Проект федерального закона N 99045329-2 "О магистральном трубопроводном транспорте" (внесен 28.04.1999 депутатами ГД Язевым В.А., Алтуховым В.Н., Веселкиным П.Н., Корниенко В.У., Михайловым В.Ф., Севенардом Ю.К., Седовым Ю.Д., Шестаковым В.А.) (не действует)

Проект федерального закона N 99045329-2
"О магистральном трубопроводном транспорте"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку
    перечень законодательных актов для изменения

Глава I.    Общие положения
Глава II.   Основы государственного регулирования в области
            магистрального трубопроводного транспорта
Глава III.  Правовые основы функционирования и развития систем
            магистрального трубопроводного транспорта
Глава IV.   Особенности экономических отношений в области
            магистрального трубопроводного транспорта
Глава V.    Антимонопольное регулирование в области
            магистрального трубопроводного транспорта
Глава VI.   Регулирование землепользования при строительстве
            и эксплуатации объектов магистрального
            трубопроводного транспорта
Глава VII.  Правовые основы промышленной и экологической
            безопасности в области магистрального
            трубопроводного транспорта
Глава VIII. Мобилизационная готовность и особенности
            делопроизводства на объектах магистрального
            трубопроводного транспорта
Глава IX.   Заключительные положения

Глава I. Общие положения


Статья 1. Цель закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации и направлен на регулирование отношений, возникающих при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, в том числе отношений организаций - собственников магистрального трубопроводного транспорта с органами государственной власти Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами любой формы собственности и физическими лицами с целью снабжения потребителей транспортируемой продукцией, решения проблем с поставкой ряда важнейшей продукции в удаленные от существующих транспортных магистралей районы Российской Федерации, обеспечения обороноспособности Российской Федерации, безопасного для граждан и окружающей природной среды функционирования объектов магистрального трубопроводного транспорта.

Настоящий Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся магистрального трубопроводного транспорта как важнейшей составляющей федеральных энергетических систем, и в частности федеральной системы газоснабжения, федеральной системы нефтеснабжения, а также правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, обеспечения обороноспособности Российской Федерации относятся к предметам ведения Российской Федерации.


Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона приведенные ниже понятия употребляются в следующем значении:

магистральный трубопроводный транспорт - совокупность имущественных производственных комплексов, каждый из которых состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных, централизованно управляемых и объединенных в определенную систему производственных и иных объектов, предназначен для транспортировки определенного вида продукции по магистральным трубопроводам от места приемки этого вида продукции до места ее сдачи потребителю или места перегрузки на другой вид транспорта;

система магистрального трубопроводного транспорта - имущественный производственный комплекс, созданный для транспортировки нефти, природного газа, нефтепродуктов, продукции химического производства, переработки угля или другого вида продукции и находящийся в собственности организации, образованной в организационно-правовой форме и в порядке, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, получившей объекты указанного комплекса в управление либо приобретшей их на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

объекты магистрального трубопроводного транспорта - производственные или технологические подземные, подводные, наземные сооружения, в том числе магистральные трубопроводы, хранилища продукции, образующие систему магистрального трубопроводного транспорта и обеспечивающие ее функционирование;

охранная зона - территория с особыми условиями землепользования, прилегающая к производственно-технологическим объектам системы магистрального трубопроводного транспорта и обеспечивающая возможность создания безопасных условий эксплуатации указанных объектов;

технический коридор - территория, по которой проложены магистральные трубопроводы одной или нескольких систем магистрального трубопроводного транспорта, энергетические или иные транспортные коммуникации, ограниченная с обеих сторон землями охранной зоны;


Статья 3. Правовая основа регулирования отношений в сфере магистрального трубопроводного транспорта

Правовой основой регулирования отношений, возникающих в сфере магистрального трубопроводного транспорта, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также соответствующие международные договоры и соглашения Российской Федерации.


Статья 4. Сфера действия настоящего закона

Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации в отношении организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта, организаций, осуществляющих деятельность в области проектирования, строительства, эксплуатации, ремонта и технической ликвидации объектов магистрального трубопроводного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также юридических и физических лиц, пользующихся услугами организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта.


Глава II. Основы государственного регулирования в области
магистрального трубопроводного транспорта


Статья 5. Основные принципы государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта

Основными принципами государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта являются:

участие государства в образовании (создании) систем магистрального трубопроводного транспорта;

участие государства в регулировании деятельности систем магистрального трубопроводного транспорта;

формирование основ экономического механизма деятельности организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта;

определение основ ценовой политики в сфере услуг по транспортировке продукции с помощью магистрального трубопроводного транспорта;

установление порядка платежей в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды и иных платежей для организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта;

обеспечение равновыгодных условий для организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта независимо от географических, климатических и иных особенностей размещения объектов указанных систем;

установление правил доступа независимых организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации по добыче, производству и поставкам продукции, к системам магистрального трубопроводного транспорта;

установление норм и правил, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности функционирования объектов и систем магистрального трубопроводного транспорта и государственный контроль за их реализацией;

развитие международного сотрудничества в области магистрального трубопроводного транспорта.


Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области магистрального трубопроводного транспорта относятся:

разработка и реализация государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта;

осуществление государственного надзора и контроля за безопасностью объектов магистрального трубопроводного транспорта;

стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация в области магистрального трубопроводного транспорта.

Правительство Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляет полномочия, вытекающие из его функций, установленных Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Правительства Российской Федерации утверждает:

федеральную программу развития и реконструкции магистрального трубопроводного транспорта;

правила охраны объектов магистрального трубопроводного транспорта;

порядок доступа независимых организаций к системам магистрального трубопроводного транспорта в связи с транспортировкой их продукции;

Правительство Российской Федерации устанавливает:

основы экономического механизма функционирования организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта;

принципы ценообразования на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта;

порядок разработки и реализации мер по действиям организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта в чрезвычайных ситуациях;

принципы координации межгосударственного сотрудничества в сфере магистрального трубопроводного транспорта.


Статья 7. Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта

В совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта находятся:

разработка и реализация межрегиональных программ по развитию систем магистрального трубопроводного транспорта;

лицензирование деятельности организаций магистрального трубопроводного транспорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

реализация государственной политики в области ценообразования и тарифов на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта;

размещение объектов систем магистрального трубопроводного транспорта;

надзор и контроль за безопасностью функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта;

организация деятельности объектов систем магистрального трубопроводного транспорта в условиях чрезвычайных ситуаций.


Статья 8. Особенности лицензирования в области магистрального трубопроводного транспорта

Деятельность, связанная с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов магистрального трубопроводного транспорта, подлежит лицензированию в порядке, установленном Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". При этом лицензия выдается организации - собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта за транспортировку определенного вида продукции; транспортировка иного вида продукции по данной системе магистрального трубопроводного транспорта может быть осуществлена при получении новой лицензии.


Статья 9. Особенности сертификации в области магистрального трубопроводного транспорта

Деятельность по транспортировке продукции с помощью магистрального трубопроводного транспорта подлежит обязательной сертификации на соответствие объектов и технологических процессов систем магистрального трубопроводного транспорта требованиям безопасности для окружающей природной среды, здоровья людей, имущества в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

Сертификация технических устройств и технологических процессов, используемых на объектах систем магистрального трубопроводного транспорта, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".


Глава III. Правовые основы функционирования и развития систем
магистрального трубопроводного транспорта


Статья 10. Особенности отношений организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные или иные организации вправе вмешиваться в деятельность организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта только в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Не допускается взимание субъектами Российской Федерации "платы за транзит" или платежей в другой форме за прохождение магистральных трубопроводов систем магистрального трубопроводного транспорта через территорию субъекта Российской Федерации.


Статья 11. Правовые особенности функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта

Функционирование систем магистрального трубопроводного транспорта осуществляется с учетом следующих правовых особенностей:

организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта обеспечивает надежное функционирование объектов указанной системы в течение всего проектного периода ее эксплуатации;

организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта несет административную ответственность за своевременную доставку продукции в объеме, соответствующем объему продукции, принятой от груза отправителя с сохранением его качества;

технологическое и диспетчерское управление производственно-технологическим объектом, подсоединенным к системе магистрального трубопроводного транспорта, осуществляется централизованно, единым органом управления организации-собственника указанной системы; собственник подсоединенного объекта не может вывести его из эксплуатации без согласования с единым органом управления организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта.

Для обеспечения надежного и бесперебойного снабжения потребителей продукцией, транспортируемой по системе магистрального трубопроводного транспорта, эффективной и безопасной эксплуатации технологически взаимосвязанных объектов указанной системы, разделение функционирующих систем магистрального трубопроводного транспорта на независимые организации может быть осуществлено только на основании Постановления Правительства Российской Федерации, а стратегически важных систем магистрального трубопроводного транспорта - на основании Федерального закона.

При необходимости изменения трассы действующего магистрального трубопровода, переноса наземного объекта (объектов) системы магистрального трубопроводного транспорта в целях освобождения земельного участка под объекты промышленного или гражданского строительства для федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны предоставить организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта иной земельный участок, пригодный для сооружения соответствующего объекта (объектов) системы магистрального трубопроводного транспорта, а соответствующие органы исполнительной власти выделить безвозмездно средства на финансирование строительно-монтажных работ по сооружению указанного объекта (объектов) системы магистрального трубопровода за счет соответствующего бюджета или за счет средств будущего землевладельца.


Статья 12. Особенности отношений при проектировании и строительстве систем магистрального трубопроводного транспорта

Проектирование и строительство новых систем магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться на основании федеральной программы развития систем магистрального трубопроводного транспорта, по решению Правительства Российской Федерации и при наличии согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается размещение объектов указанной системы. При этом Правительство Российской Федерации и субъект Российской Федерации участвуют в формировании и строительстве системы магистрального трубопроводного транспорта с приобретением в установленном законодательством Российской Федерации порядке в государственную собственность контрольного или блокирующего пакета акций собственника создаваемой системы или ее основных фондов.

Распорядиться приобретенной государственной собственностью Правительство Российской Федерации или субъект Российской Федерации может в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 13. Правовые основы ликвидации объектов магистрального трубопроводного транспорта

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта может вывести из эксплуатации и ликвидировать объект указанной системы или самую систему только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в сфере деятельности которого находится данная система магистрального трубопроводного транспорта и проведенных в установленном порядке торгов. Этот порядок не распространяется на вывод из эксплуатации объектов для капитального ремонта, аварийно-восстановительных работ, а также объектов, эксплуатация которых не может быть разрешена по соображениям безопасности.


Статья 14. Отношения организаций-собственников систем трубопроводного транспорта с владельцами коммуникаций, размещаемых в одном техническом коридоре

Отношения организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта с владельцами других коммуникаций, расположенных в одном техническом коридоре с принадлежащими ей магистральными трубопроводами или пересекающих эти трубопроводы, строятся на основании договоров, определяющих совместные действия по обеспечению безопасной и надежной эксплуатации указанных магистральных трубопроводов и коммуникаций, а также действия по предупреждению возникновения потенциально возможных аварий и чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.


Статья 15. Особенности отношений при строительстве и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта Российской Федерации на территории других государств

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта, чьи объекты строятся или эксплуатируются на территории других государств, выполняет свои функции, руководствуясь законодательством Российской Федерации и международными договорами (двухсторонними межгосударственными соглашениями), заключенными в связи с прохождением магистральных трубопроводов по территории иностранного государства.

Действия указанной организации, не предусмотренные двухсторонними межгосударственными соглашениями (договорами) и законодательством Российской Федерации, регулируются законодательством государства, на территории которого находятся объекты данной системы.


Глава IV. Особенности экономических отношений в области
магистрального трубопроводного транспорта


Статья 16. Государственное ценовое (тарифное) регулирование услуг организаций-собственников магистрального трубопроводного транспорта

Тарифы на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта, оказываемые организациями-собственниками указанных систем независимо от их форм собственности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом устанавливаемые тарифы должны обеспечить этим организациям возмещение экономически обоснованных затрат и получение прибыли при норме рентабельности, устанавливаемой для естественных монополий Российской Федерации. В состав затрат, отражаемых в тарифах, включаются затраты на проведение периодической диагностики технического состояния объектов в магистрального трубопроводного транспорта для обеспечения надежности и безопасности эксплуатации указанных объектов.

Тарифы на услуги по транспортировке продукции по системам магистрального трубопроводного транспорта не должны быть дискриминационными по отношению к любому грузоотправителю и грузополучателю транспортируемой продукции.

