Письмо Президента РФ от 21 апреля 1997 г. N Пр-592 Об отклонении проекта федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих"

Письмо Президента РФ от 21 апреля 1997 г. N Пр-592


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой, считающийся одобренным Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" по следующим основаниям.

1. В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Частью 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих" устанавливает внесудебный порядок удержаний из денежного довольствия военнослужащих, чем нарушаются требования вышеназванных статей Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом.

Статья 5. названного Федерального закона устанавливает, что военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба, когда ущерб причинен в результате дорожно-транспортного происшествия, совершенного по вине военнослужащего.

Согласно же статье 121 Кодекса законов о труде Российской Федерации и статье 10 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г., полной материальной ответственности работников гражданских организаций за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, не установлено. Следовательно, устанавливается неравенство перед законом двух категорий граждан Российской Федерации.

Таким образом, статья 5 Федерального закона в части, касающейся привлечения военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, противоречит требованиям статьи 19 Конституции Российской Федерации.

3. Статьями 6 и 7 Федерального закона устанавливается повышенная материальная ответственность военнослужащих, то есть в размерах, превышающих размеры реального ущерба, причиненного государству в результате хищения, утраты, порчи, недостачи, незаконного расходования либо перечисления отдельных видов имущества, денежных средств, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Однако по своему содержанию материальная ответственность носит исключительно возместительный характер и в отличие от административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности не содержит штрафных санкций материального характера, устанавливаемых статьями 6 и 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих".

На основании изложенного статьи 6 и 7 Федерального закона противоречат действующему законодательству.

4. Устанавливаемое статьей 12 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" возмещение затрат при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы (отчислении курсанта из военного образовательного учреждения профессионального образования) не относится к предмету регулирования названного Федерального закона. Ввиду отсутствия двух из основных условий материальной ответственности - реального ущерба и противоправности действий - такое возмещение затрат не может являться материальной ответственностью, кроме того, по смыслу оно не требует проведения служебного расследования и нуждается в выработке самостоятельного механизма его осуществления.

Основанием для включения статьи 12 в Федеральный закон послужили отсылочные нормы пункта 5 статьи 31 и пункта 3 статьи 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Однако из проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", излагающего Закон в новой редакции, эти нормы исключены по вышеназванным основаниям. В настоящее время указанный проект федерального закона выносится на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. Нормы о возмещении затрат при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы (отчислении курсанта из военного образовательного учреждения профессионального образования) должны быть закреплены в статьях Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", устанавливающих соответствующие виды выплат военнослужащим.


Б.Ельцин


Письмо Президента РФ от 21 апреля 1997 г. N Пр-592


Текст письма официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.