Вопрос: Чем обусловлено изменение федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части исключения из налогообложения положительных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г.? (ответ ДНП Минфина РФ)


Чем обусловлено изменение федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части исключения из налогообложения положительных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г.?

ГАРАНТ:

См. также письмо Минфина РФ от 4 ноября 1999 г. N 04-02-04/1


Министерство финансов рассмотрело Ваше письмо от 23 сентября 1999 года N 1/08-2038 по вопросу изменения порядка учета при налогообложении прибыли кредитных организаций курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранной валюте (поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации 7 октября 1999 года N П13-1290) и сообщает следующее.

В части обоснованности изменения законодательства по налогу на прибыль, выразившегося в исключении из налогообложения курсовых разниц, можно привести следующие аргументы.

Ажиотажный спрос на валюту в условиях финансового кризиса привел к повышению курса доллара к 31 декабря 1998 года до 20,65 рубля за 1 доллар США, курсовая разница за 1998 год составила 14,69 рублей или в 3,7 раза выше, чем в 1997 году. Включение в облагаемую базу по налогу на прибыль таких значительных сумм положительных курсовых разниц только усугубило бы во втором полугодии 1998 года кризис неплатежей в финансовой сфере, включая кредитную, привело бы к значительному росту задолженности по платежам в бюджет без фактического роста налоговых поступлений. В связи с этим, а также во исполнение поручений Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в 1998 году были приняты меры по выходу из финансового кризиса. Одной из мер явилось исключение из налогообложения курсовых разниц, полученных, в основном, в связи с финансовым кризисом 17 августа 1998 года и соответственное изменение федерального закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом от 3 марта 1999 года N 45-ФЗ действительно уменьшилась облагаемая налогом на прибыль база в равной мере как федерального, так и бюджетов субъектов Российской Федерации, принятие его Государственной Думой 10 февраля 1999 года и одобрение Советом Федерации 18 февраля 1999 года свидетельствует о коллегиальности принятого решения и согласии всех ветвей власти, а не только федеральных, на эту вынужденную меру, позволившую преодолеть кризисные явления в финансовой и, в первую очередь, банковской сфере с наименьшими потерями. Стабильная динамика роста поступлений налога на прибыль в 1999 году подтверждает правильность принятых решений.

По вопросу возврата региональной организации Сбербанка России по Ярославской области из средств областного бюджета излишне перечисленного налога на прибыль в сумме 15,1 млн. рублей необходимо иметь в виду следующее.

Исключение из налогообложения курсовых разниц в 1998-1999 годах проходило поэтапно. Вначале, в целях смягчения для налогоплательщиков последствий выхода из кризиса, укрепления их финансового состояния на период до внесения изменений в налоговое законодательство налогоплательщикам было разрешено суммы курсовых разниц, образовавшиеся за третий и четвертый кварталы 1998 года для целей налогообложения учесть в расчете по налогу на прибыль только по итогам 1998 года, то есть с курсовых разниц во втором полугодии налог на прибыль уже не взимался. Разрешение было доведено письмами Государственной налоговой службы Российской Федерации от 1 октября 1998 года N ШС-6-02/683@ и от 2 октября 1998 года N ВНК-6-05/689@.

Федеральный закон от 3 марта 1999 года N 45-ФЗ юридически оформил уже имевшую место ситуацию и по итогам перерасчета за 1998 год, предельный срок которого - 1 апреля 1999 года, курсовые разницы также были исключены из налогообложения, уже на основании закона. Таким образом, возврата излишне начисленных сумм налога на прибыль по итогам перерасчета в целом за 1998 год по причине исключения из налогообложения положительных курсовых разниц объективно быть не должно. Поэтому следует дополнительно уточнить причины, приведшие к необходимости возврата региональной организации Сбербанка России по Ярославской области в сумме 15,1 млн. рублей.

Вместе с тем, сообщаем, что федеральный бюджет и бюджеты регионов на 1998 год были приняты на условиях, действующих в 1997 году, с учетом ожидаемых инфляционных процессов. При формировании доходов и расходов бюджета на 1998 год учитывался курс, действовавший на конец 1997 года, с учетом его инфляционного роста.

В связи с изложенным, не видим оснований для пересмотра норм Федерального закона от 3 марта 1999 года N 45-ФЗ в части учета при обложении налогом на прибыль положительных курсовых разниц, образовавшихся за период с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам рассматриваются предложения ряда депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о продлении на 1999 год действия положений Федерального закона от 3 марта 1999 года N 45-ФЗ.


М.А.Моторин

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение