Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр "Ковыктинское газоконденсатное месторождение")" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (участок недр "Ковыктинское газоконденсатное месторождение")"


1. Обоснование необходимости принятия законопроекта

Настоящий проект Федерального закона определяет участок недр, право пользования которым может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". В законопроект внесено Ковыктинское газоконденсатное месторождение, расположенное в Иркутской области.

Законодательным собранием Иркутской области принято решение о целесообразности включения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции.

Освоение Ковыктинского месторождения имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития Иркутской области, связанное как строительством международного газопровода с выходом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и решением ряда проблем по обеспечению углеводородным сырьем предприятий и организаций Иркутской области и республики Бурятия.

Для осуществления Ковыктинского проекта требуются значительные капитальные вложения, которые возможны только с привлечением средств инвесторов на условиях раздела продукции.

Основные данные по объектам недропользования, включенным в законопроект, прилагаются.


2. Справка о состоянии законодательства в сфере предоставления права на пользование недрами.

В сфере недропользования в Российской Федерации действуют Закон Российской Федерации "О недрах", Федеральные законы "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", "О континентальном шельфе Российской Федерации".


3. Предложение о разработке нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона.

Реализация вносимого Федерального закона не потребует разработки и принятия нормативно-правовых актов.


4. Перечень законов и иных нормативно-правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятие которых потребует принятие законопроекта.

Принятие вносимого Федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов и иных нормативно-правовых актов.


5. Финансово-экономическое обоснование.

Реализация Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" не потребует дополнительных и иных затрат из федерального бюджета Российской Федерации.


Заместитель

главы администрации

Иркутской области

Н.В.Мельник


Обоснование
включения Ковыктинского газоконденсатного месторождения
в перечень участков недр, право пользования которыми может быть
предоставлено на условиях раздела продукции


1. Общие сведения

Ковыктинское газоконденсатное месторождение расположено в Жигаловском районе Иркутской области, в 350 км к северо-востоку от г. Иркутска. Ближайшими к месторождению населенными пунктами являются п.Жигалово и п.Чикан, расположенные соответственно в 90 и 50 км к юго-западу от месторождения. Ближайшая станция железнодорожной магистрали БАМа (п.Магистральный) расположена в 200 км севернее от месторождения, до которой имеется круглогодично действующая автомобильная дорога.

В географическом отношении месторождение расположено в пределах Лено-Ангарского плато, приуроченного к южной части Средне-Сибирского плоскогорья. Рельеф района резко пересеченный, склоны водоразделов крутые. Территория покрыта лесами, относящимися к орехопромысловой зоне.


2. Недропользователь

Пользователем недр на Ковыктинское газоконденсатное месторождение является ОАО Компания "РУСИА-Петролеум", лицензия ИРК 01193 НЭ от 23.01.97 г.


3. Краткая геологическая характеристика

Ковыктинское газоконденсатное месторождение представляет собой крупную литологически экранированную залежь суммарной площадью высокоперспективных земель около 8 тыс.кв.км. Утвержденные в ГКЗ запасы газа по категориям А, В, С1, С2 составляют около 340 млрд.куб.м; по оперативным подсчетам - около 870 млрд.куб.м. Дебиты газа по разведочным скважинам составляют 130-150 тыс.м куб. в сутки. Месторождение недоразведано, западный, северный и восточные части не определены. В настоящее время осуществляется его доразведка. По предварительным данным, в том числе полученным при частичной доразведке, промышленные запасы газа могут составлять 1,2 - 1,5 трлн.куб.м.


4. Основные критерии целесообразности включения месторождения в Перечень

Основанием для включения в Перечень является отсутствие финансовых средств на разработку месторождения в слабо освоенном районе, необходимость обеспечения региона в целом топливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспечение благоприятных социально-экономических условий области, занятость населения которой находится на низком уровне.

Освоение месторождения для Иркутской области, потребность в газе которой составляет 5-5,5 млрд.куб.м в год (в перспективе - до 9 млрд.куб.м) позволит обеспечить устойчивое снабжение углеводородным сырьем нефтехимических производств области и повысить конкурентоспособность их продукции; резко улучшить экологическую обстановку в промышленно развитом регионе Верхнего Приангарья; создать более 3 тыс. новых рабочих мест; оживить смежные отрасли экономики, а также увеличить налогооблагаемую базу.

При достижении запасов газа до 1,2-1,5 трлн.м куб. экономически целесообразно организовать добычу газа на уровне около 30 млрд.куб.м в год, обеспечив его экспорт в КНР и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона в объеме до 20 млрд.куб.м; подать газ соседним субъектам Федерации (Республика Бурятия, Читинская область) и одновременно еще более увеличить налогооблагаемую базу, создав предпосылки широкой инвестиционной деятельности и укрепления социально-экономического положения в области.

Решение всех перечисленных задач требует привлечения больших инвестиций.


5. Основные технико-экономические показатели (за 36 лет)

Капитальные затраты на освоение месторождения оцениваются в 5,5-6,0 млрд.долларов США; строительство международного трубопровода - в 6-6,5 млрд.долларов США.

Разработка месторождения при действующей налоговой системе (ДНС) рентабельна, но масштабные проекты разработки столь крупных месторождений в неосвоенных районах в условиях ДНС подвержены серьезному дополнительному риску в связи с нестабильностью налоговой системы, что является принципиальным фактором, ограничивающим приток реального инвестиционного капитала в Ковыктинский проект.

Затягивание освоения месторождения грозит потерей рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и невыполнением межправительственного Российско-Китайского соглашения. Не будут решены социальные вопросы региона.

На условиях СРП поступлений в государство возможно достичь не меньше, чем при ДНС без существенного ущерба интересам инвестора. По расчетной шкале раздела (приравненной к ДНС) доход государства составит 25025 млн.долл.США. При минимально допустимой для инвестора внутренней нормы рентабельности затрат на создание и эксплуатацию предприятия 18% в доход государства могут поступить 28829 млн.долл.США.


6. Оценка социальных последствий реализации проекта

Реализация проекта позволит создать производственную и транспортную инфраструктуру, которая может быть использована при освоении других месторождений Восточной Сибири, прежде всего Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и залежей углеводородного сырья, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Освоение Верхнечонского объекта позволит решить обеспечение сырьем градообразующую Ангарскую нефтехимическую компанию и, тем самым, решить проблему жизнеобеспечения г.Ангарск.

В геополитическом плане осуществление Ковыктинского проекта позволит России занять достойное место на неосвоенном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, усилить ее роль как торгово-экономического партнера, укрепить экономическую безопасность страны.

Привлечение финансовых средств в указанных объемах в настоящее время и обозримом будущем не представляется возможным без включения месторождения в Перечень участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях раздела продукции.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.