Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-24 Об отклонении проекта федерального закона "О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации"

Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-24


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 24 ноября 1999 г. одобренный Советом Федерации 23 ноября 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации."

По Федеральному закону имеются следующие замечания.

Отдельный положения Федерального закона не имеют достаточно продуманной концепции правового регулирования государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, не соответствуют Конституции Российской Федерации и ряду законодательных актов Российской Федерации.

В некоторых статья Федерального закона (5-7, 12 и других) не учитывается принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерации. В этих статьях предусмотрены нормы, определяющие функции федеральных органов исполнительной власти (Министерства иностранных дел Российской Федерации и других), тогда как согласно статье 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, утверждает положения о них, определяя при этом их функции.

В Федеральном законе содержатся положения, являющиеся предметом иных законодательных актов Российской Федерации.

Так, в статье 7 Федерального закона содержатся нормы, регулирующие порядок использования доходов, получаемых от передачи в аренду космической инфраструктуры Российской Федерации, от отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности. Этот порядок отличается от порядка, установленного статьями 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым указанные доходы отнесены к неналоговым доходам бюджетов. Согласно статьям 1 и 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные правоотношения регулируются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положения статьи 7 и других статей Федерального закона, касающиеся порядка разработки и реализации Федеральной космической программы России, следует привести в соответствие со статьями 1 и 2 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", статьей 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", статьей 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При введении в Федеральный закон норм, касающихся налоговых льгот, порядка списания задолженности по федеральным налогам и сборам (статья 7 Федерального закона), не учтены положения статей 1, 3, 56 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым установление, изменение или отмена налогов и сборов, а также установление и использование льгот по налогам и сборам определяются исключительно федеральными законами о налогах и сборах.

Статьей 8 Федерального закона предусмотрен порядок предоставления инвестиционного налогового кредита организациям, приобретающим космическую продукцию у организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, отличный от порядка, установленного пунктом 4 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому инвестиционный налоговый кредит предоставляется в порядке и на условиях, определяемых Налоговым кодексом Российской Федерации. Предлагается статью 8 Федерального закона исключить.

Статьей 10 Федерального закона предусматривается финансирование космической деятельности за счет средств, получаемых от сдачи в аренду космической продукции и объектов космической инфраструктуры Российской Федерации, имеющихся и создаваемых в рамках Федеральной космической программы России и государственного оборонного заказа. Полученные средства согласно указанной статье Федерального закона должны направляться в Российский космический фонд, созданный в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О космической деятельности" Таким образом, доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в государственной собственности, передаются некоммерческой организации, каковой является Российский космический фонд. При этом не учтено, что согласно статье 118 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда. Указанные положения статьи 10 Федерального закона не соответствуют положениям статей 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, относящим доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, включая средства, получаемые в виде арендной платы, к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Учитывая изложенное, предлагается привести нормы статьи 10 Федерального закона в соответствие с указанными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пункт 4 статьи 6 Федерального закона, которым предусматриваются ограничения внешнеторговых операций в отношении космической продукции, производимой организациями ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, в том числе введение государственной монополии на такие операции, необходимо привести в соответствие со статьями 15 и 17 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Согласно этим статьям количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации, а государственная монополия может быть введена в установленном порядке, но не на внешнеторговые операции, а на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, предусмотренных перечнями, определяемыми федеральными законами.

Учитывая, что при выполнении государственного оборонного заказа и заказа на поставку и закупку продукции для федеральных государственных нужд заключаются гражданско-правовые договоры поставки, подряда, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и другие виды договоров, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, представляется целесообразным в статье 11 Федерального закона определить (в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации) конкретные виды договоров, заключаемых организациями ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации с государственными заказчиками и иными пользователями космической продукции.

Также представляется целесообразным уточнить в пункте 4 статьи 12 Федерального закона вид договора и наименования сторон договора на использование российской космической продукции, находящейся в федеральной собственности, для негосударственных нужд, так как согласно статье 3 Федерального закона "О поставке продукции для федеральных государственных нужд" и статье 1 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" федеральные органы исполнительной власти могут выступать в качестве государственных заказчиков лишь при заключении государственных контрактов на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) для федеральных государственных нужд.

В положениях статьи 13 Федерального закона, предусматривающих особенности приватизации организаций ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации, не учтены нормы статьи 4 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", согласно которым приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества в Российской Федерации, ограничения при ее проведении, прогнозы проведения приватизации в соответствующих отраслях экономики Российской Федерации, перечень имущества, приватизация которого запрещена, определяются федеральным законом о государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации.

Кроме того, некоторые положения Федерального закона не соответствуют нормам иных законодательных актов Российской Федерации.


Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации

В.Путин



Письмо Президента РФ от 3 января 2000 г. N Пр-24


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.