Проект федерального закона N 98105955-2 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" (внесен депутатами ГД Гусевым В.К., Пузановским А.Г., Камышинским Н.А., Теном Ю.М.) (не действует)

Проект федерального закона N 98105955-2
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности"


 Досье на проект федерального закона

  Глава I.    Общие положения
  Глава II.   Государственное управление автомобильными
              дорогами и дорожной деятельностью
  Глава III.  Экономические основы дорожной деятельности
  Глава IV.   Земли автомобильных дорог
  Глава V.    Пользование автомобильными дорогами
  Глава VI.   Международное сотрудничество Российской Федерации
  Глава VII.  Ответственность за нарушение законодательства РФ
              об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности
  Глава VIII. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, связанных с проектированием, со строительством, с реконструкцией, ремонтом, содержанием и использованием федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорог, а также с управлением ими.

Исходя из значения автомобильных дорог как неотъемлемой части единой транспортной системы Российской Федерации, необходимых для развития экономики, социальной сферы, культуры, обеспечения обороноспособности и безопасности государства, основными целями настоящего Федерального закона являются установление основ государственной политики в области дорожной деятельности, совершенствование государственного управления в указанной области, сохранение и развитие сети автомобильных дорог Российской Федерации и повышение уровня их технического состояния.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автомобильная дорога - имущественный комплекс, который предназначен для непрерывного и безопасного движения транспортных средств (автомобилей) с установленными скоростями, нагрузками и габаритами и включает в себя земельные участки и расположенные на указанных земельных участках функционально связанные инженерные сооружения;

автомобильная дорога общего пользования - автомобильная дорога, находящаяся в государственной собственности, обеспечивающая перевозки грузов и пассажиров между населенными пунктами в целях удовлетворения нужд населения, социально-экономических и оборонных потребностей государства и открытая для использования любыми лицами с соблюдением правил пользования автомобильными дорогами;

владельцы автомобильных дорог - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, владеющие ими на праве хозяйственного ведения либо праве оперативного управления и осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами или их содержанию;

дорожные органы - федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции управления автомобильными дорогами и в области дорожной деятельности;

дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту, содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений;

пользователи автомобильных дорог - юридические и физические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие предусмотренную настоящим Федеральным законом хозяйственную деятельность в границах земель автомобильных дорог;

полосы отвода - земельные участки, предоставляемые в установленном порядке для размещения соответствующих конструктивных элементов автомобильных дорог и конструктивных элементов дорожных сооружений, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных насаждений и устройств, необходимых для содержания и использования указанных элементов;

земли автомобильных дорог - полосы отвода, а также земельные участки, относящиеся к землям транспорта, предоставляемые в установленном порядке для размещения на них объектов, необходимых для осуществления дорожной деятельности;

придорожные полосы - земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земель для обеспечения безопасности дорожного движения и населения, а также безопасного осуществления дорожной деятельности и использования автомобильных дорог и расположенных на ней объектов с учетом перспективы развития автомобильных дорог;

резервные зоны - земельные участки, в отношении которых принято решение об их резервировании для строительства или реконструкции автомобильных дорог и в границах которых устанавливается особый режим использования земель.


Статья 2. Законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

1. Законодательство Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Органы местного самоуправления могут осуществлять правовое регулирование в области дорожной деятельности в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.


Статья 3. Принципы государственного регулирования в области дорожной деятельности

Государственное регулирование в области дорожной деятельности основывается на следующих принципах:

государственное планирование развития автомобильных дорог общего пользования, обеспечения надлежащего технического состояния автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, в том числе экологической безопасности, и формирование сети автомобильных дорог Российской Федерации в соответствии со стандартами, техническими нормами и правилами;

обеспечение приоритета содержания и ремонта автомобильных дорог перед другими видами дорожной деятельности;

государственный контроль за дорожной деятельностью в части соблюдения стандартов, технических норм и правил, государственная экспертиза дорожных проектов;

приоритет интересов пользователей автомобильных дорог при осуществлении дорожной деятельности;

доступность информации об автомобильных дорогах общего пользования и условиях дорожного движения;

расширение международного сотрудничества Российской Федерации в области автомобильных дорог и дорожной деятельности и содействие интеграции сети автомобильных дорог Российской Федерации в международную систему путей сообщения.


Статья 4. Виды автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги в зависимости от субъектов права собственности на них подразделяются на:

автомобильные дороги, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - федеральные автомобильные дороги);

автомобильные дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (далее - автомобильные дороги субъектов Российской Федерации);

автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности (далее - муниципальные автомобильные дороги);

автомобильные дороги, находящиеся в собственности юридических лиц.

2. Федеральные автомобильные дороги и автомобильные дороги субъектов Российской Федерации в зависимости от своего назначения подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги специального пользования. Автомобильные дороги специального пользования находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные автомобильные дороги, автомобильные дороги субъектов Российской Федерации и муниципальные автомобильные дороги могут быть отнесены к автомобильным дорогам оборонного значения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. В зависимости от функционального назначения автомобильных дорог, их роли в сети автомобильных дорог, эксплуатационных характеристик, геометрических параметров и условий дорожного движения автомобильные дороги подлежат технической и функциональной классификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Статья 5. Федеральные автомобильные дороги

1. К федеральным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, которые обеспечивают общегосударственные транспортные связи и соединяют:

столицу Российской Федерации - город Москву со столицами иностранных государств;

столицу Российской Федерации - город Москву со столицами и с административными центрами субъектов Российской Федерации;

столицы и административные центры субъектов Российской Федерации между собой и со столицами иностранных государств;

столицы и административные центры субъектов Российской Федерации с пограничными переходами, аэропортами, морскими и речными портами, железнодорожными станциями в случаях, если столицы и административные центры субъектов Российской Федерации не имеют связь с другими федеральными автомобильными дорогами общего пользования.

2. Федеральным автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для обеспечения международного автомобильного сообщения Российской Федерации с иностранными государствами, может быть установлен статус международных автомобильных дорог в соответствии с международным договором Российской Федерации.

3. Утверждение перечня федеральных автомобильных дорог общего пользования и внесение в него изменений и дополнений осуществляются Правительством Российской Федерации по представлению федерального дорожного органа, согласованному с субъектами Российской Федерации.

4. К федеральным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги специального пользования, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти.


Статья 6. Автомобильные дороги субъектов Российской Федерации

1. К автомобильным дорогам общего пользования субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, расположенные в границах территорий субъектов Российской Федерации и обеспечивающие транспортные связи между населенными пунктами, транспортными коммуникациями, иными расположенными на территориях субъектов Российской Федерации объектами транспорта, а также транспортные связи с прилегающими территориями других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.

2. Утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации и внесение в него изменений и дополнений осуществляются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

3. К автомобильным дорогам субъектов Российской Федерации относятся дороги специального пользования, находящиеся в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Статья 7. Муниципальные автомобильные дороги

1. К муниципальным автомобильным дорогам относятся находящиеся в муниципальной собственности автомобильные дороги, расположенные на территориях населенных пунктов, иных муниципальных образований, в том числе открытые для движения автомобильного транспорта проезжие части улиц, проездов, набережных, площадей, искусственных сооружений, других объектов недвижимости, и обеспечивающие транспортные связи в пределах границ муниципальных образований, а также с прилегающими территориями других муниципальных образований и автомобильными дорогами общего пользования.

2. Муниципальные автомобильные дороги, расположенные на территориях населенных пунктов, являются частью улично-дорожной сети и составной частью формируемых на основе генеральных планов и комплексных транспортных схем населенных пунктов их инженерных инфраструктур.


Статья 8. Автомобильные дороги специального пользования

1. К автомобильным дорогам специального пользования относятся автомобильные дороги, переданные в хозяйственное ведение или оперативное управление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или их организациям для использования ограниченным кругом лиц и (или) решения задач для государственных нужд, а также автомобильные дороги, обеспечивающие перевозки, имеющие производственное и технологическое назначение.

2. Автомобильная дорога специального пользования может быть открыта для общего пользования после получения положительного заключения дорожного органа, а также положительного заключения органа, осуществляющего государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения.


Статья 9. Наименования и индексы автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги общего пользования должны иметь наименования и индексы (условные обозначения).

Наименование автомобильной дороги общего пользования включает в себя названия ее начального и конечного населенных пунктов в границах Российской Федерации и при необходимости также названия промежуточных населенных пунктов. Наименование автомобильной дороги общего пользования может включать в себя в качестве начального и конечного пунктов наименования географических или иных объектов, исторических событий и элементов национальных традиций.

Для федеральных автомобильных дорог допускается использование условных наименований.

Кроме наименования автомобильная дорога общего пользования должна иметь индекс, состоящий из буквы русского алфавита и группы цифр.

Индекс автомобильной дороги общего пользования применяется на информационных указателях, картах и в атласах.

2. Наименования и индексы федеральных автомобильных дорог общего пользования утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального дорожного органа.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным дорожным органом.

Наименования и индексы международных автомобильных дорог, расположенных на территории Российской Федерации, устанавливаются международными договорами Российской Федерации.

Наименования и индексы автомобильных дорог специального пользования устанавливаются органами, в ведении которых находятся такие дороги.

Наименования и индексы муниципальных автомобильных дорог могут при необходимости устанавливаться органами местного самоуправления.

Присвоение одного и того же наименования и индекса нескольким автомобильным дорогам не допускается.


Статья 10. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах общего пользования

Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования исчисляются между условными начальными и конечными точками отсчета, за которые принимаются:

знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации - городе Москве, - для федеральных автомобильных дорог общего пользования, выходящих из города Москвы;

здания почты, государственные или общественные здания, сооружения или специально установленные, расположенные в центре населенного пункта знаки - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих населенные пункты;

пересечения осей сопрягающихся дорог - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих другие автомобильные дороги общего пользования, или автомобильных дорог общего пользования, примыкающих к другим автомобильным дорогам общего пользования;

границы географических, исторических и других объектов - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.


Статья 11. Федеральный реестр автомобильных дорог

1. Федеральный реестр автомобильных дорог (далее - реестр) содержит в себе сведения об автомобильных дорогах на территории Российской Федерации независимо от их категорий, характера использования и принадлежности.

2. Реестр состоит из открытой и закрытой частей. Сведения об автомобильных дорогах специального пользования содержатся только в закрытой части реестра.

3. Порядок ведения реестра, внесения в него изменений, предоставления сведений реестра утверждается Правительством Российской Федерации. Ведение реестра возлагается на федеральный дорожный орган.

4. Ведение реестра улично-дорожной сети населенных пунктов осуществляется в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Сведения, содержащиеся в реестре, указанном в пункте 1 настоящей статьи, используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Российской Федерации, издание которых осуществляется по согласованию с федеральным дорожным органом.


Глава II. Государственное управление автомобильными дорогами и
дорожной деятельностью


Статья 12. Органы управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью

1. Управление автомобильными дорогами общего пользования и дорожной деятельностью осуществляется федеральным дорожным органом, дорожными органами субъектов Российской Федерации.

Управление муниципальными автомобильными дорогами и дорожной деятельностью, связанной с муниципальными автомобильными дорогами, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Управление автомобильными дорогами специального пользования осуществляется соответствующими органами исполнительной власти или организациями, в ведении которых находятся такие дороги.

2. Компетенция федерального дорожного органа определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют компетенцию создаваемых ими дорожных органов.

3. Дорожные органы обладают правами и обязанностями, не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, имеют персонал, оборудование и помещения, которые необходимы для выполнения возложенных на такие органы задач.

4. Транспортные средства дорожных органов и их организаций могут иметь специальные сигналы и окраску в соответствии со стандартами.


Статья 13. Федеральный дорожный орган

Федеральный дорожный орган является федеральным органом исполнительной власти, к основным направлениям деятельности которого относятся:

управление федеральными автомобильными дорогами общего пользования;

утверждение стандартов, технических норм и правил, других положений по вопросам проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог;

выполнение функций государственного заказчика по разработке и реализации федеральных и иных программ в области дорожного строительства, финансируемых за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и других не запрещенных законом источников, а также проектов реконструкции, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог общего пользования;

определение направлений использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и оперативное управление средствами указанного фонда в соответствии с установленным федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год;

установление технической классификации автомобильных дорог и ведение реестра, указанного в пункте I статьи II настоящего Федерального закона;

организация единой статистической отчетности о состоянии автомобильных дорог;

подготовка проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам автомобильных дорог и дорожной деятельности;

организация проведения конкурсов и заключения договоров о выполнении дорожных работ, закупке товаров и об оказании услуг за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации и других не запрещенных законом источников;

подготовка предложений об определении общих принципов формирования средств дорожных фондов и их использования;

привлечение в установленном порядке для нужд проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог общего пользования внебюджетных источников финансирования;

проведение научно-технической политики в области дорожной деятельности;

организация гражданской обороны и мобилизационной подготовки автомобильных дорог общего пользования, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на федеральных автомобильных дорогах общего пользования;

лицензирование дорожной деятельности;

координация деятельности дорожных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью.


Статья 14. Взаимодействие дорожных органов

1. Федеральный дорожный орган вправе заключать соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими дорожными органами по вопросам:

взаимодействия в области реализации федеральных и иных программ развития автомобильных дорог общего пользования;

предоставления субъектам Российской Федерации субвенций и дотаций из Федерального дорожного фонда Российской Федерации;

передачи функций, связанных с управлением федеральными автомобильными дорогами общего пользования, расположенными на территориях субъектов Российской Федерации;

других совместных действий, связанных с развитием и использованием автомобильных дорог.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченные ими дорожные органы могут передавать федеральному дорожному органу часть своих функций, связанных с управлением автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.


Статья 15. Специализированные государственные учреждения федерального дорожного органа

1. Федеральный дорожный орган по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создает в субъектах Российской Федерации специализированные государственные учреждения для осуществления функций, связанных с управлением федеральными автомобильными дорогами общего пользования.

2. Определение предмета и целей деятельности специализированных государственных учреждений, утверждение их уставов и назначение руководителей осуществляются федеральным дорожным органом в установленном порядке.

3. Специализированные государственные учреждения финансируются за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации по смете, утвержденной федеральным дорожным органом, в пределах средств, выделяемых на такие цели.

4. Расходование средств, выделяемых специализированным государственным учреждениям в соответствии со сметой, осуществляется в соответствии с целевым назначением указанных средств.

5. Функции, связанные с управлением федеральными автомобильными дорогами общего пользования, могут быть переданы федеральным дорожным органом по согласованию с высшим органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации его дорожному органу на основании договора.


Статья 16. Государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования

1. По представлению федерального дорожного органа в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут создаваться государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования.

2. Имущество, необходимое для содержания и ремонта федеральных автомобильных дорог общего пользования, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передается указанным в пункте 1 настоящей статьи предприятиям на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

3. Определение предмета и целей деятельности государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования, утверждение их уставов и назначение руководителей осуществляются федеральным дорожным органом в установленном порядке.


Статья 17. Планирование и прогнозирование дорожной деятельности

1. Планирование и прогнозирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования являются составными частями государственных планирования и прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации.

Ежегодное планирование дорожной деятельности осуществляется дорожными органами на основании программ социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке федеральных, отраслевых, межотраслевых и региональных программ с учетом размера средств, выделяемых на указанные цели.

Планирование дорожной деятельности, связанной с муниципальными автомобильными дорогами, осуществляется органами местного самоуправления на основании планов социально-экономического развития, генеральных планов развития населенных пунктов и комплексных транспортных схем или проектов застройки и развития транспорта муниципальных образований.

2. При планировании дорожной деятельности органы исполнительной власти всех уровней должны обеспечивать наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и обеспечению сохранности дорожной сети Российской Федерации.

Планирование развития автомобильных дорог осуществляется с учетом градостроительной документации и градостроительных регламентов.

Порядок планирования дорожной деятельности, связанной с федеральными автомобильными дорогами общего пользования, устанавливается Правительством Российской Федерации, дорожной деятельности, связанной с автомобильными дорогами общего пользования субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дорожной деятельности, связанной с автомобильными дорогами специального пользования - органами исполнительной власти, в ведении которых такие дороги находятся, дорожной деятельности, связанной с муниципальными автомобильными дорогами, - в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Статья 18. Сертификация материалов, приборов и оборудования, используемых при выполнении дорожных работ

1. Материалы, приборы и оборудование, используемые при выполнении дорожных работ, подлежат проверке на соответствие установленным требованиям (сертификации).

Сертификации также подлежат средства измерений, используемые при выполнении дорожных работ, и технические средства организации движения.

По завершении процедуры сертификации материалов, приборов и оборудования и средств измерения, используемых при выполнении дорожных работ, а также технических средств организации движения выдаются сертификаты установленных образцов.

2. Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановления или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством Российской Федерации.

Организация сертификации материалов, приборов, оборудования и средств измерений, используемых при выполнении дорожных работ на федеральных автомобильных дорогах, осуществляется федеральным дорожным органом.

Организация сертификации технических средств организации дорожного движения и используемых для их изготовления материалов осуществляется органом государственного контроля и надзора за безопасностью дорожного движения.

3. Должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации материалов, приборов, оборудования и средств измерений, используемых при выполнении дорожных работ, и осуществляющие сертификацию органы несут установленную законом ответственность.


Глава III. Экономические основы дорожной деятельности


Статья 19. Состав автомобильных дорог

1. В составе автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, находятся земляное полотно с укреплениями, дорожное покрытие, дорожные сооружения, иные функционально связанные инженерные сооружения, необходимое для их содержания и ремонта оборудование, земли автомобильных дорог.

2. Состав муниципальных автомобильных дорог определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом особенностей улично-дорожной сети и населенных пунктов.


Статья 20. Управление имуществом, входящим в состав федеральных автомобильных дорог общего пользования

1. Находящееся в составе федеральных автомобильных дорог общего пользования имущество закрепляется на праве оперативного управления за организациями, указанными в статье 15 настоящего Федерального закона, а также на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления за государственными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность по содержанию и ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования.

2. Закрепление недвижимого имущества в составе федеральных автомобильных дорог общего пользования, выбор закрепляемых автомобильных дорог общего пользования (участков дорог) как это предусмотрено в пункте 1 настоящей статьи, изъятие указанного имущества осуществляются по решению федерального органа исполнительной власти, которому по решению Правительства Российской Федерации делегированы полномочия на управление и распоряжение объектами недвижимого имущества федеральных автомобильных дорог общего пользования.


Статья 21. Финансирование затрат, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и управлением ими

Финансирование затрат, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования и управлением ими, осуществляется за счет имеющих целевой характер средств дорожных фондов и других не запрещенных законом источников финансирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 22. Проектирование и строительство федеральных автомобильных дорог

1. Проектирование федеральных автомобильных дорог осуществляется на основании решения федерального дорожного органа в соответствии с утвержденным в установленном порядке экономическим обоснованием.

Строительство и реконструкция федеральных автомобильных дорог осуществляются на основании решения федерального дорожного органа в соответствии с федеральными целевыми программами развития и совершенствования автомобильных дорог и в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией.

2. Сведения о вновь построенных и реконструированных автомобильных дорогах включаются в реестр, указанный в пункте 1 статьи 11 настоящего Федерального закона. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги как объекты недвижимости подлежат государственной регистрации на основании оформленных в установленном порядке актов приемки указанных объектов в эксплуатацию.


Статья 23. Правила содержания автомобильных дорог

1. Содержание автомобильных дорог осуществляется для поддержания их в состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение транспортных средств (автомобилей).

2. Правила содержания автомобильных дорог устанавливаются федеральным дорожным органом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах компетенции указанных органов при согласовании таких правил с другими заинтересованными государственными органами.

3. Владельцы автомобильных дорог специального пользования обязаны содержать такие дороги в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований стандартов, технических норм и правил, других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.


Статья 24. Содержание федеральных автомобильных дорог

1. Организация содержания федеральных автомобильных дорог общего пользования осуществляется специализированными государственными учреждениями федерального дорожного органа, на которые возложены функции, связанные с управлением указанными автомобильными дорогами.

2. Работы по содержанию федеральных автомобильных дорог общего пользования выполняются государственными унитарными предприятиями.


Статья 25. Требования к установке и содержанию технических средств организации движения

1. Светофоры, дорожные знаки, дорожная разметка, направляющие и ограждающие устройства и другие технические средства организации движения должны соответствовать требованиям стандартов, технических норм и правил и располагаться с учетом наилучшей видимости указанных средств, удобства их эксплуатации и обслуживания, исключения возможности их непреднамеренного повреждения.

2. Технические средства организации движения предназначены для получения участниками дорожного движения необходимой информации об условиях движения на автомобильных дорогах.

3. Установка и содержание технических средств организации движения осуществляются за счет средств владельцев автомобильных дорог.

4. Для каждой автомобильной дороги составляется разработанная и согласованная в установленном порядке схема размещения дорожных знаков.


Статья 26. Обследование и диагностика автомобильных дорог

Дорожные органы обязаны организовывать обследование и диагностику автомобильных дорог в целях определения их состояния, качества содержания, надежности и безопасности, соответствия их транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям.


Статья 27. Охрана автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги общего пользования охраняются государством.

2. Органы, осуществляющие охрану автомобильных дорог общего пользования, обеспечивают охрану дорожного имущества и выполняют иные предусмотренные положениями об этих органах задачи во взаимодействии с дорожными органами и владельцами автомобильных дорог.

3. Структура, права и обязанности органов, осуществляющих охрану автомобильных дорог общего пользования, определяются создавшими указанные органы органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Статья 28. Охрана окружающей природной среды

1. При осуществлении дорожной деятельности должны соблюдаться нормы воздействия на окружающую природную среду, гарантирующие экологическую безопасность населения, а также предусматриваться мероприятия по охране окружающей природной среды в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

Финансирование и выполнение дорожных работ в соответствии с проектами, связанным со строительством или с реконструкцией автомобильных дорог, осуществляются только при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы.

Применение новых технологий, материалов, химических препаратов и веществ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, выявления и оценки влияния указанных технологий, материалов, химических препаратов и веществ на окружающую природную среду.

2. Организации, осуществляющие проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, обязаны выполнять дорожные работы с соблюдением норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность.

3. Пользователи автомобильных дорог не должны своими действиями наносить ущерб окружающей природной среде, загрязнять и захламлять земли автомобильных дорог и придорожные полосы.

4. Ответственность за нарушение положений настоящей статьи устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.


Статья 29. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется дорожными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения защиты государства от вооруженного нападения, удовлетворения потребностей государства и нужд населения в военное время, проведения восстановительных работ в случае такой необходимости.


Статья 30. Особенности трудовых отношений и трудовой дисциплины в дорожных организациях

1. Трудовые отношения в дорожных организациях, предоставление социальных гарантий и компенсаций их работникам регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Особенности режима работы, условий труда работников дорожных организаций, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением функционирования и содержания федеральных автомобильных дорог общего пользования, определяются федеральным дорожным органом, особенности режима работы, условий труда работников дорожных организаций, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением функционирования и содержания автомобильных дорог субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правовые акты, устанавливающие указанные особенности, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации о труде.

2. Трудовая дисциплина и дисциплинарная ответственность работников дорожных организаций, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением бесперебойного и безопасного движения на автомобильных дорогах, регулируются законодательством Российской Федерации о труде, а также специальными положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

3. В отдаленных и экономически не освоенных районах работники дорожных организаций, непосредственно занятые выполнением работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и управлению ими, обеспечиваются на период работы в указанных организациях служебным жильем.

Условия оплаты труда, обеспечения личной безопасности работников дорожных организаций, а также вопросы предоставления социальных гарантии и выплаты компенсаций работникам дорожных организаций в связи с разъездным характером труда при исполнении такими работниками служебных обязанностей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Статья 31. Условия прокладки и переустройства инженерных коммуникаций, пересекающих автомобильную дорогу

1. Порядок устройства пересечений автомобильных дорог не входящими в состав автомобильной дороги инженерными коммуникациями или сближение автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами регулируется стандартами, техническими нормами и правилами, а также нормативными правовыми актами, изданными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Прокладка инженерных коммуникаций в полосах отвода вдоль автомобильных дорог не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правилами пользования автомобильными дорогами.

2. Прокладка и переустройство не входящих в состав автомобильной дороги инженерных коммуникаций, проходящих через автомобильные дороги, осуществляются за счет средств собственников таких коммуникаций на основании разрешений и технических условий, выданных владельцами автомобильных дорог, а также проектно-сметной документации, согласованной с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и с соответствующими дорожными органами.

Владельцы (собственники) коммуникаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, или уполномоченные ими лица должны заключать с владельцами автомобильных дорог договоры, определяющие сроки выполнения работ по прокладке и переустройству не входящих в состав автомобильных дорог инженерных коммуникаций, условия их эксплуатации и обслуживания, условия оплаты пользования имуществом, входящим в состав автомобильных дорог, а также условия, обеспечивающие содержание автомобильных дорог и их ремонт.

3. Переустройство инженерных коммуникаций, проложенных и построенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в связи со строительством, с реконструкцией или ремонтом автомобильных дорог осуществляется за счет средств, предусмотренных на финансирование соответствующих дорожных работ, если иное не предусмотрено договорами на прокладку или переустройство инженерных коммуникаций.


Статья 32. Пересечения автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыкания к автомобильным дорогам

1. Строительство, реконструкция и ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами (далее - пересечения) и примыканий к автомобильным дорогам (далее - примыкания) допускаются в местах, указанных владельцами автомобильных дорог, при наличии проектной документации, которая согласована с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и с дорожным органом и утверждена в установленном порядке, если такая проектная документация соответствует стандартам, техническими нормам и правилам, нормам экологической безопасности и нормам безопасности дорожного движения.

Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердые покрытия начиная с мест примыканий на расстояние, не менее установленного стандартами, техническими нормами и правилами проектирования автомобильных дорог.

Расходы на строительство, реконструкцию и ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотвода и выполнением других требований, установленных стандартами, техническими нормами и правилами, несут заказчики, осуществляющие строительство, реконструкцию и ремонт пересечений или примыканий.

2. Орган, осуществляющий государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и владельцы автомобильных дорог вправе потребовать от организаций и граждан, осуществляющих строительство, реконструкцию или ремонт примыканий и пересечений автомобильных дорог без соответствующего согласования, произвести снос самовольно возведенных зданий, строений, сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. Владельцы автомобильных дорог в случае отказа указанных организаций и граждан производят работы по сносу возведенных зданий, строений, сооружений за счет таких организаций и граждан.


Статья 33. Пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями

1. Устройство пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне (железнодорожные переезды) осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", Федерального закона "О безопасности дорожного движения", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также стандартов, технических норм и правил, установленных для автомобильных дорог, железных дорог и железнодорожных переездов.

Железнодорожные переезды оборудуются необходимыми устройствами, обеспечивающими безопасность движения и пропуск поездов и иных транспортных средств. Владельцы автомобильных дорог обязаны требовать от владельцев железных дорог устанавливать на железнодорожных переездах устройства, обеспечивающие безопасность дорожного движения, а также обязаны по требованию владельцев железных дорог принимать меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения по железным дорогам.

2. Владельцы железных дорог должны содержать в надлежащем состоянии определенные в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами эксплуатации железнодорожных переездов участки автомобильных дорог в границах железнодорожных переездов.

3. Порядок эксплуатации железнодорожных переездов, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, устанавливается указанным органом по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и федеральным дорожным органом.

Решения о закрытии или об открытии железнодорожных переездов принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены такие переезды, по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и владельцами железных дорог, владельцами автомобильных дорог.

4. Работы по устройству пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями, связанные со строительством новых или расширением существующих железнодорожных линий, выполняются за счет владельцев железных дорог. В случаях, если устройство таких пересечений связано со строительством новых или реконструкцией существующих автомобильных дорог, работы по устройству пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями выполняются за счет средств владельцев автомобильных дорог.


Статья 34. Прокладка инженерных коммуникаций по автомобильным дорогам и дорожным сооружениям

1. В тоннелях, по автомобильным дорогам, мостам, эстакадам и другим дорожным сооружениям могут прокладываться инженерные коммуникации, не запрещенные стандартами, техническими нормами и правилами.

Расходы на прокладку и переустройство инженерных коммуникаций, устройство необходимых для этих целей сооружений, дополнительное усиление несущих конструкций несут владельцы (собственники) указанных коммуникаций, обеспечивающие их эксплуатацию.

2. Выдача разрешений на прокладку инженерных коммуникаций по автомобильным дорогам и дорожным сооружениям находится исключительно в компетенции владельцев автомобильных дорог. Прокладка инженерных коммуникаций осуществляется на основании договоров аренды участков (частей) автомобильных дорог и (или) дорожных сооружений.

Владельцы автомобильных дорог могут отказать в выдаче разрешений на прокладку инженерных коммуникаций в тоннелях, по мостам, эстакадам и другим дорожным сооружениям в случаях, если при прокладке указанных коммуникаций не обеспечивается безопасность дорожных сооружений, а также безопасность дорожного движения.

3. Особенности прокладки инженерных коммуникаций на муниципальных автомобильных дорогах регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.


Статья 35. Организация дорожного сервиса

1. Автомобильные дороги обустраиваются объектами дорожного сервиса, предназначенными для обеспечения нормальных условий труда, питания и отдыха участников дорожного движения, а также для оказания услуг связи участникам дорожного движения.

Размещение объектов дорожного сервиса на федеральных автомобильных дорогах общего пользования должно осуществляться в соответствии со стандартами, с техническими нормами и правилами проектирования и строительства указанных объектов, а также планами и генеральными схемами размещения объектов дорожного сервиса, утвержденными федеральным дорожным органом по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Устройство объектов дорожного сервиса не должно снижать безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах и нарушать условия водоотвода и содержания автомобильных дорог, а также должно соответствовать санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, стандартам и нормативам, утвержденным в установленном порядке.

Решения о размещении объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования принимаются после согласования мест размещения указанных объектов с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и владельцами автомобильных дорог общего пользования.

3. Владельцы федеральных автомобильных дорог общего пользования имеют право устраивать платные охраняемые стоянки, а также сдавать в аренду земельные участки, входящие в земли автомобильных дорог для целей, указанных в настоящей статье, с зачислением полученных средств в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.

4. Расходы на устройство, ремонт и содержание подъездов к автомобильным дорогам, стоянок, площадок для остановки автомобильного транспорта, водоотводных устройств, санитарных и других объектов, необходимых для эксплуатации объектов дорожного сервиса, несут собственники (владельцы) объектов дорожного сервиса.


Глава IV. Земли автомобильных дорог


Статья 36. Основные положения о землях автомобильных дорог

1. Земли автомобильных дорог входят в состав земель транспорта и используются строго по целевому назначению с учетом положений настоящего Федерального закона.

Земли федеральных автомобильных дорог являются землями федерального значения.

2. Земли муниципальных автомобильных дорог относятся к землям общего пользования и используются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.


Статья 37. Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог

1. Земельные участки для размещения федеральных автомобильных дорог, автомобильных дорог субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорог предоставляются в порядке отвода земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Предоставление земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации и муниципальных автомобильных дорог, а также установление придорожных полос автомобильных дорог общего пользования осуществляется по ходатайству дорожного органа или выступающей по его поручению в качестве заказчика соответствующих дорожных работ на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке, организации.

Расходы, связанные с изъятием земельных участков, в том числе с уплатой выкупной цены и компенсацией убытков владельцам или собственникам таких участков, несут дорожные органы или организации, в пользу которых производится изъятие соответствующих земельных участков.


Статья 38. Использование земель автомобильных дорог, придорожных полос и резервных зон

1. Использование земель автомобильных дорог, придорожных полос и резервных зон осуществляется на основании проектной документации, требований стандартов, технических норм и правил строительства и содержания автомобильных дорог, требований безопасности дорожного движения, а также иных установленных законодательством Российской Федерации требований.

2. Здания, строения, сооружения и подъезды к ним, возведенные на землях автомобильных дорог, в придорожных полосах и резервных зонах с нарушением установленного порядка использования указанных земель, подлежат сносу лицами, осуществившими самовольную постройку, а в случае их отказа от сноса указанных зданий, строений и сооружений и подъездов к ним или неисполнения ими законного требования об их сносе в течение 30 дней со дня получения уведомления в письменной форме - владельцами автомобильных дорог в установленном законом порядке за счет лиц, осуществивших самовольные постройки.


Статья 39. Полосы отвода

1. Размеры полос отвода определяются с учетом технических категорий (классов) автомобильных дорог, необходимости размещения на них конструктивных элементов автомобильных дорог и конструктивных элементов дорожных сооружений, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных насаждений и устройств, необходимых для содержания и использования указанных элементов.

Размеры полос отвода для каждой автомобильной дороги определяются в соответствии с проектом такой автомобильной дороги на основании единых норм, утвержденных для автомобильных дорог Правительством Российской Федерации.

2. В границах полос отвода запрещаются возведение складов, жилых, общественных зданий и промышленных объектов, прокладка вдоль автомобильных дорог инженерных коммуникаций и осуществление иной хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных правилами пользования автомобильными дорогами. Выполнение любых работ и осуществление иной хозяйственной деятельности в границах полос отвода разрешаются в исключительных случаях по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и дорожными органами.

3. Дорожным организациям могут дополнительно предоставляться в постоянное или временное пользование земельные участки, не прилегающие к полосам отвода и необходимые для осуществления дорожной деятельности.


Статья 40. Придорожные полосы

1. Придорожные полосы предназначаются для создания необходимых условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности населения, а также для возможности осуществления реконструкции, ремонта, содержания автомобильных дорог и размещения объектов дорожной инфраструктуры.

Ширина придорожных полос начинает исчисляться от границ полос отвода и устанавливается в зависимости от технических категорий (классов) автомобильных дорог на основании норм, утвержденных Правительством Российской Федерации для федеральных автомобильных дорог общего пользования, и норм, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации.

2. В границах придорожных полос в зависимости от принадлежности автомобильных дорог Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается особый режим использования земель, который может включать в себя запрет на возведение капитальных зданий, строений, сооружений, а также ограничение на осуществление рекламной и иной хозяйственной деятельности, снижающей безопасность дорожного движения, ухудшающей условия эксплуатации автомобильных дорог и расположенных на них зданий, строений, сооружений (с учетом перспективы их развития) и создающей угрозу безопасности населения и участников дорожного движения.

Решения о размещении в придорожных полосах зданий, строений, сооружений и иных построек не могут приниматься органами местного самоуправления без согласования с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и с владельцами автомобильных дорог.

В определенных случаях на основании решения органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, в границах придорожных полос могут вводиться ограничения осуществления сельскохозяйственной деятельности.

3. Оформление и обозначение на местности придорожных полос осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации.

Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, расположенных в границах придорожных полос, должны быть в течение месяца с момента принятия решения об установлении размеров придорожных полос в письменной форме уведомлены об особом режиме использования таких земельных участков и о возможности изъятия их в будущем для целей расширения или реконструкции автомобильных дорог.


Статья 41. Резервные зоны

1. Решение об установлении резервных зон принимается Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в зависимости от принадлежности автомобильных дорог по представлениям дорожных органов, выступающих в качестве заказчиков соответствующих дорожных работ. Определение границ резервных зон осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке экономических обоснований строительства или реконструкции автомобильных дорог.

2. После принятия решений об установлении резервных зон вводится особый режим использования попадающих в их границы земельных участков, включающий в себя запрет предоставления земельных участков и возведения зданий, строений, сооружений, о чем в месячный срок со дня принятия указанного решения должны быть в письменной форме уведомлены собственники, владельцы, пользователи земельных участков.


Глава V. Пользование автомобильными дорогами


Статья 42. Пользование автомобильными дорогами

1. Ограничения пользования автомобильными дорогами или их участками, в том числе ограничения, не связанные с отнесением автомобильных дорог к числу дорог специального пользования, устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Владелец автомобильной дороги общего пользования не имеет права устанавливать ограничения, несовместимые со статусом автомобильной дороги как дороги общего пользования.


Статья 43. Правила пользования автомобильными дорогами

1. Правила пользования автомобильными дорогами общего пользования устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются едиными и обязательными для всех владельцев автомобильных дорог и пользователей указанных автомобильных дорог.

2. Правила пользования муниципальными автомобильными дорогами устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящего Федерального закона.

Нормативные правовые акты по вопросам пользования автомобильными дорогами не должны содержать положения, нарушающие гарантии единства экономического пространства и свободного перемещения по автомобильным дорогам пассажиров, товаров и услуг.

3. Порядок пользования автомобильными дорогами в период мобилизации, в военное время, при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Российской Федерации.


Статья 44. Права пользователей автомобильных дорог

Пользователи автомобильных дорог имеют право:

свободно и бесплатно передвигаться и перемещать пассажиров, товары и услуги по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

требовать возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения правил ремонта и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии или непринятия мер по своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках автомобильных дорог, если пользование ими угрожает безопасности движения, а также противоправных действий дорожных органов, иных органов и их должностных лиц;

получать бесплатную экстренную медицинскую помощь в пути следования;

защищать свои права в суде и обжаловать в установленном порядке действия дорожных органов, иных органов и их должностных лиц;

получать информацию о маршрутах движения, дорожных условиях, временном ограничении и запрещении движения, допустимых нагрузках и скоростях движения, размерах полос отвода, придорожных полос и резервных зон;

обращаться в дорожные органы с жалобами и заявлениями, а также за получением информации о перспективах развития автомобильных дорог и иной не запрещенной законом информации;

получать информацию об использовании средств уплачиваемых ими дорожных налогов и сборов.


Статья 45. Обязанности пользователей автомобильных дорог

1. Пользователи автомобильных дорог обязаны соблюдать правила дорожного движения и правила пользования автомобильными дорогами.

2. Пользователи автомобильных дорог не должны:

загрязнять и захламлять автомобильные дороги, прилегающие к ней земли и дорожные сооружения;

использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод;

использовать автомобильные дороги для складирования, погрузки и выгрузки грузов;

выполнять в границах полос отвода работы, связанные с возможностью разлива горючих веществ, а также веществ, способных снизить коэффициент сцепления с дорожными покрытиями;

организовывать в границах полос отвода проведение массовых мероприятий с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;

осуществлять выпас скота, покос трав, распашку и выемку грунта, выполнять другие виды работ в границах полос отвода без согласования с владельцами автомобильных дорог;

загрязнять окружающую природную среду;

повреждать автомобильные дороги либо осуществлять иные действия, которые наносят ущерб входящему в состав автомобильных дорог имуществу, создают препятствия движению транспортных средств и пешеходов или нарушают безопасность движения транспортных средств;

препятствовать выполнению работниками дорожных организаций обязанностей по содержанию и ремонту автомобильных дорог;

нарушать другие установленные федеральными законами положения об ограничении использования автомобильных дорог и придорожных полос.

3. По автомобильным дорогам и дорожным сооружениям не допускаются перемещение грузов посредством волочения, движение транспортных средств на гусеничном ходу, транспортных средств с металлическими шпорами на колесах или другими элементами конструкций, которые могут повредить автомобильные дороги и дорожные сооружения, а также движение без специальных разрешений транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габариты которых выше установленных правилами пользования автомобильными дорогами.

При необходимости осуществлять движение по дорожным сооружениям, а также по участкам автомобильных дорог, расположенным в заболоченных местах и других местах, в которых нет объездов, движение транспортных средств на гусеничном ходу, транспортных средств с металлическими шпорами на колесах или другими элементами конструкций, которые могут повредить автомобильные дороги и дорожные сооружения, может быть допущено при наличии разрешений дорожных органов и при соблюдении указаний таких органов о принятии мер, исключающих повреждение автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также при условии компенсации наносимого автомобильным дорогам и дорожным сооружениям ущерба.

4. Должностные лица органа, осуществляющего государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, вправе задерживать указанные в пункте 3 настоящей статьи транспортные средства и допускать их движение после оформления необходимых документов в установленном порядке. Нанесенный автомобильным дорогам и дорожным сооружениям ущерб должен быть возмещен владельцами и пользователями транспортных средств, допустившими нарушение законодательства Российской Федерации.


Статья 46. Массы и нагрузки на ось, габариты и скорость движения транспортных средств

1. Автомобильные дороги в Российской Федерации проектируются и строятся исходя из масс и нагрузок на ось, габаритов и скоростей движения транспортных средств, установленных государственными стандартами, техническими нормами и правилами в зависимости от технических категорий (классов) автомобильных дорог.

2. Скорость движения транспортных средств по автомобильным дорогам устанавливается правилами дорожного движения и специальными правилами.

Установленные скоростной режим, предельные нормы масс, нагрузок на ось и габаритов транспортных средств обозначаются на каждой автомобильной дороге посредством дорожных знаков.

3. В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранения автомобильных дорог от повреждения владельцы автомобильных дорог по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, вправе вводить временные ограничения масс, нагрузок на ось, габаритов и скоростей движения транспортных средств на основании актов обследования автомобильных дорог или на время выполнения дорожных работ.

В случае введения таких временных ограничений владельцы автомобильных дорог организуют дорожное движение и устанавливают необходимые дорожные знаки или другие технические средства организации движения по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения.


Статья 47. Ограничение и запрещение движения транспортных средств по автомобильным дорогам

1. Временное ограничение или запрещение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в следующих случаях:

выполнение дорожных работ;

стихийные бедствия, аварии и другие чрезвычайные ситуации;

возникновение угрозы безопасности дорожного движения или безопасности жизни людей и сохранности дорожного имущества;

неблагоприятные погодно-климатические условия;

проведение разрешенных в установленном законом порядке массовых мероприятий;

возникновение угрозы повреждений автомобильных дорог.

2. Решение о временном ограничении или запрещении дорожного движения транспортных средств принимается в зависимости от принадлежности автомобильной дороги федеральным дорожным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Орган, осуществляющий государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, вправе давать предписания владельцам автомобильных дорог о запрещении дорожного движения в случаях, если дорожные условия представляют серьезную угрозу безопасности дорожного движения.

3. Органы, принимающие решение о временном ограничении или запрещении дорожного движения, обязаны заблаговременно информировать о таком решении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, интересы которых могут быть затронуть в результате принятия такого решения, с указанием сроков действия ограничения или запрещения дорожного движения, за исключением случаев, когда требуется незамедлительное принятие решения о временном ограничении или запрещении дорожного движения принимается при чрезвычайных ситуациях, при возникновение угрозы безопасности дорожного движения или безопасности жизни людей и сохранности дорожного имущества.

4. В случае принятия решения об ограничении или о запрещении движения транспортных средств по автомобильной дороге владелец автомобильной дороги по согласованию с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, принимает меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.

Использование в качестве объездов других автомобильных дорог подлежит согласованию с владельцами таких других автомобильных дорог.

5. Дорожные органы заблаговременно информируют пользователей автомобильных дорог и органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации о планируемых ограничении или запрещении движения по автомобильным дорогам, представляют информацию о сроках установления таких ограничения или запрещения и возможных объездах, за исключением случаев, вызванных авариями, стихийными бедствиями или другими чрезвычайными ситуациями.

В случае ограничения или запрещения движения по международным автомобильным дорогам информация о таком ограничении или запрещении доводится до сведения представительств иностранных государств.

Дорожные органы должны принимать меры по скорейшему восстановлению нормальных режимов движения транспортных средств по находящимся в ведении указанных органов автомобильным дорогам.


Статья 48. Ограничение дорожного движения вследствие погодно-климатических условий

В неблагоприятные вследствие погодно-климатических условий периоды года, когда снижаются показатели надежности и безопасности автомобильных дорог, может устанавливаться временное сезонное ограничение массы и нагрузки на ось транспортных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Решения об установлении временных сезонных ограничений дорожного движения в соответствии с установленным перечнем автомобильных дорог принимаются федеральным дорожным органом в отношении федеральных автомобильных дорог общего, пользования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - автомобильных дорог общего пользования субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - муниципальных автомобильных дорог.


Статья 49. Движение транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы

1. Движение по автомобильным дорогам транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, допускается в исключительных случаях при перевозках неделимых грузов, которые не могут быть разделены на две или более части без чрезмерных затрат или порчи таких грузов, и только при наличии специальных разрешений на движение.

2. Выдача специальных разрешений на движение осуществляется дорожными органами при условии внесения владельцами или пользователями транспортных средств, с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, платы в счет компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и дорожным сооружениям.

Порядок движения транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, а также размер платы, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам общего пользования, устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Порядок движения по автомобильным дорогам субъектов Российской Федерации и муниципальным автомобильным дорогам транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, а также размер платы, взимаемой в счет компенсации ущерба, наносимого таким автомобильным дорогам, устанавливается соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Средства, полученные в счет компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам и связанного с движением по автомобильным дорогам транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, зачисляются в соответствующие дорожные фонды или местные бюджеты и расходуются исключительно на восстановление автомобильных дорог.

Не взимается плата в счет компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам транспортными средствами с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, если такие транспортные средства используются для перевозок грузов в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или последствий стихийных бедствий, а также грузов оборонного назначения при выполнении специальных заданий по маршрутам движения, согласованным с дорожными органами.

3. Маршруты движения транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, должны согласовываться с владельцами автомобильных дорог и дорожных сооружений, расположенными по данному маршруту движения.

В случаях, если для обеспечения движения по заданному маршруту транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, требуется принятие мер по усилению или обустройству автомобильных дорог, дорожных сооружений и пересекающих автомобильные дороги сооружений и инженерных коммуникаций и других специальных мер, проводятся согласования с владельцами указанных сооружений и коммуникаций. Расходы на осуществление указанных мер возмещаются владельцами (пользователями) транспортных средств с массами, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы.

4. При отсутствии у водителя транспортного средства с массой, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, специального разрешения на движение или отклонении-транспортного средства от согласованного маршрута движения владелец (пользователь) транспортного средства уплачивает штраф в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и транспортное средство может продолжить движение только после получения специального разрешения на движение, оформленного в установленном порядке.

Убытки от простоя транспортного средства вследствие отсутствия у водителя транспортного средства с массой, нагрузками на ось и габаритами, превышающими установленные нормы, специального разрешения на движение несет владелец (пользователь) транспортного средства.


Статья 50. Пропуск транспортных средств, перевозящих опасные грузы

Дорожные органы согласовывают пропуск по автомобильным дорогам транспортных средств, перевозящих опасные грузы, которые могут вызвать взрыв, пожар, загрязнение или радиоактивное заражение автомобильных дорог либо иные опасные последствия, при условии предоставления владельцами указанных грузов обеспечения исполнения обязательств относительно безопасности перевозок и ликвидации возможных последствий перевозок опасных грузов. Перевозки указанных грузов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 51. Организация движения транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам составляет менее 40 километров в час, велосипедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных и прогона скота

Движение транспортных средств, скорость которых по техническим характеристикам составляет менее 40 километров в час, велосипедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, прогон скота, а также движение пешеходов по автомагистралям запрещается. По иным автомобильным дорогам такое движение организуется в соответствии с требованиями правил дорожного движения и правил пользования автомобильными дорогами.

Прогон скота через автомобильные дороги разрешается в специально установленных для указанных целей местах, согласованных с дорожными органами.


Статья 52. Проведение массовых мероприятий на автомобильных дорогах

1. Демонстрации, шествия и другие массовые мероприятия на автомобильных дорогах организуются и проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, шествиях и пикетировании. Движение пеших колонн осуществляется в соответствии с правилами дорожного движения.

Решения о проведении указанных мероприятий на автомобильных дорогах, а также об организации спортивных соревнований (кроссов, автогонок, велогонок и других спортивных мероприятий), а также и других мероприятий, связанных с ограничением или запрещением дорожного движения, должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственные контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, и с дорожными органами и приниматься с учетом обеспечения бесперебойной работы автомобильного транспорта и при наличии необходимых объездов.

2. Разрешение трудовых и социальных конфликтов, выражение политических требований с осуществлением перекрытия автомобильных дорог не допускаются.


Статья 53. Права владельцев автомобильных дорог и представителей дорожных органов

Владельцы автомобильных дорог и представители дорожных органов имеют право:

требовать от пользователей автомобильных дорог неукоснительного выполнения установленных правил дорожного движения и правил пользования автомобильными дорогами;

требовать возмещения ущерба, нанесенного автомобильным дорогам, дорожным сооружениям и техническим средствам организации движения пользователями автомобильных дорог;

распоряжаться природными объектами, находящимися в полосе отвода.


Глава VI. Международное сотрудничество Российской Федерации


Статья 54. Международное сотрудничество Российской Федерации в области автомобильных дорог и дорожной деятельности

1. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области автомобильных дорог и дорожной деятельности и решению проблем установления общих принципов правового регулирования создания и использования автомобильных дорог, интеграции в международную систему путей сообщения.

2. Федеральный дорожный орган может быть членом международных дорожных организаций, осуществлять в установленном порядке международное сотрудничество с дорожными органами иностранных государств, а также представлять Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам, связанным с использованием автомобильных дорог на территории Российской Федерации, формированием международных маршрутов движения автомобильного транспорта, установлением норм и требований к автомобильным дорогам, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции федерального дорожного органа.

3. Использование автомобильных дорог для международных автомобильных сообщений регулируется международными договорами Российской Федерации, заключенными в порядке, установленном федеральными законами.


Статья 55. Участие иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства в дорожной деятельности или пользовании автомобильными дорогами

1. Иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, осуществляющие дорожную деятельность или использующие автомобильные дороги на территории Российской Федерации, пользуются равными правами и несут ответственность наравне с гражданами Российской Федерации и созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Владельцы и пользователи транспортных средств иностранных государств, въезжающих на территорию Российской Федерации, обязаны застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц на территории Российской Федерации.

В случае введения иностранными государствами сбора с российских перевозчиков за проезд по автомобильным дорогам иностранных государств на территории Российской Федерации вводятся аналогичные сборы. Размер сборов и перечень государств, в отношении перевозчиков которых вводится указанный сбор, устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской
Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности


Статья 56. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

За нарушение законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 57. Возмещение причиненного вреда

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пользователей автомобильных дорог, а также вред в результате дорожно-транспортных происшествий из-за действий (бездействия) дорожных органов, организаций, собственников и владельцев автомобильных дорог подлежит возмещению причинителями в установленном порядке.

2. Вред, причиненный здоровью населения, окружающей природной среде и биологическому разнообразию животного мира в результате действий (бездействия) дорожных органов, организаций, собственников и владельцев автомобильных дорог, а также противоправных виновных действий (бездействия) пользователей автомобильных дорог, подлежит возмещению причинителями в установленном порядке.

3. Вред, причиненный автомобильным дорогам, подлежит возмещению в полном объеме владельцами и пользователями транспортных средств, а также иными лицами, допустившими нарушение правил дорожного движения и правил пользования автомобильными дорогами.

4. Порядок возмещения вреда определяется гражданским законодательством.


Глава VIII. Заключительные положения


Статья 58. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, применяются, если они не противоречат настоящему Федеральному закону.

3. Настоящий Федеральный закон применяется к правовым отношениям в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, возникшим после вступления в силу.

К правовым отношениям в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

4. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


Президент Российской Федерации



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.