Проект федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" (внесен Правительством РФ и депутатами ГД С.С. Босхоловым, В.П. Воротниковым, В.И. Илюхиным, Г.И. Райковым, Ю.М. Теном) (не действует)

Проект федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных незаконным путем"

 

 Досье на проект федерального закона

 

  Глава I .  Общие положения
  Глава II.  Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных
             незаконным путем
  Глава III. Полномочия государственных органов в сфере
             противодействия легализации (отмыванию) доходов,
             полученных незаконным путем
  Глава IV.  Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией
             (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем
  Глава V.   Заключительные положения

 

В редакции, предложенной согласительной комиссией.

 

Глава I . Общие положения

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

 

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за проведением операций с денежными средствами или иными имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.

2. Основной целью настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства. Основной задачей настоящего Федерального закона является создание системы мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деяния физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Российской Федерации.

2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на:

совершенные на территории иностранного государства деяния граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской федерации лиц без гражданства, ответственность за которые предусмотрена законодательством Российской Федерации, если указанные деяния признаны правонарушением в государстве, на территории которого они были совершены, а указанные граждане и лица не были привлечены за эти деяния к ответственности в данном государстве;

совершенные вне пределов Российской Федерации деяния иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае совершения ими деяний, направленных против интересов Российской Федерации или граждан Российской Федерации, если указанные граждане и лица не были привлечены за эти деяния к ответственности в государстве, на территории которого они были совершены.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

доходы, полученные незаконным путем, - объекты гражданских прав, то есть вещи, включая деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество (далее - денежные средства или иное имущество), приобретенные в результате совершения общественно опасных противоправных действий (бездействия);

легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным в результате совершения общественно опасных противоправных действий (бездействия);

операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических или юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом (далее - обязательный контроль) - совокупность мер, осуществляемых Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а в отношении операций в иностранной валюте - Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем;

организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, - кредитные организации, риэлтерские фирмы, товарные, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, страховые организации и общества взаимного страхования, коммерческие организации, осуществляющие доверительное управление, дилерские и брокерские конторы, иные организации, осуществляющие получение, отчуждение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен и хранение денежных средств или иного имущества, организации почтовой связи, осуществляющие прием, обработку, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также почтовых и телеграфных переводов денежных средств, нотариальные конторы, осуществляющие нотариальное удостоверение сделок физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом и прав физических и юридических лиц на денежные средства или иное имущество, учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок и ним, а также казино, другие игорные заведения, имеющие игральные автоматы, рулетки, иные устройства или средства проведения основанных на финансовом риске игр, букмекерские конторы, учредители и организаторы лотерей, тотализаторов, системных (электронных) игр, ломбарды, скупочные конторы и иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.

Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных
незаконным путем

 

Статья 4. Правила осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом

 

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

регистрировать каждую разовую операцию с денежными средствами или иным имуществом, то есть документально фиксировать ее с указанием сведений о клиентах по документам, удостоверяющим личность граждан или представителей физического или юридического лица, совершаемую физическим лицом в наличной или безналичной форме на сумму, равную или превышающую 2 000 минимальных размеров оплаты труда, или совершаемую юридическим лицом на сумму, равную или превышающую 20 000 минимальных размеров оплаты труда;

представлять документы, содержащие сведения о регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом и клиентах, указанные в абзаце втором настоящей статьи, по требованию государственной налоговой инспекции, а операций в иностранной валюте - по требованию Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю;

не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, информировать при наличии указывающих на то фактических данных о совершении операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, государственную налоговую инспекцию, а о совершении в иностранной валюте - Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю с сообщением сведений, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, и указанием вида операций, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;

представлять необходимые сведения (документы, материалы, иные данные) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, по запросам суда (судьи), прокурора, органов предварительного следствия, органов дознания, государственной налоговой инспекции, федеральных органов налоговой полиции, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

исполнять решение Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а по операциям в иностранной валюте - Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю о приостановлении операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и пунктом 3 статьи 9 настоящего Федерального закона;

хранить реестры, содержащие сведения о клиентах, архив счетов и первичные документы по валютным операциям с момента открытия счета до истечения пяти лет после его закрытия, документы (договоры, контракты, соглашения) по сделкам в иностранной валюте - до истечения 10 лет;

не разглашать сведения (документы, материалы, иные данные), предусмотренные абзацами третьим, четвертым и пятым настоящей статьи, представленные в суд (судье), прокурору, в органы предварительного следствия, органы дознания, государственную налоговую инспекцию, федеральные органы налоговой полиции, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю. Сообщение о фактах представления таких сведений указанным организациям, органам и прокурору допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Регистрация операций с денежными средствами или иным имуществом

 

В случаях, предусмотренных абзацем вторым статьи 4 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом регистрируются работником организации, осуществляющей указанные операции.

Документально фиксируются:

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом, и его адрес;

наименование, регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации лица, по поручению и (или) от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, и его адрес;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления, и его адрес;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом, если она совершилась, и его адрес;

сведения, необходимые для идентификации представителя получателя - физического и (или) юридического лица, по поручению и (или) от имени которого совершалась операция с денежными средствами или иным имуществом, и его адрес;

вид операции с денежными средствами или иным имуществом и основания ее совершения (вид гражданско-правового договора или иные основания);

наименование и местонахождение организации, в которой была совершена операция с денежными средствами или иным имуществом, а также фамилия, имя, отчество и должность сотрудника оформившего эту операцию;

дата и время совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена.

Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

 

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершена, равна или превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда - для физических лиц, равна или превышает 20 000 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц, а по своему характеру она относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обосновано характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, либо по чеку, сумма которого объявлена как выигрыш;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

зачисление на счет (размещение во вклад) денежных средств в наличной форме в упаковках, опечатанных другим банком;

2) операции по банковским счетам (вкладам):

зачисление денежных средств в наличной форме физическим или юридическим лицом на счет (размещение во вклад) в течение одного банковского дня через разные банки (филиалы);

зачисление на счет (размещение во вклад) денежных средств, которые аккумулируются, а затем переводятся в другой банк (филиал), в том числе находящихся за границей;

размещение денежных средств во вклад (депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

зачисление денежных средств на счет, операции по которому не производились, с распоряжением о выплате денежных средств в наличной форме;

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

открытие вкладов (депозитов), формируемых за счет оплаченных банковских и дорожных чеков;

перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств в сумме, которая равна или превышает 20000 минимальных размеров оплаты труда, юридическим лицом, период деятельности которого не превышает одного месяца с момента его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились;

поступления иностранной валюты на счет юридического лица по внешнеторговым сделка в качестве коммерческого кредита по обязательствам, которые этим юридическим лицом не исполняются;

зачисление на счет денежных средств, поступивших от физического или юридического лица, имеющего соответственно местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения уполномоченного органа о незаконном производстве наркотических средств, либо являющегося владельцем в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах;

списание со счета денежных средств, поступивших от физического или юридического лица, имеющего соответственно местожительство или местонахождение в оффшорной зоне, свободной или особой экономической зоне или в регионах, в отношении которых имеются сведения уполномоченного органа о незаконном производстве наркотических средств, либо являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в указанных зонах или регионах;

3) операции, связанные с представлением и получением кредитов (займов) в денежной форме:

выдача кредита под залог сберегательного (депозитного) сертификата; предоставление или получение кредита (займа), исполнение обязательств по которому обеспечено залогом документально удостоверенных имущественных прав заемщика на вклад в иностранном банке;

предоставление или получение кредита (займа) с превышением либо занижением на 50 процентов и более размера процентов на сумму кредита (займа) по сравнению со средним размером процентов на кредиты (займы) на внутреннем рынке;

4) операции с ценными бумагами:

получение комиссионного вознаграждения в размере, превышающем обычные тарифы, за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами;

единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим отклонение от текущих рыночных цен более чем на 20 процентов по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с нарушением правил, ограничивающих манипулирование ценами на рынке ценных бумаг;

осуществление операций, при которых одни и те же ценные бумаги многократно продаются и затем выкупаются в сделках с одной и той же стороной;

5) операции с движимым или недвижимым имуществом:

операции с движимым или недвижимым имуществом, имеющие признаки недействительных сделок, предусмотренные федеральным законом;

сделки с движимым или недвижимым имуществом, совершенные с нарушением установленного законом порядка оформления, нотариального удостоверения или государственной регистрации указанных сделок, и возникновение или прекращение прав на движимое или недвижимое имущество, полученных с нарушением установленного законом порядка оформления, нотариального удостоверения или государственной регистрации указанных операций;

помещение в банк или ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей при наличии сведений, свидетельствующих об отсутствии связи этой операции с деятельностью лица, совершившего указанную операцию, его доходами и имущественным положением;

помещение на хранение имущества с обезличиванием, не обусловленное условиями хранения или свойствами этого имущества.

3. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в соответствии с абзацем четвертым статьи 4 и статьей 5 настоящего Федерального закона в государственную налоговую инспекцию, а об операциях в иностранной валюте - в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю для обобщения и анализа в целях предупреждения и выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. В предусмотренных законом случаях государственные налоговые инспекции и Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю направляют указанные сведения в соответствующие органы предварительного следствия и органы дознания.

Статья 7. Представление сведений, составляющих коммерческую, банковскую или служебную тайну

 

2. Представление организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом, за исключением банков и иных кредитных организаций, сведений (документов, материалов, иных данных) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, включая операции, подлежащие обязательному контролю, в суд (судье), прокурору, в Счетную палату Российской Федерации, органы предварительного следствия, органы дознания, государственную налоговую инспекцию, федеральные органы налоговой полиции, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, таможенные органы Российской Федерации и учреждения Центрального банка Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной и коммерческой тайны. Не относятся к служебной или коммерческой тайне сведения, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. Сведения (справки) о финансовых операциях, счетах и вкладах граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц представляются банками и иными кредитными организациями в суд (судье), прокурору, в Счетную палату Российской Федерации, государственную налоговую инспекцию, федеральные органы налоговой полиции, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, таможенные органы Российской Федерации по запросам руководителей указанных организаций и органов, прокурора, а при наличии согласия прокурора - в органы предварительного следствия или органы дознания по делам, находящимся в их производстве.

Указанное требование распространяется на получение в центральном аппарате, территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах и полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации сведений о финансовых операциях, счетах и вкладах из отчетов банков и иных кредитных организаций, представленных в связи с исполнением Центральным банком Российской Федерации лицензионных, надзорных и контрольных функций, а равно на получение в аудиторских организациях сведений о финансовых операциях, счетах и вкладах банков и иных кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученных в ходе проводимых проверок организациями и органами, указанными в части первой настоящего пункта.

3. Сведения (справки) о счетах и вкладах физических лиц представляются банками и иными кредитными организациями в суд (судье), прокурору, в государственную налоговую инспекцию, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - в органы предварительного следствия или органы дознания по делам, находящимся в их производстве.

4. Должностные лица и работники судов, Счетной палаты Российской Федерации, органов прокуратуры, государственных налоговых инспекций, федеральных органов налоговой полиции, Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, таможенных органов Российской Федерации, органов предварительного следствия и органов дознания при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность в режиме служебной тайны ставших известными им по службе сведений, составляющих коммерческую, банковскую или служебную тайну, и несут установленную федеральным законом ответственность за действия (бездействие), повлекшие разглашение этих сведений.

