Письмо Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N Пр-462 Об отклонении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"

Письмо Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N Пр-462


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (далее именуется - Федеральный закон).

Содержащаяся в абзаце четвертом пункта 1 статьи 1 Федерального закона норма о том, что "отсутствие государственной регистрации прав на строения, помещения и сооружения не является основанием для неуплаты налогов", нарушает положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее именуется - Гражданский кодекс) и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 1 Федерального закона плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Такие объекты налогообложения, как строения, помещения и сооружения согласно статье 130 Гражданского кодекса относятся к недвижимым вещам. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации (статья 219 Гражданского кодекса).

Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлена также в статье 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которой "государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит исключений и для вновь создаваемых объектов недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 25 этого Федерального закона в случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях - на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Государственная регистрация объектов незавершенного строительства с целью налогообложения указанным Федеральным законом не предусмотрена.

Установленная Федеральным законом обязанность уплаты налогов при отсутствии государственной регистрации прав на строения, помещения и сооружения также не согласуется со статьей 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой объектами налогообложения может являться имущество, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Механизм определения инвентаризационной стоимости незарегистрированного недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, а также органы власти, на которые возложена такая обязанность, законодательством не определены, что практически лишает возможности применения на практике нормы абзаца четвертого пункта 1 статьи 1 Федерального закона. Для данного конкретного случая не могут быть также реализованы нормы подпунктов 1, 2 и 4 пункта 5 статьи 1 Федерального закона.

В статье 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определена как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Только в этом случае может быть реализован провозглашенный статьей 35 Конституции Российской Федерации принцип охраны прав частной собственности.

Таким образом, незарегистрированное в установленном порядке недвижимое имущество не может являться объектом налогообложения по указанному Федеральному закону.

Требует уточнения положение абзаца шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона о том, что все собственники имущества, находящегося в общей совместной собственности, несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. В данном случае наступает самостоятельная ответственность каждого физического лица или ответственность делится между ними в равных долях.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона он вступает в силу с 1 апреля 1999 года, что противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

С учетом внесенных изменений в перечень льгот по налогам полагаю целесообразным пункт 4 статьи 1 Федерального закона дополнить абзацем следующего содержания:

"с жилых помещений в пределах установленных норм жилой площади".


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N Пр-462


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.