Пояснительная записка к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы"


В соответствии с действующим законодательством Министерство финансов Российской Федерации представляет пояснительную записку по вопросу ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанного в г.Анкаре 15 декабря 1997 года.

Целью вышеуказанного Соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своей стране и стране-партнере. Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.

При подготовке указанного Соглашения Российская Сторона основывалась на типовой модели соглашений об избежании двойного налогообложения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года N 352, а также договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).


Основными положениями Соглашения являются следующие:


Сфера применения Соглашения

Соглашение распространяется на налоги на доходы юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Турции.


Налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности

Соглашение предусматривает, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство. При этом в отношении строительно-монтажных работ и связанной с ними надзорной деятельностью установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 18 месяцев.


Налогообложение доходов от имущества

Доходы от использования имущества облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Исключение сделано в отношении транспортных средств, доходы от отчуждения которых подлежат налогообложению в том государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее такое имущество.


Налогообложение дивидендов

Право взимать налоги с дивидендов, получаемых из другого договаривающегося государства, предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы дивидендов.


Налогообложение процентов

Право взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого является получатель дохода. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы процентов. При этом, проценты освобождаются от налогообложения в стране-источнике, если они выплачиваются Правительству России или Турции, Центральному Банку России или Турции, Внешторгбанку России или Турецкому Экзимбанку.


Налогообложение роялти

Право взимать налоги с роялти предоставлено государству, резидентом которого является получатель роялти. В то же время оговаривается право взимания налога и в стране-источнике, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы роялти.


Налогообложение доходов физических лиц

Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года. Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, практикантов высших учебных заведений, преподавателей и научных работников.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.

Соглашение подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур. Положения Соглашения применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит его действия тридцатого или до тридцатого июня любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Соглашения в силу, путем передачи по дипломатическим каналам письменного уведомления о прекращении его действия.

В тексте Соглашения полностью учтены все замечания и претензии, высказанные Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении 23 июня 1995 года аналогичного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанного в г.Москве 9 декабря 1993 года.

Соглашение способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Турцией, а также привлечению взаимных инвестиций. Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для турецких юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Турции. Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой налоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.


М.А.Моторин


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.