5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, освобождаются от ответственности за убытки и моральный вред, причиненные физическим и юридическим лицам правомерным исполнением предусмотренной абзацами третьим, четвертым и пятым статьи 4 настоящего Федерального закона обязанности сообщать об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и представлять сведения в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 настоящей статьи, если при этом не было допущено нарушение установленного порядка совершения этих действий.

Глава III. Полномочия государственных органов в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
незаконным путем

 

Статья 8. Государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил проведения операций с денежными средствами или иным имуществом

 

Контроль за соблюдением правил проведения операций с денежными средствами или иным имуществом физических и юридических лиц в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в пределах своей компетенции осуществляют:

государственные налоговые инспекции, федеральные органы налоговой полиции - при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также при предупреждении, выявлении и пресечении налоговых преступлений и правонарушений;

Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы - при осуществлении контроля за рациональным и целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, и доходов от проведения лотерей, за обеспечением платежеспособности страховщиков, а также при проведении комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования средств федерального бюджета, ревизии и финансовых проверок в организациях;

Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения - при осуществлении валютного контроля, а также надзора за деятельностью банков и иных кредитных организаций;

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю - при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при совершении валютных и внешнеэкономических операций, а также за порядком квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров;

таможенные органы Российской Федерации - при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за операциями, предполагающими перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения - при осуществлении контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

иные федеральные органы исполнительной власти - в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 9. Права и обязанности государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением правил осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом

 

1. Государственные органы, осуществляющие контроль за порядком проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, в пределах своей компетенции:

1) проводят документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) правильности проведения и регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом, а также полноты и достоверности представления в государственную налоговую инспекцию, а операций в иностранной валюте - в Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю сведений (документов, материалов, иных данных), предусмотренных настоящим Федеральным законом;

2) разрабатывают и осуществляют меры по совершенствованию системы контроля за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, исходя из необходимости предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

3) представляют в суд (судье), прокурору, в органы предварительного следствия и органы дознания по их запросам документы и иные материалы о результатах проверок физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;

4) незамедлительно информирует при обнаружении операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, о ней Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а операции в иностранной валюте - Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю с сообщением сведений, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, и указанием вида операций, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;

5) не разглашают сведения об информировании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, и о приостановлении таких операций.

2. Уполномоченные должностные лица государственных органов, указанных в статье 8 настоящего Федерального закона, составляют протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями порядка осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленного настоящим Федеральным законом.

3. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю, может быть приостановлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а операция в иностранной валюте - Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю на срок до пяти дней.

4. Права и ответственность государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, определяются настоящим Федеральным законом, а также федеральными законами об этих государственных органах или иными нормативными правовыми актами об их деятельности.

5. Убытки, причиненные физическим и юридическим лицам незаконным приостановлением государственными органами или их должностными лицами операций с денежными средствами или иным имуществом, возмещаются Российской Федерацией.

Статья 10. Координация деятельности по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем

 

1. Координация деятельности государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется органами прокуратуры.

2. Координация международного сотрудничества в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Глава IV. Международное сотрудничество в сфере борьбы
с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем

 

Статья 11. Правовая основа сотрудничества государственных органов с уполномоченными органами иностранных государств

 

Сотрудничество государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения операций с денежными средствами или иным имуществом, суда (судьи), прокурора, органов предварительного следствия и органов дознания (далее - уполномоченные органы Российской Федерации) с уполномоченными органами иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, а также конфискации указанных доходов осуществляется в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным законом, то применяются правила международного договора.

По просьбе уполномоченного органа иностранного государства при исполнении запроса может быть применено законодательство этого государства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Обмен информацией и правовая помощь

 

1. Уполномоченные органы Российской Федерации по запросу уполномоченного органа иностранного государства предоставляют сведения о физических или юридических лицах, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, банковских вкладах и об операциях по счетам, а также сведения о лицах, скрывающихся от следствия, суда или отбывания уголовного наказания, местонахождении имущества и ценностей, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (далее - документы, материалы и иные данные по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем), в соответствии с международными договорами Российской федерации о правовой помощи.

2. При отсутствии запроса уполномоченного органа иностранного государства предоставление документов, материалов и иных данных по вопросам легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется уполномоченными органами Российской Федерации по своей инициативе, если это не наносит ущерба интересам Российской федерации и может способствовать уполномоченным органам иностранного государства в проведении расследования либо формулировании запроса.

3. Документы, материалы и иные данные по вопросам легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, предоставляются по запросу уполномоченного органа иностранного государства с условием, что они не будут использованы для иных целей, чем указанные в запросе, без предварительного согласия уполномоченных органов Российской Федерации.

4. Уполномоченные органы Российской Федерации сохраняют тайну запроса, содержащиеся в нем сведения и используют их только в целях исполнения запроса, если такой порядок установлен соответствующими органами запрашивающей стороны.

Уполномоченные органы Российской Федерации обеспечивают конфиденциальность полученных от запрашиваемой стороны сведений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, используя их лишь в той мере, в какой это необходимо для осуществления расследования или для выполнения процедур, предусмотренных законом.

5. Обмен информацией между уполномоченными органами Российской Федерации и уполномоченными органами иностранных государств по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется по дипломатическим каналам либо непосредственно между указанными органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации или через Национальное центральное бюро Международной организации уголовной полиции (Интерпола) в Российской Федерации.

В случае отсутствия соответствующего международного договора Российской Федерации обмен информацией по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, возможен на условиях взаимности.

6. Правоохранительные органы Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации исполняют запросы правоохранительных органов иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий по делам о легализации (об отмывании) доходов, полученных незаконным путем, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов.

Статья 13. Выдача и транзитная перевозка выданных лиц

 

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящие на территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут быть выданы уполномоченным органам иностранных государств по их запросам для привлечения указанных граждан и лиц к уголовной ответственности или для исполнения приговора за деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, совершенные на территории Российской Федерации или на территории государства, сделавшего запрос.

В выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, может быть отказано в случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. Если иностранные граждане или лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, о выдаче которых имеется запрос уполномоченного органа иностранного государства, привлекаются к уголовной ответственности или отбывают наказание за совершение другого преступления на территории Российской федерации, то их выдача может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или досрочного освобождения от отбывания наказания.

3. Если отсрочка выдачи иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, может повлечь истечение срока давности или серьезно затруднить расследование преступления, то по обоснованному ходатайству уполномоченного органа иностранного государства иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящие на территории Российской Федерации, могут быть выданы на время проведения следствия или судебного разбирательства при условии, что гражданин или лицо будут немедленно возвращены в Российскую Федерацию после проведения необходимых процессуальных действий по делу, для участия в которых они были выданы.

4. Генеральная прокуратура Российской Федерации по ходатайству уполномоченного органа иностранного государства, с которым не заключен соответствующий международный договор Российской Федерации, может разрешить транзитную перевозку выданных этому государству иностранных граждан по территории Российской Федерации.

Статья 14. Признание решения, вынесенного судом иностранного государства

 

1. В Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации признаются приговоры за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, постановленные судами иностранных государств.

2. В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признается и исполняется вынесенное судом иностранного государства и вступившее в законную силу решение о конфискации находящегося на территории Российской Федерации имущества, полученного незаконным путем, или эквивалентного ему имущества.

Конфискованное имущество, полученное незаконным путем, или эквивалентное ему имущество может быть передано полностью или частично иностранному государству, в котором вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.

Глава V. Заключительные положения

 

Статья 15. Ответственность за нарушение правил осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом

 

Лица, виновные в нарушении правил осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных настоящим Федеральным законом, если в их действии не содержится признаков уголовно наказуемого деяния, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неправомерный отказ или уклонение от предоставления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности и хранения документов бухгалтерского учета и отчетности, нарушение правил регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом и правил хранения регистрационных документов, нарушение правил ведения кассовых операций.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Президент Российской Федерации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.