Проект федерального закона N 99102728-2
"Об основах социальной политики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения
Глава II. Основные понятия и принципы социальной политики
Глава III. Основные направления социальной политики в РФ
Глава IV. Формы обеспечения социальной политики
Глава V. Ресурсное обеспечение социальной политики
Глава VI. Полномочия органов государственной власти и местного
самоуправления в области социальной политики
Глава VII. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет и сфера регулирования
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области осуществления социальной политики в Российской Федерации как социальном государстве.
Сферой регулирования настоящего Федерального закона являются отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и гражданами по поводу обеспечения гражданам достойной жизни как за счет создания им условий для повышения благосостояния их собственными усилиями, так и за счет справедливого и рационального использования в интересах государства и каждого гражданина национального богатства, включая природные ресурсы, иную государственную и муниципальную собственность.
Статья 2. Объекты регулирования
Объектами регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся в области социальной политики между органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления и гражданами.
Статья 3. Субъекты регулирования
Субъектами регулирования настоящего Федерального закона являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации в части осуществления ими деятельности в области социальной политики.
Статья 4. Законодательство в сфере социальной политики
Законодательство Российской Федерации об основах социальной политики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области социальной политики.
Глава II. Основные понятия и принципы социальной политики
Статья 5. Социальные права граждан Российской Федерации
Социальные права граждан Российской Федерации включают право иметь уровень жизни (включая питание, одежду, жилище, медицинскую помощь и социальное обслуживание), необходимый для поддержания здоровья и благосостояния граждан и их семей, право на образование, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, потери кормильца, наступления старости.
Социальные права граждан Российской Федерации обеспечиваются как за счет создания условий для повышения благосостояния граждан их собственными усилиями, так и за счет национального богатства, включая природные ресурсы, иную государственную и муниципальную собственность.
Статья 6. Социальная сфера
Социальной сферой является регулируемая государством система отношений по реализации социальных прав граждан.
Статья 7. Социальная политика
Социальной политикой является совокупность целевых установок и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на обеспечение реализации социальных прав граждан.
Статья 8. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
1) социальное обеспечение - совокупность социального вспомоществования и обязательного социального страхования;
2) социальное вспомоществование - система правовых, экономических и организационных мер по защите интересов малоимущих граждан;
3) обязательное социальное страхование - система правовых экономических и организационных мер по защите имущественных интересов граждан от страховых социальных рисков;
4) социальная помощь - бесплатное разовое или постоянное предоставление лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (или не имеющим источников доходов), денежных средств, материальных ценностей, услуг, а также льгот, компенсаций, субсидий;
5) социальная поддержка - социальная помощь гражданам, имеющим особые заслуги перед государством;
6) социальная норма (минимальный социальный стандарт) - установленный законодательством размер денежных выплат, а также материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей человека;
7) уровень жизни (благосостояние) - система показателей потребления материальных благ и духовных ценностей;
8) организации социальной сферы - бюджетные и небюджетные организации, на которые возложена практическая работа по реализации мероприятий в области социальной политики.
Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, соответствуют понятиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Принципы социальной политики
1. Принципами социальной политики являются:
- повышение уровня жизни граждан - основная цель экономического развития;
- обеспечение государственных интересов как интересов живущего и последующих поколений;
- согласование интересов поколений: живущее поколение не должно создавать долги, выплачиваемые последующими поколениями;
- обеспечение социальной безопасности;
- недопущение неэквивалентного перераспределения накопленного национального богатства, включая природные ресурсы, в пользу отдельных социальных и национальных групп;
- недопущение снижения реального уровня жизни граждан вследствие осуществления мероприятий экономической и социальной политики (социальная ориентированность экономической политики);
- создание работодателям и работникам условий, обеспечивающих им возможности для повышения жизненного уровня их собственными усилиями;
- обеспечение равного доступа всех граждан к информации, образованию, достижениям культуры, искусства и науки;
- согласованность социальной политики на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления;
- использование государством национального богатства, включая природные ресурсы, иную государственную собственность, в интересах всех и каждого;
- оказание социальной помощи тем, кто не способен по объективным причинам обеспечить себя доходом и не имеет собственности, способной приносить доход (адресность социальной помощи);
- обеспечение согласованности интересов всех социальных и национальных групп;
- участие работодателя и работника в формировании фондов обязательного социального страхования;
- достижение и поддержание как можно более высокого уровня занятости, имея в виду достижение полной занятости.
Глава III. Основные направления социальной политики в Российской
Федерации
Статья 10. Основные направления социальной политики в области труда, трудовых отношений, занятости и помощи безработным
1. В области охраны труда социальная политика предусматривает:
- обеспечение безопасности труда и контроль за соблюдением правил охраны труда;
- организацию и поддержку обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
2. В области оплаты труда социальная политика предусматривает:
- установление минимальной заработной платы, которая позволяла бы гражданину содержать себя и семью (включая ребенка);
- справедливую оплату труда как фактора производства в сравнении с доходом от капитала.
3. В области защиты трудовых прав социальная политика направлена на максимально широкую реализацию прав трудящихся, установленных международными конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.
4. В области социального партнерства социальная политика направлена на организацию государством равноправного сотрудничества между объединениями работодателей и профессиональными союзами, между работодателями и работниками.
5. В области сохранения и создания новых рабочих мест социальная политика предусматривает:
- создание условий, позволяющих обеспечивать управляемый переток рабочей силы между отраслями и регионами в связи со структурными изменениями в экономике;
- государственную поддержку отраслей и предприятий, создающих новые рабочие места.
6. В области помощи безработным социальная политика предусматривает:
- эффективное функционирование системы обязательного страхования на случай безработицы;
- помощь в поиске новых рабочих мест;
- организацию переподготовки и переобучения;
- помощь семьям безработных.
Статья 11. Основные направления социальной политики в области доходов и потребления
В области доходов и потребления социальная политика предусматривает:
- обеспечение минимальных доходов набором потребительских благ и услуг, необходимым для нормальной жизнедеятельности человека;
- обеспечение роста реальных доходов населения и потребления;
- контроль за соответствием больших расходов получаемым доходам.
Статья 12. Основные направления социальной политики в области обеспечения социально значимыми товарами и услугами
В области обеспечения социально значимыми товарами и услугами социальная политика направлена на доступность для граждан с низкими доходами социально значимых товаров и услуг, входящих в минимальную потребительскую корзину.
Статья 13. Основные направления социальной политики в жилищно-коммунальной сфере
В жилищно-коммунальной сфере социальная политика обеспечивает право гражданина на жилище и доступность жилищно-коммунальных услуг для граждан с низкими доходами.
Статья 14. Основные направления социальной политики в социальном обслуживании
В социальном обслуживании - социальная политика обеспечивает предоставление социальной помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Статья 15. Основные направления социальной политики в области образования
В области образования социальная политика обеспечивает качественное бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, создание и поддержку школ для особо одаренных детей, бесплатность высшего образования для одаренной молодежи, доступность высшего образования для граждан с низкими доходами.
Статья 16. Основные направления социальной политики в области здравоохранения
В области здравоохранения социальная политика обеспечивает предоставление всем гражданам качественного медицинского обслуживания за счет сочетания бесплатности медицинских услуг и функционирования системы обязательного медицинского страхования, а также доступность лекарственных препаратов для граждан с низкими доходами.
Статья 17. Основные направления социальной политики в области культуры
В области культуры социальная политика обеспечивает:
- сохранение и приумножение национальных культурных ценностей;
- доступность ознакомления граждан с национальными культурными ценностями.
Статья 18. Основные направления социальной политики в области демографии, семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи
В области демографии, семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи социальная политика предусматривает:
- социальную, правовую и экономическую защиту семьи, в целях обеспечения ее всестороннего развития, включая поощрение роста рождаемости;
- поддержку молодых и многодетных семей;
- обеспечение всестороннего физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи;
- оказание социальной помощи неполным семьям с низкими доходами;
- социальную помощь детям, оставшимся без попечения родителей.
Статья 19. Основные направления социальной политики в области физической культуры, спорта и туризма
В области физической культуры, спорта и туризма социальная политика предусматривает пропаганду в государственных средствах массовой информации здорового образа жизни, поддержку организаций физической культуры, спорта и туризма, оказывающих услуги, доступные гражданам с низкими доходами, разработку и осуществление государственных программ развития сети государственных и муниципальных учреждений физической культуры, спорта и туризма.
Статья 20. Основные направления социальной политики в области обязательного социального страхования
В области обязательного социального страхования социальная политика предусматривает создание правовых и экономических условий для обязательного страхования социальных рисков, обеспечение финансовой устойчивости системы социального страхования, обеспечение за счет выплат по обязательному социальному страхованию приемлемого уровня жизни застрахованных лиц при наступлении страховых случаев.
Статья 21. Основные направления социальной политики в области социального вспомоществования и адресной социальной помощи
В области социального вспомоществования и адресной социальной помощи социальная политика предусматривает оказание социальной поддержки ветеранам, оказание социальной помощи лицам пожилого возраста, инвалидам, а также иным гражданам, попавшим и трудную жизненную ситуацию и (или) имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного Федеральным законом.
Глава IV. Формы обеспечения социальной политики
Статья 22. Формы обеспечения социальной политики
Формами обеспечения социальной политики являются мероприятия, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (общественными организациями) по основным направлениям социальной политики.
Статья 23. Формы обеспечения социальной политики в области труда, трудовых отношений, занятости и помощи безработным
Основными формами обеспечения социальной политики в области труда, трудовых отношений, занятости и помощи безработным являются:
1. В области охраны труда:
- установление норм и правил безопасности труда;
- обеспечение работы трудовых инспекций;
- разработка и внедрение программ повышения безопасности труда;
- использование штрафных санкций по отношению к работодателям, не обеспечивающим охрану труда наемных работников;
- обязательное страхование социальных рисков, связанных с профессиональной деятельностью граждан.
2. В области оплаты труда:
- установление официального минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума;
- регулирование соотношения оплаты труда между бюджетным и внебюджетным секторами экономики;
- установление тарифной сетки заработной платы для работников бюджетного сектора;
- достижение путем трехсторонних переговоров рациональных межотраслевых и межрегиональных соотношений заработной платы, а также рациональных соотношений в оплате труда;
- обеспечение справедливого соотношения между оплатой труда и доходами от капитала и собственности в валовом внутреннем продукте страны, использование этого соотношения в качестве важнейшего норматива для среднесрочного экономического развития страны.
3. В области защиты трудовых прав:
- установление предельной продолжительности рабочего времени;
- предоставление еженедельных выходных дней и праздничных дней;
- обеспечение оплачиваемых ежегодных отпусков;
- установление сокращенного рабочего дня для сложных профессий и тяжелых работ;
- объединение в профессиональные союзы;
- предоставление права на забастовку как средство отстаивания трудовых прав.
4. В области социального партнерства:
- обеспечение постоянной работы трехсторонней комиссии исполнительных органов государственной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов;
- обеспечение выработки и заключения трехстороннего генерального соглашения, трехсторонних отраслевых и территориальных соглашений между
органами государственной власти, объединениями работодателей и профессиональными союзами;
- обеспечение заключения коллективных договоров.
5. В области сохранения и создания новых рабочих мест:
- разработка и осуществление государственных программ создания новых рабочих мест, участие в финансировании таких программ и обеспечение их реализации за счет государственного заказа;
- разработка и принятие программ переобучения работников и граждан, признанных в установленном порядке безработными, новым профессиям;
- обеспечение работы государственных служб занятости, сбор и бесплатное предоставление всем заинтересованным гражданам и организациям информации о вакантных рабочих местах, государственная помощь для переезда в регионы, где имеются вакантные рабочие места.
6. В области помощи безработным:
- установление размера страхового взноса по страхованию на случай безработицы;
- установление размера пособия по безработице;
- обеспечение переобучения и переподготовки безработных новым специальностям и профессиям;
- определение размеров материальной и иной помощи членам семей безработных.
Статья 24. Формы социальной политики в области доходов и потребления
Основными формами социальной политики в области доходов и потребления являются:
- обеспечение социально обоснованных соотношений между доходами различных социальных групп (соотношение доходов 10% граждан с низкими доходами и 10% граждан с высокими доходами);
- создание экономических условий для перехода всех доходных групп граждан на полноценное питание;
- предотвращение экономических ситуаций, при которых может иметь место снижение реальных доходов населения;
- разработка и утверждение минимального набора товаров и услуг.
Статья 25. Формы социальной политики в области обеспечения населения социально значимыми товарами и услугами
Основными формами социальной политики в области обеспечения населения социально значимыми товарами и услугами являются:
- использование государственного и муниципального заказа;
- предоставление торгующим организациям, реализующим социально значимые товары по низким ценам, льгот по аренде, коммунальным платежам и налоговых льгот;
- создание государственных производственных предприятий и государственных торгующих организаций, осуществляющих коммерческую деятельность с минимальной рентабельностью;
- предоставление государственных дотаций организациям, производящим или реализующим социально значимые товары и услуги по низким ценам и тарифам для граждан с низкими доходами.
Статья 26. Формы социальной политики в жилищно-коммунальной сфере
Основными формами социальной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
- установление минимальных норм обеспечения жилой площадью в расчете на одного гражданина;
- обеспечение доступности коммунальных услуг для лиц с низкими доходами;
- создание необходимой инфраструктуры в городах и других населенных пунктах;
- поощрение жилищного строительства гражданами и организациями.
Статья 27. Формы социальной политики в области социального обслуживания
Основными формами социальной политики в области социального обслуживания являются: обеспечение социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статья 28. Формы социальной политики в области образования
Основными формами социальной политики в области образования являются:
- бесплатность образования в государственных и муниципальных школах;
- бесплатность образования в высших учебных заведениях, финансируемых из федерального и региональных бюджетов, для граждан, прошедших конкурсный отбор;
- финансовая поддержка учебных заведений, обеспечивающих дополнительное образование.
Статья 29. Формы социальной политики в области здравоохранения
Основными формами социальной политики в области здравоохранения являются:
- бесплатность оказания неотложной медицинской помощи, а также лечения инфекционных и хронических заболеваний;
- бесплатность медицинских услуг для детей, школьников и учащейся молодежи из семей с низкими доходами;
- организация системы обязательного медицинского страхования;
- доступность лекарственных препаратов для граждан с низкими доходами;
- льготное или бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей до 5 лет из семей с низкими доходами;
- льготное или бесплатное обеспечение лекарственными препаратами больных инфекционными и хроническими заболеваниями.
Статья 30. Формы социальной политики в области культуры
Основными формами социальной политики в области культуры являются:
- финансирование общероссийских, региональных и местных программ восстановления памятников культуры;
- финансирование сети музеев, театров, домов культуры, клубов;
- финансирование мероприятий по пропаганде достижений культуры в средствах массовой информации;
- обеспечение доступности учреждений культуры для граждан с низкими доходами;
- финансирование общенациональных программ издания книг для детей и юношества, издания классической литературы;
- поддержка деятелей культуры, коллективов культуры, общероссийских творческих союзов (по перечню, утвержденному Правительством РФ).
Статья 31. Формы социальной политики в области демографии, семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи
Основными формами социальной политики в области демографии, семьи, материнства, отцовства, детства и молодежи являются:
- обеспечение выплат пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячного пособия на ребенка с учетом среднедушевого денежного дохода в семье;
- обеспечение охраны материнства и здоровья детей;
- обеспечение правовой защиты детства;
- поддержка детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и принятие программ поддержки детского и молодежного творчества.
Статья 32. Формы социальной политики в области физической культуры, спорта и туризма
Основными формами социальной политики в области физической культуры, спорта и туризма являются:
- финансирование, исходя из устанавливаемых Правительством Российской Федерации норм, государственных и муниципальных организаций физической культуры, спорта и туризма, оказывающих услуги гражданам с низкими доходами, а также детям и молодежи;
- государственная поддержка коммерческих организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры, спорта и туризма по ценам, доступным для граждан с низкими доходами;
- подготовка за счет финансирования из федерального и региональных бюджетов специалистов сферы физической культуры, спорта и туризма.
Статья 33. Формы социальной политики в области обязательного социального страхования
Основными формами социальной политики в области обязательного социального страхования являются:
- определение видов обязательного социального страхования;
- установление тарифов обязательного социального страхования;
- установление размеров страховых выплат по обязательному социальному страхованию.
Статья 34. Формы социальной политики в области социального вспомоществования и адресной социальной помощи
1. Основными формами социальной политики в области социального вспомоществования являются:
- социальная поддержка ветеранов в виде установления повышенных размеров пенсий, предоставления льгот, субсидий, компенсаций, социального обслуживания;
- социальная помощь лицам пожилого возраста в виде социального обслуживания, предоставления льгот, субсидий и компенсаций;
- социальная помощь инвалидам в виде системы гарантированных государством экономических и социальных мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
2. Основной формой социальной политики в области адресной социальной помощи является установление для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и (или) имеющих доход ниже прожиточного минимума, адресного денежного пособия, представляющего собой разницу между социальной нормой потребления и фактическим доходом гражданина (семьи) в денежной натуральной формах.
Глава V. Ресурсное обеспечение социальной политики
Статья 35. Финансирование мероприятий социальной политики
Финансирование мероприятий социальной политики осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, целевых программ развития социальной сферы, средств хозяйствующих субъектов, выделяемых на социальные цели, благотворительности, иных поступлений не противоречащих действующему законодательству.
Статья 36. Бюджетные расходы на мероприятия социальной политики
1. Расходы на мероприятия социальной политики из федерального бюджета определяются как доля от прогнозируемой на данный финансовый год величины валового внутреннего продукта.
2. Расходы на мероприятия социальной политики из региональных бюджетов определяются как доля от прогнозируемой на данный финансовый год величины валового регионального продукта.
3. Трансферты из федерального бюджета на социальные цели определяются на основе:
- обеспеченности детскими дошкольными учреждениями (места в детских дошкольных учреждениях в расчете на 1000 детей дошкольного возраста);
- обеспеченности общеобразовательными учреждениями (посещений в смену в расчете на 10,0 тыс. жителей);
- обеспечение поликлиниками (посещений на 10,0 тыс. жителей);
- обеспеченности больницами (коек на 10,0 тыс. жителей).
Указанные социальные нормы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 37. Налоговая система и социальная политика
Налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц формируется с учетом уровня доходов конкретных групп налогоплательщиков.
Освобождаются от налогов и сборов доходы физических лиц, не превышающие размер прожиточного минимума.
Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам - физическим лицам, имеющим детей и иждивенцев.
Налоговые льготы предоставляются физическим и юридическим лицам, занимающимся благотворительностью.
Статья 38. Регулирование цен и социальная политика
Регулирование цен и тарифов (путем установления максимальной рентабельности, максимальной надбавки в оптовой и розничной сети, введения предуведомления о повышении цен, введения порядка регистрации повышения цен и др. мер) применяется в целях обеспечения общедоступности социально значимых товаров и услуг в периоды нестабильной экономической ситуации.
Статья 39. Денежно-кредитная политика и социальная политика
1. Денежно-кредитная политика не должна приводить к снижению уровня жизни граждан.
2. Гражданам гарантируется сохранность вкладов в банках и иных кредитных организациях, определяемых законодательством Российской Федерации.
3. Кредитная политика должна предусматривать льготные условия кредитования для индивидуального жилищного строительства граждан.
Статья 40. Использование национального богатства, включая природные ресурсы, иной государственной и муниципальной собственности и социальная политика
Граждане имеют право на удовлетворение их потребностей в социальной помощи за счет доходов от использования национального богатства, включая природные ресурсы, иной государственной собственности.
Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны приумножать государственную и муниципальную собственность, которая может быть использована, в том числе через извлечение доходов, для социальной помощи гражданам.
Статья 41. Имущественное обеспечение социальной политики
В целях обеспечения социальной политики организации социальной сферы в установленном законодательством Российской Федерации порядке обеспечиваются земельными участками и имуществом, необходимыми для выполнения их уставных задач.
Статья 42. Кадровое обеспечение организаций социальной сферы
Подготовка и переподготовка кадров для организаций социальной сферы осуществляются в соответствии с потребностями социальной сферы в специалистах и финансируются за счет федерального и региональных бюджетов фондов обязательного социального страхования, иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
Глава VI. Полномочия органов государственной власти и местного
самоуправления в области социальной политики
Статья 43. Регулирование отношений в области социальной политики
Регулирование отношений в области социальной политики является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 44. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социальной политики
К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам:
- установления основ правового регулирования социальной политики в Российской Федерации;
- установления правового регулирования социальной политики в конкретных отраслях социальной сферы;
- установления прожиточного минимума;
- установления минимального размера оплаты труда, а также минимальной пенсии и иных страховых выплат;
- проведения политики доходов, направленной на обеспечение социально обоснованной доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, рационального соотношения между доходами 10% граждан, имеющих самые низкие доходы, и 10% граждан, имеющих наиболее высокие доходы;
- проведения политики заработной платы, направленной на обеспечение рациональных соотношений между минимальной, средней и максимальной оплатой труда в конкретных отраслях и регионах и в экономике страны в целом;
- установления категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи за счет федерального бюджета;
- определения размеров социальной помощи в виде выплат, льгот, субсидий, компенсаций, оказываемых за счет федерального бюджета;
- организации и участия в управлении системой обязательного социального страхования;
- разработки и принятия федеральных социальных норм.
Статья 45. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам:
- установления особенностей правового регулирования осуществления социальной политики в субъекте Российской Федерации;
- установления прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
- установления правил регулирования оплаты труда;
- установления дополнительных по отношению к федеральным видов социальной помощи (льгот, компенсаций и субсидий) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- установления особенностей правового регулирования в жилищно-коммунальной сфере;
- установления особенностей правового регулирования в области культуры, образования, физической культуры и спорта, социального обслуживания.
Статья 46. Полномочия органов местного самоуправления в области социальной политики
В области социальной политики органы местного самоуправления:
- разрабатывают перспективные планы развития отраслей социальной сферы на основе общефедеральных социальных норм;
- осуществляют финансирование подчиненных им и находящихся в их собственности организаций на основе утвержденных годовых смет расходов;
- составляют банк данных на граждан, нуждающихся в адресной социальной помощи, и оказывают такую помощь;
- организуют работу по социальному обслуживанию граждан.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 47. Законодательство об основах социальной политики и нормы международного права
В случае, если международным договором Российской Федерации или ратифицированными Российской Федерацией международными конвенциями установлены иные нормы, чем те, что предусмотрены законодательством Российской Федерации об основах социальной политики, применяются нормы международного договора или конвенции.
Статья 48. Ответственность за неисполнение законодательства об основах социальной политики
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Федерального закона Правительством Российской Федерации влечет за собой постановку в Государственной Думе Федерального Собрания вопроса о выражении недоверия Правительству Российской Федерации.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Федерального закона органами государственной власти субъектов Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
3. Ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Федерального закона наступает в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 49. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным Законом
1. В связи с принятием настоящего Федерального закона действующие законодательные акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
2. Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 50. Порядок введения в действие Федерального Закона
Настоящий Федеральный Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.