуется - Совет) на планируемую для рассмотрения массовую информацию. Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 3 данной статьи Совет готовит рекомендации о предоставлении вещателям льгот, а в соответствии с пунктом 4 данной статьи Совет вправе в порядке последующего контроля вынести предупреждение либо применить более строгие меры воздействия, можно сделать вывод о том, что вещатели фактически принуждаются к прохождению предварительного контроля, так как закрепленные в Федеральном законе критерии оценки настолько неконкретны и расплывчаты, что возможности произвола со стороны Совета при принятии решения практически безграничны.

Таким образом, наиболее эффективным средством защиты от возможного произвола остается якобы добровольный предварительный контроль. А в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под цензурой массовой информации понимается требование со стороны государственных органов предварительно согласовывать сообщения и материалы.

Анализ полномочий, возложенных на Совет, приводит к выводу, что вопреки принципу разделения властей, закрепленному статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации, создается орган, сочетающий в себе одновременно функции суда и органа исполнительной власти. Так, Совет наделяется правом налагать штрафы в порядке, предусмотренном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Однако максимальный размер этих штрафов (до пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда) требует использования более эффективной, с точки зрения защиты прав и свобод, судебной процедуры. Для сравнения следует отметить, что максимальный размер штрафа, установленный в статье 46 Уголовного кодекса Российской Федерации, равен одной тысяче минимальных размеров оплаты труда.

В пункте 1 статьи 3, пункте 2 статьи 4 и статье 7 Федерального закона перечислены полномочия Совета, которые по своему содержанию относятся к функциям исполнительной власти и в соответствии со статьями 10, 11 и 110 Конституции Российской Федерации могут осуществляться только Правительством Российской Федерации.

В связи с тем что палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут принимать постановления либо по вопросам внутреннего характера, либо по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 102 и часть 2 статьи 103 Конституции Российской Федерации), указанные в пунктах 1 и 3 статьи 4 Федерального закона решения палат Федерального Собрания по формированию Совета и об обращениях в Совет являются неконституционными.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Совет наделяется правом налагать административные взыскания в виде штрафа. Однако Кодексом РСФСР об административных правонарушениях не предусмотрен состав административных правонарушений, установленных данным пунктом.

Таким образом, создание Совета с предлагаемыми полномочиями нарушает закрепленный в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации принцип разделения властей и вносит дисбаланс в систему законодательства Российской Федерации.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 29 марта 1999 г. N Пр-382


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.