Грузоотправители и грузополучатели транспортируемой продукции должны иметь свободный доступ к информации о структуре и методах расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые организациями-собственниками магистрального трубопроводного транспорта.


Статья 17. Основы экономических отношений организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта с грузоотправителями и грузополучателями транспортируемой продукции

Основы экономических отношений организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта с грузоотправителями и грузополучателями транспортируемой продукции определяются нормативными документами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Экономические отношения, возникающие в связи с подключением технологических объектов грузоотправителей к системам магистрального трубопровода, регулируются договорными соглашениями, заключаемыми между заинтересованными сторонами, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В случае несоблюдения условий оплаты услуг грузополучателем, финансируемым из федерального бюджета и поставки которому не подлежат ограничению, ответственность за выполнение договорных соглашений по оплате оказанных транспортных услуг возлагается на федеральный орган исполнительной власти, через который осуществляется финансирование данного грузополучателя.

При нарушении условий договора об оплате услуг по транспортировке продукции магистральным трубопроводным транспортом, осуществленных в соответствии с международным соглашением Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, как гарант выполнения условий соглашения компенсирует организации-собственнику данной системы магистрального трубопроводного транспорта понесенные ею убытки.


Статья 18. Особенности инвестиционной политики в области магистрального трубопроводного транспорта

В целях развития систем магистрального трубопроводного транспорта, обеспечения их промышленной и экологической безопасности и решения социальных проблем районов Российской Федерации, а, также учитывая монопольный характер указанных систем транспорта, Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет особые меры, направленные на стимулирование инвестиций в данную сферу деятельности, в том числе:

определяет основания, срок и порядок включения в тарифы на услуги по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам инвестиционной составляющей, а также порядок покрытия затрат, возникающих в связи с увеличением указанного тарифа;

предоставляет государственные гарантии юридическим и физическим лицам, принявшим решение об инвестировании собственных средств в важные для Российской Федерации и экономически перспективные проекты строительства объектов или развития системы магистрального трубопроводного транспорта;

принимает решение о включении наиболее важных проектов строительства и развития систем магистрального трубопроводного транспорта в соответствующую федеральную целевую программу;

принимает решение о распространении на инвестиции в отдельные важнейшие проекты строительства или развития систем магистрального трубопроводного транспорта установленных законодательством Российской Федерации налоговых льгот и льгот по платежам;

устанавливает порядок контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти за проведением конкурсов среди потенциальных инвесторов крупных проектов по развитию систем магистрального трубопроводного транспорта.


Статья 19. Государственное регулирование в сфере обращения акций в области магистрального трубопроводного транспорта

Учитывая стратегически важное значение систем магистрального трубопроводного транспорта для общегосударственных интересов, а также с целью обеспечения их стабильного функционирования, удовлетворения потребности организаций любой формы собственности в услугах по транспортировке продукции государство, в установленном законодательством Российской Федерации порядке приобретает контрольный или блокирующий пакет акций в составе акций организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта.

Акции организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта, находящиеся в федеральной собственности по состоянию на 1 января 1999 года, а также акции организации-собственника вновь созданного акционерного общества - системы магистрального трубопроводного транспорта не подлежат приватизации, продаже, передаче в залог, передаче в управление или отчуждению в любой иной форме, кроме как на основании Федерального закона.

При купле-продаже акций организаций-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта, проведении других сделок или операций, связанных с изменением собственника указанных акций, доля акций иностранных граждан или организаций не должна превышать 25 процентов минус одна акция от общего количества и номинальной стоимости размещенных акций, включая объявленные акции. При проведении конкретных сделок доля акций организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта, которые принадлежат государству и могут быть реализованы иностранным гражданам или организациям в рамках установленной настоящей статьей предельной доли, определяется Правительством Российской Федерации. Во всех случаях, в том числе в случаях повторных эмиссии акций, не менее 25 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта находятся в собственности Российской Федерации. При повторных эмиссиях акций организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта они приобретаются в собственность Российской Федерации за счет полученных государством дивидендов и других источников.


Глава V. Антимонопольное регулирование в области магистрального
трубопроводного транспорта


Статья 20. Антимонопольные правила в системах магистрального трубопроводного транспорта

Организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта или уполномоченной им организация запрещаются действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие, как:

навязывание потребителю условий договора, не относящихся к предмету договора;

включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями;

нарушение установленного нормативными актами порядка формирования тарифов на услуги по транспортировке продукции по магистральным трубопроводам;

необоснованный отказ от заключения договора с отдельными потребителями при наличии подлежащей транспортировке продукции и возможностей ее транспортировки;

создание препятствий доступу на рынок независимым организациям; сокращение объемов производства (добычи) и поставок подлежащей транспортировке продукции с целью поддержания монопольно высоких цен.


Статья 21. Предоставление услуг по транспортировке продукции

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта обязана обеспечить недискриминационный доступ к магистральному трубопроводу любым организациям на территории Российской Федерации, нуждающимся в транспортировке своей продукции. Предоставление услуг по транспортировке продукции осуществляется организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта на договорной основе, с учетом следующих особенностей:

организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта, находящейся в государственной собственности предоставляет услуги грузоотправителям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта, создавшая и использующая указанную систему для транспортировки собственной продукции, обеспечивает недискриминационный доступ другим грузоотправителям соответствующей продукции в пределах имеющихся свободных транспортных мощностей и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта обязана обеспечить соответствие качества поставленной потребителю продукции качеству продукции, представленной грузоотправителем для ее транспортировки, вести соответствующий учет и в течение трех лет хранить документы, подтверждающие время и результаты контроля.

Порядок доступа грузоотправителей транспортируемой продукции к системам магистрального трубопроводного транспорта для поставок указанной продукции за пределы территории Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава VI. Регулирование землепользования при строительстве
и эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта


Статья 22. Предоставление земельных участков для объектов магистрального трубопроводного транспорта

Участки земли, необходимые для строительства технологических объектов систем магистрального трубопроводного транспорта, прокладки магистральных трубопроводов, а также для формирования соответствующих охранных зон указанных объектов предоставляются организации - собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта в постоянное пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, настоящим федеральным законом, с последующим их переводом в категорию земель транспорта.

Порядок использования отведенных для указанных целей участков земли в период эксплуатации объектов системы магистрального трубопроводного транспорта устанавливает Правительство Российской Федерации.


Статья 23. Статус и правовой режим использования участков земли, предоставленных для строительства объектов магистрального трубопроводного транспорта и прокладки магистральных трубопроводов

Участки земли, предоставленные для строительства и эксплуатации объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, относятся к неделимым участкам земли, переходят в земли федеральной собственности и являются участками разрешенного использования.

Разрешенное использование участков земли, предоставленных для строительства объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, определяет соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления при предоставлении этих участков организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта, предусматривая при этом перечень ограничений, направленных на исключение деградации земель, ухудшение окружающей природной среды, нанесение вреда здоровью людей. Участки земли, предоставленные для строительства объектов системы магистрального трубопроводного транспорта и прокладки магистральных трубопроводов, могут быть использованы исключительно для этих целей.

Земельные участки, предоставленные для строительства объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, не подлежат передаче в частную собственность и не могут находиться в обороте.

Участки земли, предоставленные для формирования охранных зон объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, могут быть использованы для других целей по согласованию с организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта при условии обеспечения требований безопасной эксплуатации объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, а также исключения угрозы деградации земель, нанесения вреда здоровью людей и окружающей природной среде.

Правительство Российской Федерации может установить условия, при выполнении которых организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта имеет право осуществлять строительство объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, прокладку магистральных трубопроводов, создавать охранную зону для объектов системы магистрального трубопроводного транспорта на участках земли, принадлежащих собственнику, который отказывается передавать указанные участки в установленном порядке. Право пользования такими участками земли наступает при получении организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта специальной лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом указанные условия предусматривают обязательное выполнение требований владельца участков земли, касающихся его материальных претензий.


Статья 24. Право организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта на ограниченное использование смежных участков земли (сервитут)

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта в целях осуществления беспрепятственного доступа к объектам системы магистрального трубопроводного транспорта для их срочного ремонта, ликвидации возникших аварий и выполнения других срочных, не терпящих отлагательства работ заключает временное или постоянное соглашение с собственником земельного участка на право ограниченного использования принадлежащего ему участка земли (сервитута) для проезда и доставки к объектам системы магистрального трубопроводного транспорта необходимых сил и средств, для прокладки временных инженерных и энергетических сетей на период выполнения неотложных работ.

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта компенсирует наносимый сервитутом ущерб собственнику земельного участка в объеме и в сроки, обусловленные соглашением об ограниченном использовании принадлежащего ему участка земли.


Статья 25. Предоставление участков земли организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта во временное пользование

Участки земли, необходимые для строительства или ремонта объектов системы магистрального трубопроводного транспорта и магистральных трубопроводов на ограниченный срок, предоставляются организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта во временное пользование в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

Предоставление таких участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности и отнесенных к категории земель транспорта, осуществляется безвозмездно, решением органа власти, к полномочиям которого этот вопрос отнесен земельным законодательством Российской Федерации.

Предоставление участков земли, принадлежащих другим собственникам, осуществляется с согласия собственника земельного участка на основании договора, заключаемого указанным собственником или уполномоченным им лицом и организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта. При этом указанная организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта или уполномоченная им эксплуатирующая организация по завершении обусловленных договором работ, обязаны:

рекультивировать принятый во временное пользование участок земли и сдать его владельцу, землепользователю или арендатору по акту в установленном порядке;

возместить в согласованных размерах землевладельцу, землепользователю или арендатору понесенные им убытки.


Глава VII. Правовые основы промышленной и экологической
безопасности в области магистрального трубопроводного транспорта


Статья 26. Правовые основы обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов систем магистрального трубопроводного транспорта

Правовой основой регулирования отношений, направленных на обеспечение промышленной и экологической безопасности объектов систем магистрального трубопроводного транспорта являются Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также соответствующие международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Отношения в области охраны окружающей природной среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения снижения опасности вредного воздействия объектов систем магистрального трубопроводного транспорта на окружающую среду регламентируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды, а также соответствующими статьями настоящего Федерального закона.


Статья 27. Особенности обеспечения промышленной и экологической безопасности объектов магистрального трубопроводного транспорта

Магистральный трубопроводный транспорт, в силу того, что его трубопроводы имеют большую протяженность, а транспортируемые по ним вещества могут быть пожароопасными, взрывоопасными или отравляющими, во многих случаях прокладываются в одном техническом коридоре или пересекаются с другими трубопроводами, высоковольтными линиями электропередач, магистралями железнодорожного транспорта, относится к весьма опасным объектам производственной деятельности, представляющим угрозу безопасности обслуживающего персонала, населения, окружающей природной среды.

В целях обеспечения безопасного функционирования объектов магистрального трубопроводного транспорта и регулирования возникающих при этом отношений соблюдаются следующие особые требования к обеспечению их промышленной и экологической безопасности:

строительство и эксплуатация технологических объектов систем магистрального трубопроводного транспорта могут осуществляться только на основании соответствующих разрешений, выдаваемых в установленном порядке;

для объектов систем магистрального трубопроводного транспорта устанавливается режим охраны, исключающий свободное проникновение посторонних лиц к указанным объектам и их охранную зону;

организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта осуществляет согласованные взаимодействия с организациями-собственниками иных энергетических и транспортных коммуникаций, размещенных в одном техническом коридоре, для выработки совместных действий, обеспечивающих безопасное функционирование указанных коммуникаций;

органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные и иные лица, прямо или косвенно виновные в нарушениях действующих правил безопасной эксплуатации объектов систем магистрального трубопроводного транспорта, приведших к остановке технологического процесса, несут административную ответственность в соответствии-с законодательством Российской Федерации;

юридические и физические лица, действия которых обусловили возникновение аварий, катастроф на объекте системы магистрального трубопроводного транспорта, в том числе и из-за скрытых дефектов в поставленных трубах для магистральных трубопроводов, материалах и оборудовании для их монтажа, в выполненных строительно-монтажных конструкциях, несут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации;

материальный ущерб, нанесенный организации-собственнику системы магистрального трубопроводного транспорта в результате проявленной халатности, умышленного повреждения или иных незаконных действий, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации виновными лицами или лицами, принявшими противоправные действия;

запрещается вмешательство в работу объектов систем магистрального трубопроводного транспорта лиц, неуполномоченных на то федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.


