Пояснительная записка к проекту федерального закона N 98800745-2 "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественниками, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике", принятому Государственной Думой в первом чтении 20 мая 1999 года

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98800745-2 "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественниками, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике", принятому Государственной Думой в первом чтении 20 мая 1999 года


Досье на проект федерального закона

Проект федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике", был принят Государственной Думой в первом чтении 20 мая 1999 года (за - 282; против - 32; воздержалось - 2, голосовало - 316, не голосовало - 134)

В соответствии с постановлением Государственной Думы от 20 мая 1999 года (N 3997-II ГД) по состоянию на 15 октября с.г. в Комитет направили предложения:

1. Президент Российской Федерации;

2. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Л.И.Ковальский;

3. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А И.Савенков;

4. Правительство Российской Федерации;

5. Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея;

6. Государственное Собрание Республики Башкортостан;

7. Народное Собрание Республики Дагестан;

8. Совет Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики;

9. Парламент Республики Северная Осетия - Алания;

10. Государственный Совет Чувашской Республики;

11. Алтайское краевое Законодательное Собрание;

12. Законодательное Собрание Краснодарского края. Комитет по вопросам местного самоуправления, делам казачества, межнациональным отношениям и миграционной политике;

13. Законодательное Собрание Красноярского края;

14. Амурский областной Совет народных депутатов;

15. Архангельское областное собрание депутатов;

16. Законодательное Собрание Вологодской области;

17. Законодательное Собрание Калужской области,

18. Кировская областная Дума;

19. Костромская областная Дума;

20. Курганская областная Дума;

21. Курская областная Дума;

22. Московская областная Дума;

23. Новгородская областная Дума;

24. Новосибирский областной Совет депутатов;

25. Законодательное Собрание Оренбургской области;

26. Орловский областной Совет народных депутатов, Комитет по вопросам социальной политики;

27. Законодательное Собрание Пензенской области;

28. Законодательное Собрание Ростовской области;

29. Сахалинская областная Дума, Постоянная комиссия по законности и местному самоуправлению;

30. Тамбовская областная Дума;

31. Тульская областная Дума;

32. Государственная Дума Ярославской области. Постоянная комиссия по социальной политике;

33. Верховный Суд Российской Федерации;

а также Центральный Банк Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Государственной Думы и Правовое управление Аппарата Совета Федерации.

Все поступившие поправки, замечания и предложения были рассмотрены и учтены при составлении таблиц поправок и в редакционной правке.

Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И.Савенков, Правительство Российской Федерации, Парламент Республика Северная Осетия-Алания, Законодательное Собрание Красноярского края и Курганская областная Дума считают нецелесообразным принятие во втором чтении проекта федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике".

Президент Российской Федерации в своем заключении на законопроект высказал следующее.

1. Законопроект связан с проектом федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике" и может расцениваться как "косвенное признание возможности серьезных последствий его принятия и реализации для лиц, защита прав которых, по замыслу авторов законопроекта, должна быть обеспечена".

С указанным утверждением невозможно согласиться, так как ошибочно предполагать, что законопроект "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" призван загладить негативные последствия ответных ограничений со стороны Российской Федерации в отношении Латвийской Республики.

Оба законопроекта регулируют единый блок социально-экономических отношении, который является важным элементом правового статуса человека и гражданина. Основной обязанностью государства (в соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации) является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экономики и социальной сфере, и принятие депутатами Государственной Думы в первом чтении проекта федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественникам, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" как раз является логичным и естественным проявлением заботы со стороны Российского государства о своих гражданах и соотечественниках, которые оказались в столь тяжелом положении из-за дискриминационной политики Латвии в отношении них.

2. Содержание проекта федерального закона сводится к разрешению оказывать гуманитарную помощь, что свидетельствует об отсутствии предмета правового регулирования.

С указанным утверждением также невозможно согласиться, поскольку предмет законопроекта является вполне конкретным - это личные права каждого человека, коллективные права народов - третье поколение прав человека, понимание которых восходит к концепции естественных прав человека. Регулирование этих прав, их соблюдения и защиты является предметом как международного, так и национального права: Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др. Поскольку русский народ в Латвии поставлен в такие условия, когда его права грубо нарушаются, долг Российского государства в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности в экономической и технической областях, принять меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление этих прав всеми надлежащими способами, в том числе и путем принятия соответствующих законодательных мер. То есть государство обязано на соответствующем уровне урегулировать эту сферу общественных отношений, взять ее под свой контроль и защиту, упорядочить отношения по предоставлению помощи лицам, которые в ней нуждаются (в данном случае - гуманитарной помощи), в том числе принять соответствующие законодательные акты.

Российская Федерация уже имеет положительный опыт законодательной регламентации в области оказания гуманитарной помощи населению Абхазии, Таджикистана и Южной Осетии.

3. Категорически нельзя согласиться с утверждением о демонстративном подчеркивании намерения "оказывать гуманитарную помощь только определенной группе населения, в то время как международное право исходит из необходимости защиты всех групп населения (независимо от национальной принадлежности лиц, входящих в эти группы), права которых нарушаются".

По данным МИД России на 1999 год из населения Латвии, насчитывающего 2456 тысяч жителей, латышей - около 1351 тысячи (55 процентов), русских - 741 тысяча (30,4 процента), в то время как белорусы составляют 4 процента, украинцы - 2,9 процента, поляки - 2,2 процента, литовцы - 1,3 процента, евреи - 0,5 процента, цыгане - 0,3 процента, эстонцы - 0,1 процента, немцы - 0,1 процента. Представители коренного населения - ливы насчитывают 199 человек (0,008 процента).

При вступлении в Совет Европы была подтверждена приверженность совместимости обязательств Российской Федерации по конвенциям в области защиты прав человека и коллективных прав народов как в рамках Совета Европы, так и на постсоветском пространстве. В данном случае речь идет о коллективных правах русских - русском народе.

Из 678 тысяч жителей страны, не являющихся гражданами Латвии, 452 тысячи человек - русские, то есть 65,9 процента этой категории лиц являются русскими.

В условиях дискриминации русского народа по этническому признаку и языковой принадлежности вопрос о помощи русским представляется вполне естественным.

Однако ни в проекте федерального закона "О мерах Российской Федерации по предотвращению нарушения основных прав и свобод граждан Российской Федерации и российских соотечественников в Латвийской Республике", ни в проекте федерального закона "О мерах по оказанию гуманитарной помощи гражданам Российской Федерации и российским соотечественниками, постоянно проживающим в Латвии, в связи с массовым нарушением прав человека и прав русского народа в Латвийской Республике" не говорится о запрете на оказание гуманитарной помощи в том числе и гражданам Латвийской Республики, если в этом будет реальная необходимость.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.