Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
Необходимость принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" вызвана тем, что указанный Федеральный закон имеет ряд недостатков. В частности, в Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" фактически не учтены жизненные интересы субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, несмотря на то, что само существование приморских субъектов и структура их хозяйственной деятельности неразрывно связаны с использованием природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации, а нормой подпункта в) пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Федеральном законе присутствует и ряд других недостатков, устранению наиболее серьезных из них посвящен настоящий законопроект.
Необходимость исключения из текста Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" второго абзаца пункта 1 статьи 1 вызвана некорректностью и двусмысленностью содержащегося в нем положения. В контексте статьи 1 это положение создает прецедент - возможность не учитывать при определении исключительной экономической зоны Российской Федерации "скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности".
Исключение из текста четырнадцатого абзаца пункта 1 статьи 4 слов "выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также" вызвано тем, что такой выброс наносит огромный вред живым ресурсам исключительной экономической зоны и невключение его в состав понятия "сброс вредных веществ" ошибочно.
Дополнение пункта 4 статьи 5 имеет целью учет экономических интересов населения субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, так как их экономика неразрывно связана с разработкой (промыслом) живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны.
Исключение части текста пункта 3 статьи 7 позволит учитывать интересы приморских субъектов Российской Федерации, даже если федеральные программы и планы не предусматривают использование их береговой инфраструктуры.
Дополнение пункта 17 статьи 7 словами "с учетом экономических интересов населения территорий, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации" также имеет своей целью учет интересов населения приморских субъектов.
Изменение редакции второго абзаца пункта 4 статьи 10 вызвано необходимостью получения полной информации об оплате заявителем всех видов налогов, сборов и иных платежей.
Исключение седьмого и восьмого абзацев пункта 6 статьи 10 имеет целью избежать полного разорения добывающих предприятий, в первую очередь, рыбной отрасли.
Дополнение, прелагаемое для внесения в пункт 7 статьи 10 направлено на учет интересов населения приморских субъектов при введении ограничений на выдачу лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов.
Дополнение содержания пункта 4 статьи 11 вызвано необходимостью оперативного регулирования промысла живых ресурсов и основано на сложившейся практике внесения изменений в разрешение на промысел живых ресурсов радиограммами федерального органа по рыболовству.
Изменение редакции третьего абзаца статьи 12 идет в контексте необходимости восстановить разрушенную Федеральным законом единую систему охраны живых водных ресурсов, контроля, регулирования их промысла и воспроизводства. Федеральный закон, исключив из состава органов охраны федеральный орган исполнительной власти по рыболовству и лишив его возможности контролировать ведение промысла живых ресурсов, оставил за федеральным органом по рыболовству такие полномочия, как выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды пользования живых ресурсов, разработка правил промысла, определение районов и сроков промысла, определение лимитов и квот на вылов (добычу) живых ресурсов, получение информации о результатах промысла живых ресурсов (ст.ст.8, 10, II, 12). Федеральным законом не предусмотрены право проверки достоверности полученной информации и сама возможность проведения такой проверки федеральным органом по рыболовству. В такой ситуации еще более нелогичным выглядит наделение федерального органа по рыболовству правом аннулирования лицензий (разрешений) на промысел живых ресурсов и прекращения их промысла (п.3 ст.13) и правом прекращения ресурсных исследований (п.1 ст.26).
Цели восстановления единой системы охраны живых ресурсов служат и изменения, вносимые в четвертый абзац пункта 3 статьи 12, пятый абзац пункта 3 статьи 12, второй абзац пункта 4 статьи 12, пункт 1 статьи 35, подпункт 2 пункта 1 статьи 36, пункт 1 статьи 37.
Исключение десятого абзаца пункта 1 статьи 13 Федерального закона необходимо для предотвращения окончательного развала ориентированной на рыбную отрасль экономики большинства приморских субъектов Российской Федерации, так как большинство предприятий всех форм собственности, занятых промыслом живых ресурсов, является должниками по уплате налогов, сборов и других платежей в бюджеты всех уровней и могут погашать имеющуюся задолженность только благодаря ведению промысла.
Изменения, вносимые законопроектом в первый абзац пункта 6 и в пункт 7 статьи 34 Федерального закона, вызваны необходимостью привести содержание этих пунктов в соответствие с нормами статьи 72 Конституции Российской Федерации и устранить противоречие с другими федеральными законами, в первую очередь, с Федеральным законом "О животном мире", определяющим, что плата за пользование животным миром поступает в бюджеты субъектов и в федеральный бюджет, а штрафы - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В целом Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", если в него не будут внесены необходимые изменения, в кратчайшие сроки приведет к хаосу в осуществлении охраны живых и неживых ресурсов исключительной экономической зоны, разграблению их запасов, подрыву рыбной и ряда других отраслей экономики России и всех приморских субъектов Российской Федерации. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" позволит нормализовать эту ситуацию.
Финансово-экономическое обоснование
законопроекта "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации"
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" не потребует финансовых затрат.
Перечень
законов и нормативных актов, отмены, изменения, дополнения
или принятия которых потребует принятие законопроекта
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"Об исключительно экономической зоне Российской Федерации"
Федеральный закон "Об исключительно экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.98 N 191-ФЗ
Справка
о состоянии законодательства, регулирующего
гражданско-правовые отношения, на которые будет влиять
законопроект "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации"
Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.98 N 191-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.