Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации"


Дополнение вносится в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации, определяющую формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 указанной статьи "дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление(удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения)". За пределами перечня типов учреждений, в которые подлежат устройству дети, оставшиеся без попечения родителей, оказались детские дома семейного типа, которые создавались и успешно действовали в России с 1988 года.

Это обстоятельство привело к тому, что после введение в действие Семейного кодекса РФ был сделан неоправданный вывод о том, что введенная Кодексом новая форма семейного воспитания детей-сирот - "приемная семья" заменяет собой детские дома семейного типа, и все нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность на территории Российской Федерации: постановление Совета Министров РСФСР от 18 октября 1988 года N 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР" и постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 года "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств" признаны утратившими силу постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье", а 368 существующим детским домам семейного типа было рекомендовано перерегистрироваться в приемные семьи, создание и деятельность которых регулируются статьями 151 - 155 Семейного кодекса РФ и указанным постановлением Правительства РФ.

Однако большинство детских домов не соответствует по многим параметрам требованиям, предъявляемым к приемной семье, поскольку решает более широкие задачи по сравнению с приемной семьей. Принятое решение о их ликвидации не только существенно нарушает права существующих детских домов семейного типа, которым прекращена выплата денежного содержания на детей и родителей-воспитателей, но и ограничивает возможности государственной защиты наиболее уязвимой категории детей-сирот (детей-инвалидов, детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, и т.п.), которые преимущественно воспитывались именно в детских домах семейного типа.

Учитывая, что в Семейном кодексе РФ нет никакого указания на то, что приемная семья заменяет собой детский дом семейного типа, и его целью является расширение, а не сокращение оправдавших себя способов государственной защиты детей-сирот, предлагается устранить существующий в статье 123 пробел и указать в перечне типов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детские дома семейного типа. Это послужит правовой основой для приведение нормативных правовых актов Правительства РФ в соответствие с законом и принятие Типового положения о детских домах семейного типа.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение