Письмо Президента РФ от 29 декабря 1999 г. N Пр-1722 Об отклонении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, и союзах) в Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 29 декабря 1999 г. N Пр-1722


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 24 ноября 1999 г., считающийся одобренным Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, и союзах) в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон) по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона вводится многоуровневая система потребительских обществ, включающая в себя районные, областные, краевые, республиканские и центральный союзы потребительских обществ, дается их определение. При этом вводится многозвенная система участия низовых потребительских обществ в указанных союзах. В Федеральном законе прямо устанавливается обязательность решений органов управления союзов как для являющихся их членами потребительских обществ, так и для союзов этих потребительских обществ более низкого уровня. Так, решения органов управления областного, краевого или республиканского союза обязательны не только для его членов (районных союзов потребительских обществ), но и для потребительских обществ, являющихся членами районных союзов. Таким образом, решения органов управления одного юридического лица становятся обязательными как для юридических лиц, являющихся его участниками, так и для юридических лиц, не являющихся его участниками. Это противоречит статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей равенство субъектов гражданских правоотношений, и статье 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Следует также отметить, что статьей 1 Федерального закона возможность представления интересов конкретного союза потребительских обществ в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а значит и обращения в указанные органы за защитой своих прав, ставится в зависимость от того, в пределах какой территории (района, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом) этот союз осуществляет свою деятельность.

Указанная норма противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющей один из основополагающих конституционных принципов - принцип равенства всех перед законом, а также статье 33 Конституции Российской Федерации, гарантирующей возможность обращения в государственные органы и органы местного самоуправления любому лицу. Это может быть как гражданин, так и организация независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Содержащаяся в пункте 4 статьи 1 Федерального закона редакция нового пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее именуется - Закон Российской Федерации) предусматривает возможность отстранения от должности руководителей организаций потребительской кооперации, созданных потребительским обществом или союзом, решением правления потребительского общества или правления союза. Во-первых, неясно, какие должностные лица подразумеваются под термином "руководитель" (руководитель исполнительного органа, совет директоров, председатель совета директоров). Во-вторых, содержащаяся в Федеральном законе норма применима только к учреждениям, а в отношении других юридических лиц (хозяйственные общества, товарищества и иные) должен действовать порядок отстранения руководителей от должности, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами, регулирующими создание и деятельность отдельных видов юридических лиц.

Кроме того, новым пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Федерального закона) предусматривается введение для руководителей организаций потребительской кооперации, созданных потребительскими обществами или союзами, института аттестации. Однако ни Законом Российской Федерации, ни Федеральным законом не установлены процедура проведения аттестации и перечень лиц (органов), ее проводящих. В связи с этим введение аттестации как требования к занятию определенной должности представляется неправомерным и противоречащим Конституции Российской Федерации.

В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 19 Закона Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона) члены совета потребительского общества могут быть освобождены от исполнения полномочий в любое время на основании решения общего собрания потребительского общества или уволены в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Необходимо отметить, что на основании новой редакции указанного пункта уволить членов совета потребительского общества будет невозможно, так как они исполняют свои полномочия на общественных началах, то есть не состоят с потребительским обществом в трудовых правоотношениях, только при наличии которых можно произвести увольнение работника. Это замечание относится и к новой редакции пункта 5 статьи 37 Закона Российской Федерации (пункт 13 статьи 1 Федерального закона) в части, касающейся членов совета союза потребительских обществ.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 29 декабря 1999 г. N Пр-1722


Текст письма официально опубликован не был



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.