Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Досье на проект федерального закона

Федеральный закон "О ветеранах", вступивший в действие с 25 января 1995 года, определяет правовые, экономические и нравственные аспекты государственной политики в отношении ветеранов. Однако четырехлетняя практика применения Федерального закона "О ветеранах" показала, что он не в полной мере соответствует изменившимся экономическим условиям в стране. Кроме того некоторые статьи Закона несовершенны, поэтому могут толковаться сообразуясь с заинтересованностью. Это приводит к трудностям в его реализации, требует новых подходов к тем или иным нормам Закона. Действующий закон не учитывает изменений в законодательной базе в связи с принятием федеральных законов, содержит ряд несоответствий между статьями закона, нечеткостей в критериях отнесения граждан к категориям ветеранов, имеет другие упущения и неточности содержательного и редакционного характера, затрудняющие применение его на практике.

Попытка внесения изменений в Федеральный закон "О ветеранах" была предпринята Комитетом в феврале 1997 года, когда законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении. Но значительное количество внесенных поправок послужило причиной снятия законопроекта с рассмотрения (постановление Государственной Думы от 10 июня 1998 г. 2566-П ГД) и привело к необходимости издания фактически новой редакции Закона.

Новой редакцией законопроекта предусматривается внесение изменений в 21 из 29 статей Закона. При этом структура построения нового закона осталась прежней: сохранено количество статей (29) и их принципиальное содержание, что особенно важно для его применения органами исполнительной власти.

Предлагаемый к рассмотрению законопроект практически не расширяет категорий ветеранов и мер социальной защиты. Вместе с тем он направлен на:

- приведение отдельных статей и норм в соответствие с принятыми федеральными законами;

- уточнение механизма реализации и финансирования установленных прав и льгот;

- устранение несоответствий в редакции действующего Закона;

- исключение некоторых льгот, необходимость в которых отпала в связи с изменившимися экономическими условиями;

- упорядочение некоторых категорий ветеранов, имея в виду приведение их в соответствие с ранее действующими нормативными актами для выравнивания социального статуса;

- замену устаревшей терминологии.

Основными положениями представляемого законопроекта в отличие от ныне действующей редакции Закона являются следующие вносимые с учетом многочисленных пожеланий ветеранов изменения и дополнения:

1. Внесение в текст законопроекта изменений в связи с принятием федеральных законов.

2. Упорядочение норм и положений, касающихся присвоения званий ветеранов государственной службы. Предлагается вместо многочисленных категорий ветеранов отдельных ведомств (органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, налоговой полиции, таможенных органов и т.д.) ввести рамочное понятие "ветеран государственной службы" с передачей полномочий по установлению порядка присвоения соответствующих званий Президенту РФ. Меры социальной защиты для указанной категории предлагается регламентировать соответствующим законодательством либо решениями Правительства РФ.

3. Устранение несоответствий между преамбулой статьи 2 и статьей 17, пунктами 1 и 2 статьи 2.

4. Уточнение редакции отдельных норм, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда на транспорте, коммунальных услуг, выдаче кредитов, выплате денежной компенсации вместо путевок на санаторно-курортное лечение и т.д. В этих целях вносятся изменения в статьи 14-22.

5. Устранение некоторых правовых пробелов, касающихся статуса категорий ветеранов старшего поколения и выравнивания их прав (справка прилагается).

6. Отнесение решения ряда вопросов, связанных с порядком и условиями применения отдельных норм, к компетенции органов исполнительной власти различных уровней.

Вносятся также другие изменения содержательного и редакционного характера.

Новая редакция закона учитывает решения Верховного Суда Российской Федерации по практике применения отдельных норм Федерального закона "О ветеранах" (льгот по проезду на различных видах транспорта, по оплате коммунальных услуг и т.д.), которые неоднозначно применяются исполнительными и судебными органами власти из-за нечеткостей формулировок.

Принятие данного законопроекта фактически не требует дополнительных расходов из федерального бюджета, внесения изменений в действующее законодательство, и представляется весьма своевременным в преддверии 55-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.


Приложение: справка по отдельным событиям периода Великой Отечественной войны, участие в которых ряда категорий лиц служит основанием отнесения их к участникам войны или участникам боевых действий на территории других государств - на 3 л.


Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


Принятие вышеуказанного федерального закона потребует относительного увеличения затрат в связи с изменением статуса отдельных категорий ветеранов и порядка выплаты компенсации инвалидам войны, не имеющим показаний (имеющим противопоказания) для санаторно-курортного лечения. Речь идет только о ветеранах Великой Отечественной войны, т.е. лицах, самому молодому из которых до 9 мая 1999 года исполнилось 72 года. Численность этих граждан ежегодно снижается. Кроме того, все они согласно действующему законодательству уже пользуются льготами либо как ветераны, либо как инвалиды, либо одновременно по нескольким основаниям.

В связи с изложенным расчеты затрат проведены с определенными корректировками( методика расчета прилагается).


Расчет предполагаемых затрат на реализацию указанного законопроекта в случае его принятия


1. Расходы на установление дополнительных мер социальной защиты для лиц, принимавших участие в разминировании территорий, в случае отнесения их к п/п "е", п.2, ст.2 ФЗ "О ветеранах"


5000 х (3,8 - 1,5) тыс.руб. = 11 500 000 руб.


2. Расходы на установление дополнительных мер социальной защиты для бойцов и командного состава истребительных батальонов, в случае отнесения их к п/п "е", п.2, ст.2 ФЗ "О ветеранах"


40 000 х (3,8 - 1,5) тыс.руб. = 9 200 000 руб.


3. Расходы на установление дополнительных мер социальной защиты для военнослужащих, участвовавших в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года в выполнении правительственных заданий по боевому тралению, разминированию территорий и объектов на территории Российской Федерации и других государств


1,3 тыс.руб. х 6102 = 7 900 000 руб.


4. Расходы на компенсацию санаторно-курортного лечения инвалидам Отечественной войны, имеющим противопоказания для санаторно-курортного лечения:


340 х 135 000 : 2 = 23 000 000 руб.


Таким образом, общая сумма предполагаемых затрат в расчете на год составляет:


11 500 000 + 9 200 000 + 7 900 000 + 23 000 00 = 51 600 000 руб.


Поскольку в течение 1998 года численность только инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не считая остальные категории ветеранов войны,


II. Расчет предполагаемых затрат по конкретным категориям:


1) Лица, принимавшие участие в разминировании территорий

- первоначальная численность - 50000 чел.

- за вычетом погибших и ставших инвалидами в период участия в событиях:

50000 - 500 = 49 500 чел.

- за вычетом умерших до 1998 года:

49 500 - (49 500 x 0,87) = 6 400 чел.

- за вычетом умерших в 1998-99 гг:

570

507

6400 - (6400 x 11%) - (570 x 11%) = 5 323 чел.

Примечание:

1. Для расчета затрат, необходимых для предоставления льгот данной категории ветеранов, принята численность 5000 чел.

2. Фактические затраты на предоставление льгот лицам, принимавшим участие в разминировании территорий, составят разницу между затратами на предполагаемые льготы по ст.2 п.1 и затратами, осуществляемыми в настоящее время:


5000 х (3,8 - 1,5) тыс.руб. = 11 500 000 руб.


2. Бойцы и командный состав истребительных батальонов,

первоначальная численность - 500 000 чел.

- за вычетом переведенных в ряды Красной Армии, пополнивших партизанские отряды и отнесенных действующим ФЗ "О ветеранах" к участникам войны (в общей сложности - 30 %):


500 000 - 150 000 = 350 000 чел.


- за вычетом погибших и ставших инвалидами в период участия в событиях:


350 000 - 3 500 = 347 500 чел.


- за вычетом умерших до 1998 года:


347500 - (347500 х 0,87) = 45 175 чел.


- за вычетом умерших в 1998-99 гг: 40 000 чел.

Примечание:

1. Для расчета принята численность 40 000 чел.

2. Фактические затраты составят разницу между затратами на предполагаемые льготы по ст.2 п.1 и затратами, осуществляемыми в настоящее время:


40 000 х (3,8 - 1,5) тыс.руб. = 9 200 000 руб.


3. Военнослужащие, участвовавшие в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года в выполнении правительственных заданий по боевому тралению, разминированию территорий и объектов на территории Российской Федерации и других государств

первоначальная численность - 13560 чел.

- за вычетом погибших и ставших инвалидами в период участия в событиях:


13560 - (13 560 х 10%) = 12 204 чел.


- за вычетом умерших до 1998 года (50%):


12 204 х 50% = 6 102 чел.


Для расчета принята численность 6 102 чел.

Стоимость льгот в расчете на 1 чел. в год по данной категории составляет 1,3 тыс.руб.

Общие затраты на предоставление льгот указанной категории составят:


1,3 тыс.руб. х 6102 = 7 900 000 руб.


4. Расходы на компенсацию санаторно-курортного лечения инвалидам Отечественной войны, имеющим противопоказания для санаторно-курортного лечения:

- численность инвалидов Великой Отечественной войны 554 тыс.чел.

- численность участников Великой Отечественной войны - инвалидов от общего заболевания 800 тыс.чел.

не имеет показаний около 10% = 135 тыс.чел.

- размер компенсации 4 минимальных - 340 руб. 1 раз в два года

Общая сумма затрат на год:


340 х 135 000 : 2 = 23 000 000 руб.


Таким образом, общая сумма предполагаемых затрат в расчете на год составляет:


11 500 000 + 9 200 000 + 7 900 000 + 23 000 00 = 51 600 000 руб.


Однако следует иметь в виду, что только за 1998 год численность лишь инвалидов и участников Великой Отечественной войны сократилась почти на 300 тыс., затраты на реализацию льгот только этой категории ветеранов сократились за год на:


300 000 х 5 000 = 1 500 000 000 руб. (не считая пенсий)


Темпы снижения численности этой категории населения в 1999 году не уменьшатся, поэтому к началу 2000 года "экономия" государственных средств составит 3 000 000 руб.

Нельзя забывать и о том, что за 1995-1997 гг. за счет отрицательной демографической динамики среди ветеранов Великой Отечественной войны общая сумма затрат государственных средств из бюджетов всех уровней снизилась на 6,5 млрд.руб. с нарастающей тенденцией к снижению в ближайшие годы.

Таким образом вносимые коррективы в Федеральный закон "О ветеранах" фактически не повлекут дополнительных затрат средств из бюджетов различных уровней.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах"


В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения действующих нормативных правовых актов, либо принятия новых актов федерального законодательства.


Варенников В.И.


Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения
боевых действий с участием граждан Российской Федерации


Раздел I


Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года

Советско-польская война: март-октябрь 1920 года

Боевые действия в Испании: 1936-1939 годы

Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года

Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года

Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года

Боевые операции по ликвидации басмачества: с октября 1922 года по июнь 1931 года

Боевые действия в районе озера Хасан: с 29 июля по 11 августа 1938 года

Боевые действия на реке Халхин-Гол: с 11 мая по 16 сентября 1939 года

Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года

Боевые действия в Китае: с августа 1924 года по июль 1927 года; октябрь-ноябрь 1929 года; с июля 1937 года по сентябрь 1944 года; июль-сентябрь 1945 года; с марта 1946 года по апрель 1949 года; март-май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО); с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая)

Боевые действия в Венгрии: 1956 год

Боевые действия на острове Даманский: март 1969 года

Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года


Раздел II


Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года

Оборона города Севастополя: с 5 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года

Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года

На лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".


Раздел III


Боевые действия в Алжире: 1962-1964 годы

Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская республика): с октября 1962 года по март 1963 года; июнь 1967 года; 1968 год; с марта 1969 года по июль 1972 года; с октября 1973 года по март 1974 года; с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала)

Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 года по март 1963 года; с ноября 1967 года по декабрь 1969 года

Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года

Боевые действия в Сирии: июнь 1967 года; март-июль 1970 года; сентябрь-ноябрь 1972 года; октябрь 1973 года

Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года

Боевые действия в Мозамбике: 1967-1969 годы; с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года

Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1979 года

Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года

Боевые действия в Камбодже: апрель-декабрь 1970 года

Боевые действия в Бангладеш: 1972-1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР)

Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 года; с августа 1964 года по ноябрь 1968 года; с ноября 1969 года по декабрь 1970 года

Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года

На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах"."


Справка по отдельным событиям периода Великой Отечественной войны,
участие в которых ряда категорий лиц служит основанием отнесения
их к участникам войны или участникам боевых действий на территории
других государств


Использованы материалы:

- данные переписи населения 1939 года;

- расчетные данные Госкомстата РФ о численности населения на 01.01.1999 г.;

- данные Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР об административно-территориальном делении РСФСР в период Великой Отечественной войны - (изд. "Ведомости ВС РСФСР " 1942 г., и "Известия Советов депутатов трудящихся СССР" 1946 г. - с учетом изменений, происшедших с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г).;

- материалы историко-архивного и военно-мемориального Центра Минобороны РФ;

Материалы исследований Военно-Морской Академии "Опыт ведения минно-заградительных и противоминных действий в периоды Русско-Японской, Первой и Второй мировых войн. Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и послевоенных локальных конфликтов" Изд. 1991 г.

I. К обоснованию отнесения ряда категорий ветеранов к категории участников войны, участников боевых действий на территории других государств на основании правительственных решений

1. Лица, привлекавшиеся органами местной власти для выполнения правительственных заданий по сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период Великой Отечественной войны

Постановление ГКО СССР от 19.02.44 г. N 5216

(о создании при районных советах Осоавиахима СССР освобожденных от оккупации областей районных команд по разминированию территории и сбору трофеев из числа лиц обоего пола в возрасте не моложе 15 лет, преимущественно из членов Осоавиахима)

Постановление ГКО СССР от 19.09. 44 г. N 6564

(о распространении на личный состав районных команд Осоавиахима на время их работ по разминированию Постановления СНК СССР N 1269 от 16.07.1940 г. "О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям").

Их архивных данных: за период 1.03.44 г. по 15.07.45 г. разминировано 1529669 кв. км территории, собрано и уничтожено 49538855 взрывоопасных предметов.

Только за 7 месяцев 1945 года погибло 377 человек, ранено 533 человека, Указом Президиума Верховного Совета СССР N 247/ 19 от 27 февраля 1944 г. орденами и медалями награждены 703 бойца-минера.

По данным на сентябрь 1944 года подготовлено 46 тыс. инструкторов и бойцов-минеров.

Близкие к этому результаты дают и расчеты:

В период войны в состав РСФСР входили 51 административная единица, в том числе 12 областей (660 районов), где велись боевые действия. Численный состав отрядов определялся из расчета 50-100 чел. на район. Для расчета взята средняя численность равная 75 чел. на район. Общая ориентировочная численность привлекавшихся к подготовке: 75 х 660 - 49500 чел.

Для упрощения дальнейших расчетов принята численность 50 тыс. чел.


2. Истребительные батальоны

военизированные добровольческие формирования граждан СССР, созданы в период Великой Отечественной войны для выполнения правительственных заданий:

Постановление СНК СССР от 24 июня 1941 года "О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами противника в прифронтовой полосе" и "Об охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов"

Постановление ГКО от 9 апреля 1942 г. о порядке обеспечения денежным и материальным довольствием НКВД СССР указанных лиц;

на них было распространено действие постановления СНК СССР N 1269 от 16.07.1940 г. " О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям" и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время"

По данным официальных архивных материалов истребительные батальоны непосредственно принимали участие в оборонительных боях вместе с частями Красной Армии, многие истребительные батальоны стали базой для создания партизанских отрядов и использовались для пополнения частей Красной Армии (Ленинград - 1 стрелковая дивизия, Сталинград - 10 стрелковая дивизия, Москва и Московская область - 155 стрелковая дивизия и 158 стрелковая дивизия.) Ориентировочная численность бойцов истребительных батальонов к августу 1941 года составляла 300 тыс. чел.

В действующей редакции ФЗ "О ветеранах" к участникам войны отнесена лишь часть указанного выше контингента, а именно - бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, участвовавшие в боевых операциях при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 1 января 1944 года по 9 мая 1945 г.; к участникам боевых действий на территории других государств отнесена аналогичная категория ветеранов, выполнявшая правительственные задания в послевоенный период (с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.). Лица, привлекавшиеся к указанным операциям в период 1941-1944 годов не вошли ни в одну из этих категорий.

С учетом реального увеличения численности указанной категории лиц в течение Великой Отечественной войны в период с 1941 за исходную численность взята численность 500 тыс. чел.


3. Военнослужащие, участвовавшие в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года в выполнении правительственных заданий по боевому тралению, разминированию территорий и объектов на территории Российской Федерации и других государств

Постановление Совета народных комиссаров СССР N 409-166с от 18.02.46 г. "О мероприятиях по обеспечению безопасности судоходства на морских путях СССР";

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23.02.48 г. "О награждении орденами и медалями СССР адмиралов, офицеров, старшинского и рядового состава Военно-Морских Сил Вооруженных Сил СССР"

Боевое траление по данным исследований военно-морской Академии официально было завершено в 1957 году. В этих операциях принимало участие 452 корабля. За период послевоенного траления погибло 17 и получили боевые повреждения 12 тральщиков. Численность лиц, принимавших участие в боевом тралении в послевоенный период, составляет примерно 13560 человек.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.