Пояснительная записка к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений"


13 ноября 1998 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений.

По содержанию указанное Соглашение во многом совпадает с аналогичными соглашениями, подписанными в 1992 - 1998 годах с Италией, Грецией, Кубой, КНДР, ЛНДР, Кувейтом и др. Основными его положениями являются:

1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны в соответствии с законодательством этого государства.

2. Предоставление каждой из Сторон инвесторам государства другой Стороны режима, создающего равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств.

При этом каждое из государств Сторон вправе сохранять или устанавливать в своем законодательстве отдельные преимущества в пользу национальных инвесторов. Такое положение означает по существу, что национальный режим должен предоставляться иностранным инвесторам только в той мере, в которой это предусмотрено законодательством Российской Федерации и Японии.

Кроме того, ни одна из Сторон не обязана распространять на инвесторов государства другой Стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства на основе соглашения об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.

3. Обязательство Сторон не принимать мер по принудительному изъятию иностранных капиталовложений в форме национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах.

Подобные меры должны осуществляться в строгом соответствии с законодательством государства Сторон, на недискриминационной основе и сопровождаться выплатой компенсации в свободно конвертируемой валюте по рыночной стоимости капиталовложений.

При этом необходимо отметить, что в действующем законе Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 14 июля 1999 года N 160-ФЗ механизм компенсации в случае экспроприации не прописан.

4. Гарантии беспрепятственного перевода сумм, причитающихся иностранным инвесторам в результате их деятельности, таких как доходы, суммы, выплачиваемые в погашение займов, относящихся к капиталовложению, платежи в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложения, а также сумм компенсации в случае принудительного изъятия капиталовложения.

Возможность в исключительных финансовых или экономических случаях накладывать валютные ограничения в соответствии со своим законодательством и в соответствии со статьями V и VIII Соглашения о Международном валютном фонде при условии, что стороны являются участниками указанных статей Соглашения.

5. Суброгация - передача прав инвестора в случае страхования капиталовложений от политических (некоммерческих) рисков.

6. Возможность рассмотрения в международном арбитраже инвестиционных споров между одной Стороной и инвестором государства другой Стороны. В действующем законе Российской Федерации "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 14 июля 1999 года N 160-ФЗ механизм рассмотрения такого рода споров в международном арбитраже не предусмотрен.

7. Возможность рассмотрения в международном арбитраже (третейском суде) споров между самими Сторонами относительно толкования и применения Соглашения.

8. Возможность применения мер, которые отвечают соответствующим многосторонним соглашениям об инвестиционных мерах, связанных с торговлей, в которых обе Стороны являются участниками.

Соглашение заключено на основе типового проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1992 г. N 395. Вместе с тем, по некоторым моментам Соглашение отличается от типового. В частности, в Соглашении отсутствует определение термина "территория". Это связано с тем, что до настоящего времени не заключен мирный договор с Японией. На практике, до заключения мирного договора, в этом вопросе сторонами будет соблюдаться существующий "статус кво".

Кроме того, в статье 16 содержатся обязательства сторон не применять инвестиционные меры, связанные с торговлей, которые состоят из требований местного компонента, экспортных ограничений и др. Однако, этим обязательствам российской стороны не соответствует ряд актов законодательства Российской Федерации, которые содержат указанные ограничения для иностранных инвесторов (федеральные законы о соглашениях о разделе продукции N 225-ФЗ от 30.12.95 г., N 19-ФЗ от 7.01.99, N 32-ФЗ от 10.02.99 г., Указ Президента Российской Федерации N 135 от 05.02.98 г. "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности" и др.). В перспективе мы будем обязаны отменить указанные ограничения. При этом необходимо иметь в виду, что в связи с предстоящим вступлением России в ВТО российская сторона в любом случае будет вынуждена отменить эти ограничения. На практике, до приведения российского законодательства в соответствие со статьей 16 Соглашения, у японского инвестора при реализации инвестиционных проектов на территории России есть выбор: либо согласиться с действующими ограничениями, либо обратиться в арбитражный суд. Как правило, стороны в суде находят взаимоприемлемое решение. Учитывая ограниченный характер действующих ограничений, они не создадут каких-либо серьезных препятствий для японских инвесторов в России.

Соглашение от 13 ноября 1998 года обеспечивает долговременную стабильность и предсказуемость юридической среды при принятии инвестиционных решений, способствует применению юридических правил, соответствующих современной международной практике, повышает безопасность и уменьшает рискованность капиталовложений.

Учитывая, что Соглашение содержит положения иные, чем предусмотренные российским законодательством, оно подлежит ратификации в соответствии с пунктом 1а Статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ.

Вступление Соглашения в силу не потребует дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета. Вместе с тем, в случае экспроприации (национализации) капиталовложений японских инвесторов Правительство Российской Федерации должно будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда судом или арбитражем, в том числе международным арбитражем, будет установлено, что Российская Сторона не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед Правительством Японии или японскими инвесторами, вытекающие из Соглашения. Такие же обязательства со всеми возможными последствиями берет на себя и Правительство Японии.

В соответствии с пунктом 5 Статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и пунктом 1 Статьи 189 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Минэкономики России дает положительную оценку возможных финансово-экономических последствий ратификации указанного Соглашения. Вступление Соглашения в силу будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Россией и Японией.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.