Статья 28. Нормативы и правила безопасного функционирования объектов систем магистрального трубопроводного транспорта

Перечень нормативов и правил безопасного функционирования объектов систем магистрального трубопроводного транспорта, основы их содержания, порядок разработки и утверждения устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по вопросам промышленной безопасности. Нормативы и правила безопасного функционирования объектов магистрального трубопроводного транспорта, касающиеся вопросов безопасности окружающей природной среды в установленном порядке согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по вопросам охраны окружающей природной среды.


Статья 29. Готовность объектов систем магистрального трубопроводного транспорта к действиям по локализации и ликвидации возможных аварий, катастроф системы

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта или хозяйствующая организация в целях предотвращения неконтролируемого проявления факторов опасности объектов системы магистрального трубопроводного транспорта, предупреждения возможности возникновения потенциальных аварий, катастроф, минимизации неблагоприятных последствий их возникновения и развития осуществляет специальные меры по обеспечению соответствующей готовности указанных объектов, в том числе разрабатывает план локализации потенциальных аварий, катастроф и ликвидации их последствий, создает инженерные системы контроля за важнейшими параметрами факторов опасности, оповещения о возникновении аварийных ситуаций, осуществляет предварительную подготовку персонала к действиям в аварийной ситуации.

Технологические объекты систем магистрального трубопроводного транспорта не могут функционировать, если они не обслуживаются специальными подразделениями аварийно-спасательной службы, подготовленными к эффективным действиям при возникновении потенциальных аварий, катастроф, угрожающих жизни и здоровью людей, состоянию окружающей природной среды. Норматив обеспечения объектов магистрального трубопроводного транспорта подразделениями аварийно-спасательных служб и показатели готовности указанных служб к действиям по ликвидации потенциальных аварий, катастроф утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по вопросам промышленной безопасности.


Статья 30. Прогноз вероятности возникновения аварий, катастроф

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта или эксплуатирующая организация осуществляет систематический прогноз вероятности возникновения потенциальных аварий, катастроф на объектах систем магистрального трубопроводного транспорта. Результаты прогноза утверждает руководитель организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта или эксплуатирующей организации; указанные результаты являются официальным материалом для планирования и реализации мер по решению проблем промышленной и экологической безопасности объектов системы магистрального трубопроводного транспорта.

Требования, нормы, правила и методику выполнения прогноза вероятности возникновения аварий, катастроф на объектах систем магистрального трубопроводного транспорта утверждает федеральный орган исполнительной власти уполномоченный по вопросам промышленной безопасности.

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта или эксплуатирующая организация несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за достоверность прогноза, своевременную и эффективную реализацию мер по предотвращению потенциальных аварий, катастроф, обеспечению готовности объектов системы магистрального трубопроводного транспорта к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.


Статья 31. Государственный реестр магистральных трубопроводов

В целях обеспечения безопасной эксплуатации и безопасного вывода из эксплуатации магистральных трубопроводов формируется государственный реестр указанных трубопроводов, в котором в зависимости от протяженности трубопровода, его диаметра, рабочего и испытательного давления, свойств транспортируемой по нему продукции (пожаро-взрывные, отравляющие, иные свойства), стратегического значения трубопровода, срока службы, а также с учетом невозможности постоянного наблюдения за его состоянием и иных особенностей устанавливается категория указанного трубопровода и соответствующие этой категории требования по его строительству, периодичности испытаний и контроля, характеру охранной зоны и другие требования.

Порядок классификации магистральных трубопроводов, установления требований, соответствующих данной категории трубопровода, а также порядок формирования государственного реестра магистральных трубопроводов утверждает Правительство Российской Федерации.


Статья 32. Ответственность за сохранность грузов, транспортируемых организациями магистрального трубопроводного транспорта

Со времени подписания с грузоотправителем договора на транспортируемую продукцию до оформления соответствующего документа с грузополучателем данной продукции ответственность за сохранность грузов лежит на организации-собственнике системы магистрального трубопроводного транспорта. При этом количество и качественные характеристики продукции, доставленной грузополучателю, должны соответствовать показателям, зафиксированным в договорах с грузоотправителями. При уменьшенном объеме продукции, доставленной грузополучателю, и худших качественных характеристик по сравнению с зафиксированными в договорах, организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта несет ответственность в объеме и порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.


Статья 33. Гражданско-правовая ответственность организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта за убытки и вред, причиненные в процессе эксплуатации его объектов и страхование рисков

Организации-собственники систем магистрального трубопроводного транспорта несут ответственность за убытки и вред, причиненные в процессе эксплуатации объектов систем магистрального трубопроводного транспорта гражданам, окружающей природной среде и организациям в порядке и объеме, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.


Статья 34. Ответственность за нарушение требований безопасной эксплуатации объектов систем магистрального трубопроводного транспорта

Организация-собственник магистрального трубопроводного транспорта несет ответственность за нарушение требований безопасной эксплуатации объектов системы магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственного надзора вправе остановить эксплуатацию объекта системы магистрального трубопроводного транспорта, при нарушении правил безопасной его эксплуатации, способных привести к возникновению аварии или чрезвычайной ситуации.

Организация, должностные, физические лица, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, в умышленном повреждении объектов систем магистрального трубопроводного транспорта, либо в иных незаконных действиях, нарушающих бесперебойную и безопасную работу организаций-собственников магистрального трубопроводного транспорта несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


Статья 35. Страхование ответственности организации-собственника системы магистрального трубопроводного транспорта

Организация-собственник системы магистрального трубопроводного транспорта осуществляет обязательное страхование гражданской ответственности за вред, который может быть нанесен здоровью или жизни человека, имуществу физических и юридических лиц, состоянию окружающей природной среды при строительстве, закрытии или в результате деятельности объектов указанной системы. Наличие страхового полиса страхования гражданской ответственности является одним из обязательных условий для получения организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта разрешения на осуществление строительства, закрытия или эксплуатации указанной системы.

Страховщик, вправе затребовать у страхователя материалы, необходимые для оценки степени риска возникновения его ответственности; при необходимости страховщик может провести аудиторскую проверку представленных материалов и в случае их несоответствия результатам проверки расходы покрыть за счет страхователя.

Страховая сумма обязательного страхования ответственности заявляется страхователем и подтверждается расчетами убытков от возможных последствий деятельности системы магистрального трубопроводного транспорта. Отношения страховщика и страхователя регулируются законодательством Российской Федерации.


Глава VIII. Мобилизационная готовность и особенности
делопроизводства на объектах магистрального трубопроводного транспорта


Статья 36. Мобилизационная готовность систем магистрального трубопроводного транспорта

В целях обеспечения безопасности Российской Федерация при объявлении чрезвычайного положения в связи с угрозой военных действий, а отношения Российской Федерации осуществляется мобилизационная готовность систем магистрального трубопроводного транспорта, имеющих важное значение для жизнедеятельности многих субъектов Российской Федерации.

Мобилизационная готовность систем магистрального трубопроводного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации в целях обеспечения отдельных районов, стратегически важных объектов и Вооруженных Сил Российской Федерации энергоресурсами и другой необходимой продукцией.

Мобилизационная готовность осуществляется по плану, утвержденному Правительством Российской Федерации; финансирование мероприятий мобилизационной готовности систем магистрального трубопроводного транспорта осуществляется из федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 37. Учетно-отчетное время на объектах магистрального трубопроводного транспорта

Для объектов систем магистрального трубопроводного транспорта, непосредственно обеспечивающих транспортирование продукции, независимо от их местонахождения, устанавливается единое по стране учетно-отчетное время - московское. Перечень указанных объектов утверждается организацией-собственником системы магистрального трубопроводного транспорта.


Статья 38. Язык служебного делопроизводства организации-собственников систем магистрального трубопроводного транспорта

В организациях магистрального трубопроводного транспорта служебное делопроизводство, учетно-отчетная, коммерческая и техническая документация, телефонная и электронная связь, правовая и научно-техническая информация, служебное общение по диспетчерской связи, телефону, телетайпу, селектору и другим средствам связи на объектах трубопроводного транспорта, связанных с транспортированием продукции, обслуживанием и ремонтом, ведется на русском языке.

Все надписи, обозначения и знаки, информация, реклама на объектах магистрального трубопроводного транспорта производятся на русском языке и языке субъектов Российской Федерации, на территории которых проходят магистральные трубопроводы, размещаются объекты систем магистрального трубопроводного транспорта.


Глава IX. Заключительные положения


Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 40. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

Поручить Правительству Российской Федерации:

подготовить предложения о приведении законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.


Президент Российской Федерации



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.