Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении)" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Штокмановском газоконденсатном месторождении)"


1. Обоснование необходимости принятия законопроекта

Настоящий проект федерального закона представляет участки недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции в соответствии с пунктом 3 Статьи 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". В данный проект включен участок недр, включающий Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное в Баренцевом море на континентальном шельфе Российской Федерации.

Включение данного объекта в перечень поддерживается соответствующими решениями Архангельской областной Думы от 01.04.99 N 06-01/130, Мурманской областной Думы от 20.04.99 N 01-06/636.

Реализация этого проекта на условиях Соглашения о разделе продукции позволит обеспечить сплошную газификацию Северо-Запада страны: Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Псковской и Ярославской областей и Республики Карелия, имеющих суммарное газопотребление около 40-45 млрд. куб. м в год.

Газификация этого региона, размещение предприятий инфраструктуры в этих районах поднимет занятость населения и уменьшит социальную напряженность в этих регионах.

Кроме того, при обустройстве этого месторождения десятки тысяч высококвалифицированных рабочих отечественных предприятий ВПК будут заняты на строительстве буровых платформ, компрессорных станций, магистральных газопроводов, заводах, поставляющих металл, оборудование, материалы для строительства и эксплуатации.

Капитальные вложения в разработку месторождения составят 10,1 млрд. дол. США (здесь и далее - в базовых ценах 1997 г.). Владелец лицензии на право разработки месторождения - ЗАО "Росшельф" уже осуществило затраты в сумме 160 млн. дол. Эксплуатационные расходы по добыче газа за период разработки 30 лет составят 10,3 млрд. дол. Поступления государству составят 56% от чистого дохода по проекту или более 36 млрд. дол. США за 30 лет отработки месторождения .


2. Справка о состоянии законодательства в сфере, регулируемой настоящим законом

Правовые отношения, регулируемые данным законопроектом, определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и Федеральными законами "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".


3. Предложение о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации закона

Реализация вносимого федерального закона не требует разработки и принятия нормативных правовых актов.


4. Перечень законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятие которых потребует принятие законопроекта

Принятие вносимого федерального закона не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия дополнительных законов или иных нормативных актов.


5. Финансово-экономическое обоснование

Реализация Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" не потребует дополнительных или иных затрат из Федерального бюджета Российской Федерации.


Краткое обоснование
необходимости разработки Штокмановского месторождения
на условиях соглашения о разделе продукции


1. Общие сведения

Штокмановское газоконденсатное месторождение открыто в 1988 г. и находится в шельфовой части Баренцева моря в 650 км к северо-востоку от г.Мурманска. Глубина моря в районе месторождения колеблется от 295 до 300 м.

По результатам проведенных на Штокмановском газоконденсатном месторождении разведочных работ Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых в 1996 г. утверждены запасы газа и конденсата, и месторождение подготовлено к промышленному освоению.


2. Недропользователь

Лицензия ШБЦ 11036 НЭ от 25.03.93 на право добычи газа и конденсата, а также поиска и оценки углеводородов в нижезалегающих отложениях до глубины 7 км выдана закрытому акционерному обществу "Росшельф" сроком на 25 лет. Лицензия выдана до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Начиная с 1995 г. по настоящее время "Росшельф", "Газпром" совместно с западными компаниями "Коноко" (США), "Несте" (Финляндия), "Тоталь" (Франция), (Норвегия) в рамках "Соглашения о сотрудничестве" осуществляют совместную деятельность по оценке технического и экономического аспектов освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Основными результатами сотрудничества явились доказанная техническая возможность и экономическая целесообразность освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения на условиях раздела продукции. Доли участия в СРП между сторонами будет распределяться следующим образом: российская сторона (ОАО "Газпром", ЗАО "Росшельф") - 50%, иностранные инвесторы ("Коноко", "Несте", "Тоталь", "Норск Гидро") - 50%.


3. Краткая геологическая характеристика

Штокмановское газоконденсатное месторождение приурочено к крупной (около 1400 кв. км) брахиантиклинальной структуре, которая подготовлена к поисковому бурению сейсморазведочными работами в 1985 г. Месторождение открыто в результате бурения и испытания скважины N 1. Всего пробурено и испытано 6 скважин. Промышленная газоносность установлена в среднеюрских отложениях, где выделяются 4 продуктивных горизонта, представленных терригенными песчаными образованиями.

Дебиты скважин по разным горизонтам составляют от 130 до 1630 тыс. куб м в сутки. Газ классифицируется как метановый (92,4-96,3%), бессернистый. Потенциальное содержание конденсата увеличивается с глубиной и составляет от 5,4 до 14,1 г на куб. м. Запасы газа и конденсата утверждены в следующих объемах: балансовые запасы газа категорий C1+C2 составляют 3205356 млн. куб. м, конденсата - 30983 тыс. т. По величине запасов месторождение относится к уникальным. Основные запасы (91,5%) приурочены к двум верхним продуктивным горизонтам и рекомендуются к промышленному освоению. Нижезалегающие триасовые отложения перспективны в нефтегазоносном отношении и являются объектом дальнейших поисковых работ.


4. Основные критерии целесообразности включения Штокмановского газоконденсатного месторождения в перечень объектов, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции

Основным критерием целесообразности включения Штокмановского газоконденсатного месторождения в перечень объектов, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции, является поддержание правительственной Программы по обеспечению топливно-энергетическими ресурсами Северо-Запада страны: Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Псковской и Ярославской областей и Республики Карелия, имеющих суммарное газопотребление около 40-45 млрд.куб.м в год.

Для осуществления указанного проекта потребуются огромные капиталовложения, обусловленные сложными природно-климатическими условиями, необходимостью строительства ледостойких платформ для бурения скважин и последующей добычи углеводородного сырья. Понадобится создание специальной инфраструктуры для добычи, переработки и транспортировки продукции.

Анализ возможностей привлечения иностранных инвестиций для реализации такого крупного проекта, как Штокмановское месторождение, показывает, что любые инвестиции возможны только в рамках соглашения, о разделе продукции, в которых гарантом стабильности на длительный срок эксплуатации месторождения выступает государство.


5. Основные технико-экономические показатели проекта

Освоение Штокмановского месторождения в условиях действующей системы налогообложения невозможно, так как требуемый объем инвестиций, значительный срок окупаемости вложенных средств делает проект непривлекательным для инвесторов, кроме того, в варианте лицензионной системы недропользования недостаточны правовые гарантии возврата инвестиций.

Результаты предварительного экономического анализа показывают, что разработка месторождения на условиях СРП имеет допустимый уровень рентабельности, который позволяет привлечь зарубежных инвесторов. Внутренние нормы прибыли для инвестора в реальных ценах составляет за 20 лет разработки 12,6% и за 30 лет - 13,5%.

Капитальные вложения в разработку месторождения составят 10,1 млрд. дол. США, в систему магистральных газопроводов - 7,9 млрд. дол. США и окупаются на тринадцатом году от начала работ. 40 млрд. куб.

Время жизни проекта более 30 лет. Эксплуатационные затраты за этот период составят 10,3 млрд. дол. Выход на проектную мощность в течение 7 лет с начала разработки. Годовой объем добычи составит 60 млрд. куб. м газа. Из них 40 млрд. куб. м - российским потребителям, а 20 млрд.куб.м - на экспорт.

Поступления государству за соответствующие периоды 20 и 30 лет составят 21,9 и 36, 7 млрд. дол. (в реальных ценах), что составляет 56% чистого дохода по проекту.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение