Проект федерального закона "О карантине растений" (внесен депутатами ГД Агафоновым В.А., Пономаревым А.А., Рыгаловым А.А., Чернышевым А.А.) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона
"О карантине растений"


 Досье на проект федерального закона

  Глава I.   Общие положения
  Глава II.  Система органов исполнительной власти,
             осуществляющих государственное регулирование
             в области карантина растений
  Глава III. Организация карантина растений
  Глава IV.  Государственная служба карантина растений
             Российской Федерации
  Глава V.   Разрешение споров и ответственность за нарушение
             законодательства в области карантина растений
  Глава VI.  Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы осуществления карантина растений и направлен на предотвращение проникновения и распространения на территории Российской Федерации карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

карантин растений - система мероприятий, направленных на защиту растений и растительной продукции от карантинных объектов;

растения - растения и части растений, включая семена;

растительная продукция - любая непереработанная и переработанная продукция растительного происхождения;

подкарантинная продукция (подкарантинные материалы) - любая продукция, грузы, материалы, тара, упаковка, транспортные средства, которые могут способствовать распространению или с помощью которых могут распространяться карантинные объекты;

карантинные объекты (карантинные вредители, возбудители болезней растений и сорняки) - вредители растений, возбудители болезней растений и сорняки, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Российской Федерации, способные принести значительный вред растениям или растительной продукции;

подкарантинные объекты - обособленные природные ресурсы, помещения, резервуары, оборудование, подкарантинная продукция, а также любой иной объект, который способен являться источником внесения и распространения карантинных объектов;

карантинная зона - территория, на которой установлен карантинный режим в связи с выявлением карантинных объектов.


Статья 2. Правовое регулирование отношений в области карантина растений

Правовое регулирование отношений в области карантина растений осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области карантина растений вправе издавать нормативные акты, регулирующие отношения в области карантина растений в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными в настоящей статье федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области карантина растений

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области карантина растений относятся:

осуществление единой государственной политики в области карантина растений;

издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и контроль за их соблюдением;

осуществление карантинного фитосанитарного контроля;

установление и снятие карантинного режима;

защита растений и растительной продукции от карантинных объектов;

разработка и утверждение перечня карантинных объектов (карантинных вредителей, возбудителей болезней и сорняков);

установление карантинного фитосанитарного состояния на территории Российской Федерации;

разработка и утверждение правил по карантину растений;

разработка и установление порядка ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, транзита по территории Российской Федерации подкарантинной продукции;

определение карантинных фитосанитарных условий производства, транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции;

карантинная фитосанитарная сертификации подкарантинной продукции;

организация карантинного фитосанитарного оздоровления и проведение обеззараживания подкарантинных объектов;

иные предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.


Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области карантина растений

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области карантина растений осуществляют те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.


Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в области карантина растений

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области карантина растений в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Глава II. Система органов исполнительной власти, осуществляющих
государственное регулирование в области карантина растений


Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование в области карантина растений

Государственное регулирование в области карантина растений осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений.


Статья 7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное регулирование в области карантина растений

Государственное регулирование в области карантина растений на территории субъектов Российской Федерации в части полномочий субъектов Российской Федерации осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области карантина растений непосредственно или через территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области карантина растений.


Статья 8. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечивает защиту растений и растительной продукции от карантинных объектов.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений в целях защиты растений 'и растительной продукции от карантинных объектов создает, в установленном порядке, специализированные государственные органы и учреждения, осуществляющие карантин растений.

Положение о специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области карантина растений утверждается Правительством Российской Федерации.


Глава III. Организация карантина растений


Статья 9. Правила по карантину растений

Нормативные документы и иная нормативно-техническая документация в области карантина растений (правила по карантину растений) определяют порядок и условия осуществления карантина растений с целью защиты растений и растительной продукции от карантинных объектов.

Правила по карантину растений утверждаются государственными органами, осуществляющими карантин растений.


Статья 10. Перечень карантинных объектов

С целью защиты растений и растительной продукции должны быть определены:

виды животных, считающиеся карантинными вредителями растений;

возбудители болезней растений, считающиеся карантинными;

виды растений, считающиеся карантинными сорняками.

Перечни карантинных объектов (карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков) утверждаются государственными органами, осуществляющими карантин растений.


Статья 11. Установление и снятие карантинного режима

При установлении зараженности (засоренности) земель, растительности, иных природных ресурсов, помещений, оборудования и других подкарантинных объектов, по представлению государственных органов, осуществляющих карантин растений, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют карантинную зону и устанавливают в ней карантинный режим.

В карантинной зоне проводятся мероприятия по борьбе с карантинными объектами: локализация и ликвидация очагов карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, вводятся запреты и ограничения на использование и вывоз определенного имущества и подкарантинных материалов, устанавливаются иные запреты и ограничения.

При полной ликвидации очагов карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков по представлению государственных органов, осуществляющих карантин растений, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации снимают карантинный режим и упраздняют карантинную зону.


Статья 12. Государственный надзор по карантину растений

Государственный надзор по карантину растений проводится государственными органами, осуществляющими карантин растений, с целью проверки соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области карантина растений и правил по карантину растений:

при производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции;

при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации подкарантинной продукции;

по выявлению, локализации и ликвидации очагов карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков;

по борьбе с карантинными объектами.


Статья 13. Государственный карантинный фитосанитарный контроль

Объектами государственного карантинного фитосанитарного контроля являются следующие подкарантинные объекты:

семена и посадочный материал, растения и их части (черенки, отводки, луковицы, корневища, корни, корнеплоды, горшечные растения, срезы цветов и так далее);

свежие и сушенные овощи, плоды, ягоды, грибы;

орехи, в том числе арахис, кофе в зернах, какао-бобы, копра, табак-сырец, сахар-сырец, пряности, чай, специи;

зерно и продукты его переработки, семена масличных и технических культур и продукты их переработки, волокно хлопчатника, льна и других прядильно-волокнистых культур, растительное сырье;

растительные вложения в почтовых отправлениях, ручной клади, багаже и грузобагаже;

тара, древесина, поделочная древесина и изделия из нее, упаковочные материалы (за исключением синтетических), изделия из растительных материалов;

фураж, подстилка при ввозе животных в Российскую Федерацию из карантинных зон;

культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематоды, клещи, насекомые, являющиеся возбудителями или переносчиками возбудителей болезней растений или повреждающие живые растения, растительную продукцию;

коллекции насекомых, возбудителей болезней растений, гербарий и коллекции семян;

почва, торф и смеси их с другими материалами, кожевенное сырье, шерсть;

транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию из карантинных зон;

помещения, где складируются, перерабатываются, используются и реализуются подкарантинные материалы;

участки земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и иных категорий, в том числе прилегающие к Государственной границе Российской Федерации, к пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации, местам складирования, переработки, использования и реализации подкарантинных материалов;

любые иные обособленные природные ресурсы и другие объекты, включая домашних животных, движимое и недвижимое имущество, с которыми могут распространяться карантинные вредители, возбудители болезней растений и сорняки.


Статья 14. Карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции

Транспортировка, хранение, переработка, использование и реализация подкарантинной продукции допускается, если на нее имеется фитосанитарный или карантинный сертификат, удостоверяющий ее соответствие карантинным фитосанитарным требованиям и правилам по карантину растений.

Фитосанитарный сертификат сопровождает подкарантинную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию или вывозимую из Российской Федерации. Фитосанитарный сертификат на подкарантинную продукцию, ввозимую в Российскую Федерацию удостоверяет ее соответствие правилам по карантину растений, действующим в Российской Федерации, и карантинным фитосанитарным условиям и требованиям, определяемым государственными органами, осуществляющими карантин растений в Российской Федерации, а фитосанитарный сертификат на подкарантинную продукцию, вывозимую из Российской Федерации, должен соответствовать фитосанитарным требованиям, предъявляемым иностранным государством, куда импортируется указанная продукция. Форма и содержание фитосанитарных сертификатов определяется международными договорами Российской Федерации.

Карантинный сертификат сопровождает подкарантинную продукцию только на территории Российской Федерации. Карантинный сертификат на подкарантинную продукцию содержит сведения о ее карантинном фитосанитарном состоянии, карантинных фитосанитарных условиях транспортировки, хранения, переработки, использования, реализации и иных требований правил по карантину растений.


Статья 15. Охрана территории Российской Федерации от заноса и распространения карантинных объектов

Ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции допускается в случае, если на указанную продукцию оформлены документы, разрешающие ее ввоз, а также документы, удостоверяющие ее фитосанитарное состояние требованиям и условиям, установленным законодательством Российской Федерации, правилам по карантину растений и международным договорам Российской Федерации.

Запрещен ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, или не соответствующей правилам по карантину растений.

Ввоз подкарантинной продукции в Российскую Федерацию допускается только в пунктах пропуска через Государственную границу, где имеются пограничные пункты по карантину растений.

Подкарантинная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, подлежит обязательному карантинному фитосанитарному контролю.

Ввозимая в Российскую Федерацию подкарантинная продукция подлежит первичному карантинному фитосанитарному контролю в пунктах ввоза и вторичному - в местах назначения.

Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации подкарантинных объектов проводят государственные органы, осуществляющие карантин растений, и федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 16. Производство, заготовка, транспортировка, хранение, переработка, использование и реализация подкарантинной продукции

Граждане и юридические лица обеспечивают карантинные фитосанитарные условия производства, заготовки, транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции.

Запрещается применение в любых формах подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами, кроме предназначенной для переработки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Карантинные фитосанитарные условия транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции определяются государственными органами, осуществляющими карантин растений в соответствии с правилами по карантину растений.


Статья 17. Обеззараживание и очистка подкарантинной продукции

Подкарантинная продукция, ввозимая в Российскую Федерацию, зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию - в пунктах пропуска через Государственную границу.

Транспортные средства, использованные для ввоза в Российскую Федерацию и предназначенные для вывоза из Российской Федерации подкарантинной продукции, подлежат обязательной очистке, а в случае необходимости обеззараживанию, в порядке, установленном государственными органами, осуществляющими карантин растений.

Необходимость обеззараживания определяется должностными лицами государственных органов, осуществляющих карантин растений.

Работы по обеззараживанию подкарантинной продукции проводятся в фумигационных камерах, штабелях, трюмах судов и барж, вагонах, контейнерах и иных приспособленных для этого емкостях и помещениях.

Фумигация, дегазация, рефрижерация и другие методы обеззараживания и очистки подкарантинной продукции и транспортных средств применяются в порядке определенном государственными органами, осуществляющими карантин растений.


Статья 18. Обязанности транспортных организаций, а также юридических лиц и граждан, которым принадлежит подкарантинная продукция и транспортные средства в области карантина растений

Транспортные организации, в том числе морские и речные порты, пристани, железнодорожные и автодорожные станции, аэропорты, организации связи, а также юридические лица и граждане, которым принадлежит подкарантинная продукция и транспортные средства, обязаны:

немедленно извещать государственные органы, осуществляющие карантин растений о прибытии подкарантинной продукции;

не допускать в пунктах пропуска через Государственную границу скопления подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами;

не допускать вскрытия прибывших в Российскую Федерацию вагонов, судов, автомобилей и других транспортных средств с подкарантинной продукцией без разрешения государственных органов, осуществляющих карантин растений;

создавать необходимые условия для своевременного проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля и досмотра;

выделять для хранения подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию, помещения, отвечающие карантинным фитосанитарным требованиям;

не допускать очистки транспортных средств в пути следования, а также в местах для этого не предназначенных;

обеспечивать надлежащее хранение подкарантинной продукции до начала проведения государственного карантинного фитосанитарного контроля и досмотра;

выделять специально оборудованные причалы, площадки, помещения, в случае необходимости рабочих и транспортные средства для проведения обеззараживания или очистки подкарантинной продукции;

при обнаружении повреждений подкарантинной продукции и транспортных средств, следов или признаков зараженности карантинными объектами, немедленно сообщать об этом государственным органам, осуществляющим карантин растений;

обеспечить транспортировку подкарантинной продукции, исключающую потери подкарантинной продукции и возможное заражение территории Российской Федерации карантинными объектами;

иметь необходимое оборудование, средства и условия для проведения обеззараживания или уничтожения подкарантинной продукции и содержать их в исправном состоянии;

нести другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 19. Выявление и предупреждение распространения карантинных объектов

В целях своевременного выявления первичных очагов карантинных объектов, определения границ их распространения, подлежат систематическому обследованию земли, посевы и насаждения сельскохозяйственных, лесных, декоративных, лекарственных и других культур, территории, склады и другие объекты, принадлежащие юридическим лицам и гражданам, деятельность которых связана с производством, заготовкой, транспортировкой, хранением, переработкой и реализацией подкарантинной продукции.

При выявлении очагов карантинных объектов на соответствующие территории в установленном настоящим Федеральным законом налагается карантин.

В зонах широкого распространения карантинных объектов осуществляются мероприятия по борьбе с ними и предотвращению их распространения.

Зерно и другая подкарантинная продукция, засоренная семенами карантинных сорняков, подлежит переработке по технологиям, обеспечивающим лишение жизнеспособности семян культуры и сорняков. Вывоз с места переработки конечной продукции, в том числе отходов, с наличием жизнеспособных семян, не допускается.


Статья 20. Отчуждение или изъятие подкарантинной продукции

В соответствии с законодательством Российской Федерации с целью предотвращения проникновения и распространения карантинных объектов может быть отчуждена, уничтожена или изъята подкарантинная продукция.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного в результате изъятия подкарантинной продукции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Статья 21. Лабораторный анализ, экспертиза, использование или уничтожение подкарантинной продукции

Подкарантинная продукция, в целях установления ее заражения карантинными объектами, подлежит лабораторному анализу или экспертизе.

Подкарантинная продукция, которая обладает признаками зараженности подкарантинными объектами в мере, исключающей возможность ее дальнейшего использования, подлежит уничтожению без проведения экспертизы.

Экспертиза подкарантинной продукции проводится государственными органами, осуществляющими карантин растений.


Статья 22. Должностные лица, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль

Государственный надзор по карантину растений и государственный карантинный фитосанитарный контроль проводят должностные лица государственного органа, осуществляющего карантин растений.

Должностные лица, осуществляющие государственный надзор по карантину растений и государственный карантинный фитосанитарный контроль в пределах своей компетенции имеют право:

беспрепятственно посещать подкарантинные объекты независимо от форм собственности на них и организационно-правовых форм юридических и физических лиц, которым они принадлежат, а также территорий, где они находятся;

получать от граждан и юридических лиц информацию, касающуюся фитосанитарного состояния подкарантинных объектов;

проводить отбор образцов и (или) проб с подкарантинных объектов;

запрещать транспортировку, переработку, использование и реализацию подкарантинных объектов;

давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и правил по карантину растений;

принимать решение об обеззараживание, очистке, уничтожении или возврате подкарантинных объектов;

осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Должностным лицам государственного органа, осуществляющего карантин растений, выполняющим функции государственного надзора по карантину растений и карантинному фитосанитарному контролю, разрешается хранение, ношение и применение специальных средств и служебного оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Глава IV. Государственная служба карантина растений
Российской Федерации


Статья 23. Основные принципы организации государственной службы карантина растений Российской Федерации

Государственная служба карантина растений Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов и учреждений, осуществляющих карантин растений.

Система государственной службы карантина растений Российской Федерации включает в себя:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области карантина растений;

государственные органы (инспекции, пограничные, районные и межрайонные пункты по карантину растений, лаборатории, экспедиции и другие подразделения), созданные в соответствии с настоящим Федеральным законом, и осуществляющие карантин растений на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, городах, районах, пунктах пропуска через Государственную границу;

государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие деятельность в целях обеспечения карантина растений.

Положение о государственной службе карантина растений утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 24. Флаг и опознавательный знак государственных органов, осуществляющих карантин растений

Государственные органы, осуществляющие карантин растений, имеют флаг, вымпел и опознавательный знак.

Положение о флаге, вымпеле и опознавательном знаке государственных органов, осуществляющих карантин растений, их описание и рисунок, утверждается Правительством Российской Федерации.


Статья 25. Государственная защита должностных лиц государственной службы, осуществляющих карантин растений

Должностные лица государственной службы, осуществляющие карантин растений, подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 26. Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации

Финансирование государственной службы карантина растений Российской Федерации осуществляется за счет:

средств федерального бюджета;

средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг по карантину растений органами и учреждениями государственной службы карантина растений Российской Федерации;

средств, получаемых от граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в порядке возмещения понесенных государственными органами и учреждениями государственной службы карантина растений Российской Федерации расходов на проведение мероприятий по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации очагов карантинных вредителей, возбудителей болезней растений и сорняков, досмотру и обеззараживанию подкарантинных объектов, в том числе подкарантинной продукции, хранению, задержанию, уничтожению и возврату подкарантинной продукции;

средств, получаемых от издательской деятельности;

штрафов и сумм возмещения убытков за совершение правонарушений в области карантина растений;

добровольных взносов и пожертвований граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

фондов поддержки государственной службы карантина растений Российской Федерации;

других, не запрещенных законодательством Российской Федерации,

источников


Статья 27. Форма одежды должностных лиц государственных органов, осуществляющих карантин растений

Должностные лица государственных органов, осуществляющих карантин растений, имеют право на ношение формы одежды.

Форма одежды утверждается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области карантины растений.


Статья 28. Имущество государственных органов и учреждений государственной службы карантина растений Российской Федерации

Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество, используемое государственными органами и учреждениями государственной службы карантина растений Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач находятся в федеральной собственности и принадлежат указанным органам и учреждениям на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, необходимые органам и учреждениям государственной службы карантина растений Российской Федерации для выполнения возложенных на нее задач предоставляется им в безвозмездное пользование.

Земельные участки безвозмездно предоставляются органам и учреждениям государственной службы карантина растений Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование.


Глава V. Разрешение споров и ответственность за нарушение
законодательства в области карантина растений


Статья 29. Порядок разрешения споров в области карантина растений

Споры, возникающие в области карантина растений, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений и правил карантина растений

За нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений и правил по карантину растений граждане, юридические и должностные лица несут административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Штрафы за административные правонарушения в области карантина растений налагаются должностными лицами, осуществляющими карантин растений, в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий.


Статья 31. Недействительность сделок совершенных с нарушением законодательства Российской Федерации в области карантина растений и правил по карантину растений

Сделки, совершенные с нарушением законодательства в области карантина растений и правил по карантину растений являются недействительными.


Глава VI. Заключительные положения


Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 15. Федерального закона вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент

Российской Федерации


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.