Проект федерального закона "О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы" (внесен депутатами ГД Морозовым А.Т., Корниловой З.А., Степанковым В.Г., Лоторевым А.Н., Глубоковским М.К., Савчук B.C., Турусиным А.А.) (не действует)

Проект федерального закона
"О государственных целевых бюджетных фондах воспроизводства минерально-сырьевой базы"


 Досье на проект федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы образования государственных федерального и территориальных целевых бюджетных фондов воспроизводства минерально-сырьевой базы, источники поступления средств, их назначения, контроль и порядок использования.


Статья 1. Основные термины и определения

1. Государственная федеральная целевая программа геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы (далее - федеральная программа) и государственные территориальные целевые программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы (далее - территориальные программы) - совокупность геологоразведочных и сопутствующих им работ, выполняемых на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе, в Мировом океане и Антарктиде для геологического изучения недр и обеспечения потребностей страны в минеральном сырье и других ресурсах.

2. Воспроизводство минерально-сырьевой базы - реализация государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы с целью восполнения запасов полезных ископаемых, извлекаемых из недр, и формирования государственного резерва месторождений полезных ископаемых.

3. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы - уплачиваемая в бюджет, необходимая для финансирования государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы, часть стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, выявленных и оцененных за счет государственных средств.

4. Государственный федеральный целевой бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - федеральный фонд) - совокупность денежных средств в федеральном бюджете, с целевым назначением для финансирования мероприятий Государственной программы геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.

5. Государственные территориальные целевые бюджетные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы (далее - территориальные фонды) - совокупность целевых денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, предназначенных для финансирования мероприятий государственных территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы.


Статья 2. Федеральная программа и территориальная программа

1. Федеральная программа может включать:

1) геолого-съемочные, геофизические и иные виды работ, носящие региональный характер и имеющие общегосударственное значение;

2) все виды работ по геологическому изучению недр территориального моря, континентального шельфа, Мирового океана и Антарктиды;

3) поиски, оценку и, в отдельных случаях, разведку месторождений углеводородов, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных стратегических и остродефицитных полезных ископаемых;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и иные работы, обеспечивающие выполнение государственных федеральной и территориальных программ геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы;

5) мероприятия по обеспечению управления государственным фондом недр, его охраны и рационального использования;

6) поиски и оценку и, в отдельных случаях, разведку бальнеологических минеральных ресурсов (минеральные воды, лечебные грязи и др.) и нетрадиционных энергоносителей (термальные воды и др.).

2. Федеральная программа на перспективу до 5 лет разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Работы по федеральной программе, проводимые на территории субъектов Российской Федерации, должны быть согласованы с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В состав федеральной программы могут включаться работы, относящиеся к территориальным программам.

Федеральная программа утверждается Правительством Российской Федерации

3. Территориальные программы могут включать:

1) поиски, оценку и, в отдельных случаях, разведку месторождений полезных ископаемых, необходимых для удовлетворения внутренних потребностей данного субъекта Российской Федерации;

2) поиски, оценку и, в отдельных случаях, разведку месторождений полезных ископаемых в районе действующих горнодобывающих предприятий для восполнения их минерально-сырьевой базы;

3) поиски, оценку и, в отдельных случаях, разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также подземных пресных вод;

4) мониторинг, охрану и рациональное использованию недр, охрану окружающей природной среды при пользовании недрами;

5) другие виды работ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Территориальные программы на перспективу до 5 лет разрабатываются органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами федерального органа управления государственным фондом недр. Они должны быть согласованы с федеральным органом управления государственным фондом недр для увязки по направлениям и видам работ с федеральной программой.

В состав территориальных программ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти могут включаться работы, относящиеся к федеральной программе.

Территориальные программы на очередной календарный год согласовываются с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Территориальная программа утверждается в порядке, установленным законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.


Статья 3. Порядок образования федерального фонда и территориальных фондов

1. Федеральный фонд образуется на основании Закона Российской Федерации "О недрах" и настоящего Федерального закона.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут образовываться территориальные фонды субъектов Российской Федерации.

3. Два и более субъектов Российской Федерации могут создать один общий региональный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.


Статья 4. Источники образования федерального фонда и территориальных фондов

1. Источниками образования Федерального фонда и территориальных фондов являются:

1) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

2) плата за информацию о недрах и средства от реализации горных выработок и иного горного имущества, полученных за счет государственных средств;

3) средства от возмещения ущерба, нанесенного в результате нарушений законодательства о недрах;

4) поступления от штрафов за правонарушения в области использования и охраны недр;

5) средства от добровольных взносов юридических и физических лиц;

6) иные средства, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

2. Средства федерального фонда и территориальных фондов, не использованные в отчетном финансовом году, зачисляются в доходы фондов при их формировании на следующий финансовый год.


Статья 5. Ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы

Ставка отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы количественный показатель части стоимости минерального сырья для каждого вида или нескольких видов полезных ископаемых. Ставки являются едиными для всех пользователей недр, ведущих добычу данного вида или нескольких видов полезных ископаемых, и устанавливаются Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".


Статья 6. Формирование доходов федерального фонда

1. Доходы федерального фонда формируются за счет средств:

а) не менее 70 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в подпункте 1) пункта первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);

б) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в подпункте 1) пункта первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр континентального шельфа Российской Федерации;

в) добровольных взносов юридических и физических лиц, указанных в подпункте 5) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, и иных поступлений, указанных в подпункте 6) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, в соответствии с условиями их внесения.

2. Средства федерального фонда на условиях государственного заказа (контракта) направляются государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ федеральной программы геологического изучения недр.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы горнодобывающих предприятий, подлежащие зачислению в федеральный фонд, могут оставляться этим предприятиям в порядке зачета денежных средств для выполнения на условиях государственного заказа (контракта) заданий федеральной программы.

Решение о зачете указанных денежных средств горнодобывающим предприятиям принимается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, и органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на основании выполнения федеральной и территориальной программ данным предприятием за предшествующий период.


Статья 7. Формирование доходов территориальных фондов

1. В доходы территориальных фондов направляются:

а) до 30 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в подпункте 1) пункта первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, связанных с участками недр территории Российской Федерации (за исключением общераспространенных полезных ископаемых и приравненных к ним подземных вод);

б) 100 процентов отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, указанных в подпункте 1) пункта первого статьи 4, и иных поступлений, указанных в подпунктах 2), 3) и 4) пункта первого статьи 4 настоящего Закона, взимаемых за общераспространенные полезные ископаемые и приравненные к ним подземные воды на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

в) иные поступления, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Средства территориальных фондов направляются по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр государственным или иным геологическим предприятиям для выполнения работ соответствующих территориальных программ.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы горнодобывающих предприятий, подлежащие зачислению в территориальный фонд, могут оставляться этим предприятиям в порядке зачета денежных средств для выполнения на условиях государственного заказа (контракта) заданий территориальной программы.

Решение о зачете указанных денежных средств горнодобывающим предприятиям принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр на основании выполнения федеральной и территориальной программ геологического изучения недр данным предприятием за предшествующий период.

3. Распределение средств между федеральным фондом и территориальным фондом, указанное в подпункте а) пункта 1 статьи 6 и в подпункте а) пункта 1 статьи 7, в отдельных случаях может быть изменено по предложению федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Распределение средств между федеральным фондом и территориальным фондом на очередной год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.


Статья 8. Использование средств федерального фонда и территориальных фондов

1. Средства федерального фонда используются только для финансирования следующих видов работ, включаемых в федеральную программу:

1) региональные геологические, геофизические, геохимические, гидрогеологические, инженерно-геологические, геоэкологические и иные региональные исследования (съемки), проходка сверхглубоких и параметрических скважин, мониторинг и охрана геологической среды, воспроизводство и охрана запасов пресных подземных, минеральных и термальных вод;

2) поиски и оценка месторождений полезных ископаемых, в том числе техногенных, изучение технологических свойств полезных ископаемых, горно-геологических и экологических условий их добычи, геолого-экономическая оценка ресурсов недр;

3) разведка отдельных месторождений стратегических и остродефицитных видов полезных ископаемых, если это необходимо для обеспечения экономических и (или) оборонных интересов Российской Федерации;

4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, их информационным обеспечением, а также мероприятия научно-технической пропаганды;

5) модернизация и техническое перевооружение геологоразведочного производства, включая производство, приобретение, в том числе на лизинговой основе, специальной техники, включая морские суда и иные транспортные средства, приборов и аппаратуры;

6) охрана и рациональное использование недр, ликвидация или консервация горных выработок и рекультивация земель, ликвидация последствий геологических осложнений, стихийных бедствий, аварийных ситуаций, содержание военизированных горноспасательных частей и другие мероприятия;

7) инженерно-геологическое изучение недр с целью размещения подземных сооружений и захоронения отходов, в том числе радиоактивных;

8) обустройство и ликвидация геологических баз (поселков), строительство, ремонт и реконструкция зданий, сооружений, включая коммуникации и объекты социальной сферы;

9) управление государственным фондом недр, обеспечение службы государственного геологического контроля и экспертизы, подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, содержание федерального и территориальных фондов геологической информации, контрольно-ревизионной службы, учебных заведений;

10) выплата разовых и регулярных вознаграждений за разведку и открытие месторождений полезных ископаемых в объеме 0.5-1.5 процентов от сумм средств федерального фонда;

11) решение иных вопросов, непосредственно связанных с воспроизводством минерально-сырьевой базы.

2. Средства территориальных фондов используются только для финансирования видов работ, соответствующих части первой настоящей статьи, а также для иных видов работ, установленных законами субъектов Российской Федерации, включаемых в территориальные программы.


Статья 9. Государственная собственность, на геологическую информацию и горное имущество.

1. Геологическая информация о недрах, полученная за счет средств федерального фонда и территориальных фондов, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальным фонды геологической информации.

Порядок и условия хранения и использования указанной геологической информацией устанавливаются законодательством Российской Федерации о недрах.

2. Горные выработки (скважины, шахты, карьеры и др.), здания, сооружения, оборудование и иное недвижимое имущество (горное имущество), сооруженные или приобретенные за счет средств федерального фонда и территориальных фондов, являются государственной собственностью, если иное не установлено условиями государственного заказа (контракта).

Указанное имущество, находящееся в государственной собственности, может передаваться в собственность пользователям недр и иным лицам посредством выкупа их у государства по остаточной стоимости с зачислением вырученных средств в соответствующие федеральный фонд или территориальный фонд.


Статья 10. Принятие бюджетов федерального фонда и территориальных фондов

1. Проект доходов и расходов федерального фонда на предстоящий финансовый год разрабатывается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти и включается отдельной статьей в проект федерального бюджета на предстоящий год.

Часть средств федерального фонда может быть направлена на финансирование территориальных программ.

2. Бюджет федерального фонда с распределением расходов по разделам федеральной программы на предстоящий год принимаются федеральным законом о федеральном бюджете на предстоящий год в порядке, установленном федеральным законом о рассмотрении и принятии федерального бюджета.

3. Бюджеты территориальных фондов с распределением расходов по разделам соответствующих территориальных программ на предстоящий год принимаются законами субъектов Российской Федерации об их бюджетах на предстоящий год.

Часть средств территориального фонда по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть направлена на финансирование федеральной программы по участкам недр, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.


Статья 11. Управление средствами федерального фонда и территориальных фондов

1. Управление средствами федерального фонда осуществляет федеральный орган управления государственным фондом недр.

2. Средства, зачисляемые в федеральный фонд, аккумулируются на специальных счетах по учету доходов федерального бюджета, открытых органам федерального казначейства.

3. Управление средствами территориальных фондов осуществляют совместно органы государственной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Инструкции о порядке образования и расходования средств федерального фонда территориальных фондов принимаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.


Статья 12. Контроль за использованием средств федерального фонда и территориальных фондов

1. Контроль за использованием средств федерального фонда осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр, а также другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отчет об исполнении бюджета федерального фонда в составе федерального бюджета за прошедший год рассматривает и принимает Федеральное Собрание Российской Федерации.

2. Контроль за использованием средств территориальных фондов осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы федерального органа управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Отчеты об исполнении бюджетов территориальных фондов в составе бюджетов субъектов Российской Федерации за прошедший год рассматривают и принимают законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации.

3. Федеральный орган управления государственным фондом недр обеспечивает ежегодную публикацию в федеральных средствах массовой информации отчет об использовании денежных средств федерального фонда по разделам федеральной программы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают ежегодные публикации в региональных средствах массовой информации отчеты об использовании денежных средств территориальных фондов по разделам территориальных программ.


Статья 13. Ответственность за неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и не целевое использование средств федерального фонда и территориальных фондов

1. За неуплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы пользователи участков недр несут ответственность в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. За не целевое использование средств федерального фонда и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов по разделам федеральной программы и территориальных программ либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на допустивших это должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

3. За не целевое использование средств федерального фонда и территориальных фондов, выразившееся в использовании их на цели, не соответствующие государственным заказам (контрактам) по объектам федеральной программы и территориальных программ, получившие их пользователи недр несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федераций и законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Использованные не по целевому назначению средства федерального фонда подлежат изъятию в бесспорном порядке и направлению в федеральный фонд в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Использованные не по целевому назначению средства территориальных фондов подлежат изъятию в бесспорном порядке и направлению в соответствующие территориальные фонды в порядке, устанавливаемом законодательством субъектов Российской Федерации.


Статья 14. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Статья 44 Закона Российской Федерации "О недрах" действует в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Предложить Президенту Российской Федерации привести принятые им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

4. Поручить Правительству Российской Федерации привести принятые им правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент

Российской Федерации


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.