Письмо Президента РФ от 26 мая 1999 г. N Пр-661 Об отклонении проекта федерального закона "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 26 мая 1999 г. N Пр-661


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации".

Федеральный закон содержит ряд норм, противоречащих Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", законодательству Российской Федерации о ценных бумагах и иным законодательным актам Российской Федерации.

Задачей Федерального закона является определение порядка обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации за счет восстановленных гарантированных сбережений граждан путем перевода сбережений в целевые долговые обязательства специального вида - социальные долговые счета. При этом правовое регулирование данных отношений осуществлено путем сложной системы счетов, в том числе долгового счета, определенного Федеральным законом как долгосрочная именная государственная ценная бумага с обязательным централизованным хранением, и социального долгового счета, определенного как вид долгового счета. Таким образом, долговые счета и социальные долговые счета отнесены к видам ценных бумаг.

Виды ценных бумаг, а также связанные с наличием ценных бумаг права установлены в статьях 142 - 149 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовые признаки долгового счета, определенные статьей 4 Федерального закона, не позволяют в полной мере отнести его к государственным ценным бумагам. А социальный долговой счет, отнесенный к одному из видов долгового счета, имеет все признаки банковского вклада. Кроме того, включение в Федеральный закон иных счетов кроме социальных долговых счетов выходит за рамки предмета данного Федерального закона, который дан в статье 1 как определение порядка обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан Российской Федерации.

Предусмотренный в пункте 2 статьи 5 Федерального закона перевод социальных долговых счетов, являющихся видом долговых счетов, в иные виды долговых обязательств Российской Федерации по истечении 30 лет неправомерен. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в определенные конкретными условиями займа сроки, которые не могут превышать 30 лет.

В пункте 5 статьи 17 предусмотрено, что возникающая в связи с ростом долговой стоимости разница между остатками денежных средств на счетах федерального фонда ресурсов и выражающими их суммами долговых рублей покрывается из средств дополнительной денежной эмиссии. Данное положение Федерального закона неправомерно вторгается в монопольную функцию Банка России по осуществлению эмиссии наличных денег и организации их обращения, закрепленную в статье 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В пункте 6 статьи 17 Федерального закона контроль за использованием имущества федерального фонда ресурсов возлагается на Счетную палату Российской Федерации, что не соответствует задачам Счетной палаты Российской Федерации, определенным статьей 2 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

Ряд норм не является предметом регулирования данного Федерального закона и неправомерно вторгается в сферу действия наследственного права (пункт 6 статьи 6, пункты 4 и 5 статьи 12, статья 13 Федерального закона).

При наличии предусмотренного Федеральным законом сложного механизма открытия и ведения различного вида счетов и специализированных субсчетов ряд норм Федерального закона не является нормами прямого действия. Регулирующая роль этих норм проявится с принятием специальных законодательных актов о различных видах долговых счетов и специализированных субсчетов (пункты 10 и 11 статьи 4 Федерального закона), а также различных нормативных правовых актов (пункты 15 и 16 статьи 4, пункт 4 статьи 10, пункт 2 статьи 14, пункт 1 статьи 16 Федерального закона), что снижает эффективность Федерального закона и затруднит в дальнейшем практическую реализацию установленных в нем норм.

Кроме высказанных замечаний правового характера нельзя не учитывать фактическую сторону неприемлемости положений Федерального закона, изложенную в заключении Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Выплаты в счет погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляются в пределах средств, предусматриваемых на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В статье 123 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" на финансирование расходов по обеспечению неотложных социально необходимых нужд собственников гарантированных сбережений, определенных Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", направляются средства в сумме не менее трех миллиардов рублей. До установления федеральным законом порядка обеспечения неотложных социально необходимых нужд собственников гарантированных сбережений выплата возложена на Правительство Российской Федерации. По заключению Правительства Российской Федерации, предлагаемые Федеральным законом меры по восстановлению гарантированных сбережений, созданию федерального фонда ресурсов (статья 17 Федерального закона), сложной системы счетов и иные организационные мероприятия потребуют значительных ассигнований, превышающих возможности федерального бюджета, что сделает невозможным реализацию Федерального закона.

Следует также согласиться с выводом Правительства Российской Федерации о том, что в случае отсутствия в федеральном бюджете достаточных средств предусмотренные Федеральным законом меры могут быть реализованы путем дополнительной эмиссии, которая приведет к росту инфляции и, как следствие, к дальнейшему обесценению вкладов граждан. В связи с этим нормы Федерального закона вызывают сомнение с точки зрения их экономической оправданности.

Федеральный закон содержит много норм методического характера, засоряющих законодательное пространство и снижающих уровень законодательного акта. Текст Федерального закона, довольно сложный для прочтения, должен быть значительно упрощен, сокращен и отредактирован.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 26 мая 1999 г. N Пр-661


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение