Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"


Законопроект имеет своей целью уточнение отдельных положений Федерального закона от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" с учетом практики его исполнения.

С вступлением в силу с 1 февраля 1998 года Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" изменен механизм исчисления и индексации государственных пенсий, в основе которого лежит рост среднемесячной заработной платы в стране. Предполагалось, что при утверждении среднемесячной заработной платы в стране на очередной период Правительство Российской Федерации будет использовать действующую методику Госкомстата, чего не произошло. В результате утверждения среднемесячной заработной платы в стране по специально разработанной временной методике для целей закона размеры назначаемых государственных пенсий оказались существенно занижены. В этих условиях законопроектом в качестве пути выхода из критической ситуации и устранения элементов "лукавства" при определении среднемесячной заработной платы в стране предлагается перейти к показателю "среднемесячной начисленной заработной платы в стране.

Статьями 1 и 3 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" предусмотрено, что государственные пенсии, исчисленные по Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера, однако практика показала, что отсутствие перечисления видов пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) вызывает неоднозначное толкование Закона. С этой целью законопроектом предлагается внесение соответствующих уточнений в редакцию Закона.

Многочисленные нарекания вызывает порядок календарного исчисления стажа при исчислении и увеличении государственных пенсий для граждан накопивших пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". В законопроекте предлагается вернуться к порядку исчисления общего трудового стажа, дающего право на государственную пенсию, заложенному в Законе Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Учитывая многочисленные обращения пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, о том, что в связи с переходом на новый порядок определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера размер их пенсий возрос незначительно и в результате не учитываются особенности проживания в неблагоприятных климатических условиях, в законопроекте предусмотрено, что при исчислении и увеличении пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца и пенсии за выслугу лет индивидуальный коэффициент пенсионера умножается на соответствующий районный коэффициент к заработной плате.

Вступление в силу законопроекта предусмотрено с 1 февраля 2000 года и расходы на его реализацию следует предусматривать в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"


I. Справочные данные:


 1. Численность  пенсионеров,  получающих  трудовые    36,9 тыс.чел.
    пенсии - всего

         в том числе: работающих                       7,0 тыс.чел.

 2. Численность  пенсионеров, которым  в  настоящее    16,4 тыс.чел.
    время пенсия исчислена с применением ИПК
          из них:
       -  численность  пенсионеров,  проживающих  в    0,5 тыс.чел.
       районах  Крайнего  Севера и  приравненных  к
       ним     местностях     (средний     районный
       коэффициент 1,44)
       -  численность  пенсионеров,  проживающих  в    3,9 тыс.чел.
       местностях,    где   к   заработной    плате
       установлен  районный  коэффициент   (средний
       районный коэффициент 1,2)
 3. Численность  пенсионеров, которым с вступлением    13,2 тыс.чел.
    в  силу  закона становится выгоден  переход  на
    порядок исчисления пенсии с применением ИПК
         из них:
       -  численность  пенсионеров,  проживающих  в    1,3 тыс.чел.
       районах  Крайнего  Севера и  приравненных  к
       ним     местностях     (средний     районный
       коэффициент 1,44)
       -  численность  пенсионеров,  проживающих  в    5,1 тыс.чел.
       местностях,    где   к   заработной    плате
       установлен  районный  коэффициент   (средний
       районный коэффициент 1,2)

 4. Средний  основной размер пенсии, исчисленный  с    457,8 руб.
    применением ИПК на конец 1999 года (оценка)
    Средний  основной  размер  пенсии,  исчисленный    352,6 руб.
    без применения ИПК
 5. Минимальный  размер пенсии на конец  1999  года    108,4 руб.
    (с учетом индексации)
 6. Среднегодовой минимальный размер пенсии в  2000    137,7 руб.
    году (оценка)
 7. Прогноз   по   фонду   оплаты   труда   (данные    1220,0 млрд.руб.
    Минэкономики)
 8. Размер  среднемесячной  начисленной  заработной    1939,6 руб.
    платы в 2000 году

II. Расчет дополнительных расходов на перерасчет государственных пенсий исчисленных с применением ИПК


 1. Средний  размер назначенных месячных пенсий  до    518,7 руб.
    перерасчета

            в том числе:                               457,8 руб.
       а) основной размер
       (851х1,15х0,678х0,69)*

       б) надбавки и повышения                         60,9 руб.
       (94,3х1,15х0,562)**

 2. Среднегодовой   размер   начисленной    средней    1939,6 руб.
    заработной платы в 2000 году (оценка)

 3. Средние  размеры  исчисленных  месячных  пенсий
    после перерасчета:

       -   для  пенсионеров,  которым  в  настоящее    1014,2 руб.
       время  пенсия  исчислена с  применением  ИПК
       (территория без районных коэффициентов)

             в том числе:
       а) основной размер
       (1939,6х0,7х0,69)*                              936,8 руб.

       б) надбавки и повышения                         77,4 руб.
       (108,4х1,27х0,562)**

       -  для  пенсионеров, проживающих  в  районах    1460,5 руб.
       Крайнего   Севера  и  приравненных   к   ним
       местностях   (средний  районный  коэффициент
       1,44)

       в том числе:                                    1349,0 руб.
       а) основной размер
       (1939,6х(0,7х0,69)х1,44)*

       б) надбавки и повышения                         111,5 руб.
       (108,4х1,27х0,562)х1,44**

       -    для    пенсионеров,    проживающих    в    1217,0 руб.
       местностях,    где   к   заработной    плате
       установлен  районный  коэффициент   (средний
       районный коэффициент 1,2)

       в том числе:
       а) основной размер                              1124,2 руб.
       (1939,6х(0,7х0,69)х1,2)*

       б) надбавки и повышения                           92,8 руб.
       (108,4х1,27х0,562)х1,2**

 4. Дополнительные  расходы на повышение  пенсий  в
    связи с введением закона:

    -  для  пенсионеров, которым в настоящее  время    65406,0 млн.руб.
    пенсия  исчислена с применением ИПК (территория
    без районных коэффициентов)

    в  том числе:
    а) на повышение основного размера                  63228,0 млн.руб.
    ((936,8 - 457,8)х12000 тыс.чел.)х11 мес.

    б) на надбавки и повышения                         2178,0 млн.руб.
    ((77,4 - 60,9)х12000 тыс.чел.)х11 мес.

    - для  пенсионеров,   проживающих   в   районах    5179,9 млн.руб.
    Крайнего   Севера   и   приравненных   к    ним
    местностях (средний районный коэффициент 1,44)

    в том числе:                                       4901,6 млн.руб.
    а) на повышение основного размера
    (1349,0 - 457,8)х500 тыс.чел)х11 мес.

    б)   на   надбавки   и   повышения   (111,5   -    278,3 млн.руб.
    60,9)х500 тыс.чел)х11 мес.

    -  для  пенсионеров, проживающих в  местностях,    29927,1 млн.руб.
    где  к  заработной  плате  установлен  районный
    коэффициент (средний районный коэффициент 1,2)

    в том числе:
    а) на повышение основного размера                  28558,6 млн.руб.
    (1124,2 - 457,8)х3900 тыс.чел.)х11 мес.

    б) на надбавки и повышения                         1368,5 млн.руб.
    (92,8 - 60,9)х3900 тыс.чел.)х11 мес.

    Итого (65 406,0+5179,9+29 927,1):                  100513,0 млн.руб.


III. Расчет дополнительных расходов на перерасчет государственных пенсий исчисленных без применения ИПК


 1. Средний  размер назначенных месячных пенсий  до    413,5 руб.
    перерасчета
            в том числе:                               352,6 руб.
        а) основной размер
        (306,5х1,15)*

        б) надбавки и повышения                        60,9 руб.
        (94,3х1,15х0,562)**

 2. Среднегодовой   размер   начисленной    средней    1939,6 руб.
    заработной платы в 2000 году (оценка)

 3. Средние  размеры  исчисленных  месячных  пенсий    1000,6 руб.
    после перерасчета:

    -  для  пенсионеров, которым в настоящее  время
    пенсия    исчислена   без    применением    ИПК
    (территория без районных коэффициентов)

           в том числе:                                923,2 руб.
        а) основной размер
        (1939,6х0,7х0,68)*

        б) надбавки и повышения                        77,4 руб.
        (108,4х1,27х0,562)**

    -   для   пенсионеров,  проживающих  в  районах    1441,0 руб.
    Крайнего   Севера   и   приравненных   к    ним
    местностях (средний районный коэффициент 1,44)


        в том числе:                                   1329,5 руб.
        а) основной размер
        (1939,6х(0,7х0,68)х1,44)*

        б) надбавки и повышения                        111,5 руб.
        (108,4х1,27х0,562)х1,44**

    -  для  пенсионеров, проживающих в  местностях,    1200,7 руб.
    где  к  заработной  плате  установлен  районный
    коэффициент (средний районный коэффициент 1,2)


        в том числе:                                   1107,9 руб.
        а) основной размер
        (1939,6х(0,7х0,68)х1,2)*

        б) надбавки и повышения
        (108,4х1,27х0,562)х 1,2**                      92,8 руб.

 4. Дополнительные  расходы на повышение  пенсий  в
    связи с введением закона:

    -  для  пенсионеров, которым в настоящее  время    43915,1 млн.руб.
    пенсия    исчислена    без    применения    ИПК
    (территория без районных коэффициентов)

            в том числе:                               42680,9 млн.руб.
        а) на повышение основного размера
        ((923,2 - 352,6)х6800 тыс.чел.)х11 мес.

        б)   на   надбавки   и  повышения              1234,2 млн.руб.
        ((77,4-60,9)х6800 тыс.чел.)х11 мес.
    -   для   пенсионеров,  проживающих  в  районах    14693,3 млн.руб.
    Крайнего   Севера   и   приравненных   к    ним
    местностях (средний районный коэффициент 1,44)

             в том числе:                              13969,7 млн.руб.
        а) на повышение основного размера
        (1 329,5 - 352,6)х1300 тыс.чел)х11 мес.

        б)   на  надбавки  и  повышения  (111,5   -    723,6 млн.руб.
        60,9)х1300 тыс.чел)х11 мес.

    -  для  пенсионеров, проживающих в  местностях,    44161,9 млн.руб.
    где  к  заработной  плате  установлен  районный
    коэффициент (средний районный коэффициент 1,2)

        в том числе:                                   42372,3 млн.руб.

        а) на повышение основного размера
        (1107,9 - 352,6)х5100 тыс.чел.)х11 мес.

        б) на надбавки и повышения                     1789,6 млн.руб.
        (92,8 - 60,9)х5100 тыс.чел.)х11 мес.
-------------------------------------------------------------------------
    Итого (43 915,1+14 693,3+44 161,9):                102770,3 млн.руб.
-------------------------------------------------------------------------
Всего дополнительные расходы по разделам
II и III                                               203 283,3 млн.руб.

IV. Дополнительные расхода на индексацию минимального размера пенсии в связи с ростом среднемесячной начисленной заработной платы в стране


Минимальный размер пенсии на конец 1999 года составит по оценке 108,4 рубля в месяц, а к концу 2000 года возрастет до 216,9 рублей в месяц. Учитывая, что возрастать размер минимальной пенсии будет в четыре этапа, для расчета используется среднегодовой прирост в размере 151,8 рубля в месяц.

Таким образом дополнительные расходы на индексацию минимального размера пенсии для 1,5 млн. получателей составят:

(151,8 - 108,4)х1500 чел. х 11 мес. = 716,1 млн.руб.


V. Расчет дополнительных расходов на реализацию законопроекта в целом


Раздел II (100 513,0 млн. руб.) + раздел III (102 770,3 млн.руб.) + раздел IV (716,1 млн.руб.) = 203 999,4 млн.руб.

Учитывая, что средних размеров назначаемые государственные пенсии достигнут на протяжении не менее полугодового периода для определения общего объема дополнительных средств используется понижающий коэффициент 0,85.

В результате дополнительные расходы на реализацию законопроекта в целом составят 173 399,5 млн.руб.


Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации отмены, изменения и дополнения которых потребует принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий"


Принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" отмены, изменения или дополнения иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации не потребует.



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.