Пояснительная записка к проекту федерального закона "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов"

 

Ожидаемая в ближайшее время в России санация избыточных мощностей и ликвидация устаревшего оборудования приведут к резкому увеличению ресурсов лома. Изменение инвестиционной ситуации в Российской Федерации, активное обновление производственного аппарата предприятий будут иметь следствием перевод в новое качество (в статус металлолома) более трети существующего металлофонда страны в течение 2000 - 2010 гг.

Металлургия может получить дополнительный источник сырья, и как показывают оценки данный источник превышает по объему все используемые в настоящее время первичные сырьевые ресурсы.

Этот источник значительно превышает объемы возможной добычи металлосодержащих руд, гораздо более дешев, обеспечивает более высокое качество выплавляемого металлургами металла со значительно меньшими затратами.

Использование металлолома в качестве сырья может помочь существенно увеличить загрузку производственных мощностей целого ряда металлургических заводов России, улучшив их экономические показатели.

Экспорт металлолома из России характеризуется быстро возрастающими объемами при весьма ограниченных поставках на отечественные металлургические предприятия. По данным таможенной статистики в 1994 - 1998 гг. рост экспорта лома и отходов алюминия, никеля, меди и черных металлов соответственно составил - 135,5 раза, 61 раз, 50,5 раза и 5,64 раза. Причем рост экспорта наблюдался и в период обложения его экспортными пошлинами. Экспорт металлолома сопровождается процессами криминализации данной сферы бизнеса, о чем свидетельствует непрерывный рост правонарушений. Этим наносится огромный ущерб существующему производственному аппарату страны. Экспорт металлолома по ценам значительно ниже мировых ослабляет конкурентоспособность российской металлургии и подрывает отечественный экспорт металлопродукции.

Правовые основы экспорта металлолома в должной мере не урегулированы. Наличие федеральных законов "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", "Об отходах производства и потребления", "О регулировании внешнеторговой деятельности" под которые подпадает деятельность хозяйствующих субъектов по экспорту металлолома из-за обширности и неконкретности регулируемых отношений реализуются медленно и не приводит к кардинальному изменению ситуации на рынке металлолома.

Существует насущная необходимость в принятии Федерального закона прямого действия.

Законопроект состоит из 4 глав и 13 статей.

Глава I "Общие положения" включает 4 статьи: статья 1 определяет цели, статья 2 сферу применения закона; статья 3 устанавливает основные понятия, используемые в законе; в статье 4 приводятся основные принципы государственной политики в сфере экспорта металлолома.

Глава II "Методы регулирования экспорта металлолома и защиты сырьевой базы металлургии" включает 5 статей: статья 5 вводит общие условия применения защитных мер, статья 6 устанавливает обязательность лицензирования экспорта металлолома; статья 7 устанавливает порядок и размер взимания пошлин на экспортируемый металлолом, статья 8 определяет порядок квотирования экспорта металлолома; статья 9 - порядок установления и взимания компенсационного сбора.

Глава III "Общие требования к экспорту металлолома и санкции за нарушения порядка экспорта металлолома" включает статью 10, описывающую нормы контроля за экспортом металлолома, статью 11 - ответственность экспортера металлолома.

Глава IV "Заключительные положения" включает статью 12 о приведении нормативных актов в соответствие с Федеральным законом и статью 13, - вступление в силу закона.

Важнейшие положения законопроекта:

дается определение основных понятий, связанных с деятельностью по экспорту металлолома, компенсационными сборами за экспорт металлолома. Металлолом отнесен к категории стратегически важного сырья;

предусматривается разграничение таможенных пошлин и компенсационных сборов на экспортируемый металлолом. При этом устанавливаются основные принципы назначения пошлин и сборов, введения квот, а все основные регулирующие функции и механизм реализации положений законопроекта возлагаются на Правительство Российской Федерации.

Принятие закона, на наш взгляд, упорядочило бы этот вид деятельности в интересах отечественной металлургии, способствовало бы ликвидации указанных недостатков, в том числе криминализации в этой сфере бизнеса.

Принятие закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета более того будет способствовать его наполнению.

Данный законопроект не противоречит нормам Всемирной торговой организации.

 

Финансовое обеспечение законопроекта
"О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов"

 

Поскольку регулирование экспорта металлолома будет осуществляться в рамках действующего экспортно-импортного контроля и учета, реализация законопроекта не потребует дополнительных материальных и финансовых затрат от государства.

Наоборот, суммы пошлин, лицензионных и компенсационных сборов будут пополнять федеральный бюджет и финансовую базу программ развития металлургии.

 

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению
или дополнению в связи с принятием Федерального закона
"О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов"

 

В случае принятия Федерального закона "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов" необходимо внести изменения и дополнения в:

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами";

Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе";

Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".

В редакциях данных законов должны предусматриваться ссылки на предложенный Федеральный закон. В частности, учитывая специфические черты экспорта металлолома из России, предполагается дополнить существующие законы следующими поправками:

 

1. Поправка в Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (Собр. Закон. РФ, 1998, N 31, ст.3825) следующее дополнение: В статье 13 после пункта 16 дополнить "17) компенсационный сбор".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

2. Поправка в закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14.04.98 N 63-ФЗ

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" от 14.04.98 N 63-ФЗ (Собр. Закон. РФ, 1998) следующее дополнение: В статье 17 после пункта 3 дополнить "Ограничение экспорта металлолома осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

3. Поправка в закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93 N 5003-1

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93 N 5003-1 (Собр. Закон. РФ, 1993) следующее дополнение: В статью 37 Предоставление дополнительных налоговых льгот при экспорте металлолома устанавливается Федеральным законом "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

4. Поправка в закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ

Статья 1. Внести в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ (Собр. Закон. РФ, 1995) следующее дополнение: В статью 13 Регулирование экспорта металлолома осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О регулировании экспорта лома черных и цветных металлов".

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.