Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1550 Об отклонении проекта федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"

Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1550


В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 20 октября 1999 г. и одобренный Советом Федерации 11 ноября 1999 г. Федеральный закон "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" (далее именуется - Федеральный закон).

Статьями 6, 10 и 11 Федерального закона предусматриваются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, а также освобождение от уплаты соответствующего налогового платежа. Указанные статьи либо отсутствовали в проекте этого закона, внесенном в Государственную Думу, либо были изложены в иной редакции. Представляется, что соответствующие изменения и дополнения должны быть исключены из Федерального закона либо проект закона должен быть вновь внесен в Государственную Думу с соблюдением части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законопроекты об освобождении от уплаты налогов, а также законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статьями 6, 10 и 13 Федерального закона предусматриваются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Однако Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" такие расходы не устанавливались. В связи с этим Федеральный закон не может вступить в силу в порядке, предусмотренном частью первой его статьи 15. Следует также отметить, что соответствующие расходы не предусмотрены и в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

В части второй преамбулы Федерального закона говорится, что обеспечение экологической безопасности относится к предметам ведения Российской Федерации. Однако согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации обеспечение экологической безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, следует отметить, что в пунктах "е", "и", "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации определяются иначе, чем в части второй преамбулы Федерального закона. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится лишь федеральный транспорт.

Из статей 2 и 3 Федерального закона следует, что он регулирует отношения, входящие в предметы регулирования федеральных законов "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об охране атмосферного воздуха" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К тому же при установлении круга этих отношений и их правовой основы игнорируются требования названных федеральных законов.

В статье 4 Федерального закона формирование государственной политики в соответствующей области отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, хотя в соответствии с частью 3 статьи 80 Конституции Российской Федерации основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации. Ряд полномочий органов государственной власти Российской Федерации определяется в статье 4 Федерального закона без учета требований статьи 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", статей 1 и 2 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", статьи 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", статей 4, 6 - 8 Закона Российской Федерации "О стандартизации" и статьи 24 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

В соответствии со статьей 6 Федерального закона органы местного самоуправления наделаются конкретными государственными полномочиями. Однако согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями допускается только с одновременной передачей им необходимых для осуществления этих полномочий материальных и финансовых средств.

В статье 7 Федерального закона одним из основных принципов государственной политики в соответствующей области назван приоритет использования природного газа в качестве моторного топлива. В свою очередь, статья 4 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в качестве одного из принципов государственной политики в области газоснабжения называет создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива. Если учесть разные определения понятий "природный газ, используемый в качестве моторного топлива" (статья 1 Федерального закона) и "газ" (статья 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации"), то получается, что одни и те же отношения предполагается регулировать по-разному. Такая несогласованность недопустима.

Часть вторая статьи 8 Федерального закона дублирует пункт 5 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", причем в ряде случаев с существенными неточностями, а часть третья статьи 8 Федерального закона противоречит пункту 1 статьи 15 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".

Часть вторая статьи 9 Федерального закона дублирует пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", а часть третья статьи 9 Федерального закона противоречит пункту 3 статьи 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Частью первой статьи 10 Федерального закона предусматривается оказание финансовой поддержки определенным лицам в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Поскольку федеральными законами закреплен принцип самостоятельности бюджетов, эта финансовая поддержка должна будет осуществляться исключительно за счет федерального бюджета. Однако статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отнесено обеспечение охраны окружающей природной среды и природных ресурсов. Так как в Федеральном законе содержатся положения о том, что использование природного газа в качестве моторного топлива направлено на обеспечение охраны окружающей природной среды и атмосферного воздуха, неправомерно включат в Федеральный закон положение об оказании финансовой поддержки только за счет средств федерального бюджета.

В части второй статьи 10 Федерального закона содержится конкретное указание Правительству Российской Федерации обеспечивать экономические преимущества потребителям природного газа, используемого в качестве моторного топлива, перед потребителями иных видов моторного топлива. Однако в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет лишь полномочия, возложенные на него федеральными законами, к которым выполнение конкретных указаний не относится. Кроме того, не принято во внимание, что статьей 20 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной ценовой политики в области газоснабжения названо стимулирование использования газа в качестве моторного топлива для транспортных средств в целях уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую природную среду и повышения экономической эффективности использования топливных ресурсов.

Статья 11 Федерального закона противоречит пунктам 4 и 5 статьи 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и пункту 2 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Установление налогов и налоговых льгот - это предмет регулирования только актов законодательства о налогах и сборах. Что касается целей использования платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, то они в данный момент установлены Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".

Статьей 12 Федерального закона определяются вопросы, составляющие предмет регулирования Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", при этом требования Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" нарушаются.

Согласно статье 13 Федерального закона требуется в соответствующих случаях определить порядок и сроки перевода транспортных и иных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива. Иными словами, предлагается установить обязательность применения природного газа в качестве моторного топлива. Иными словами, предлагается установить обязательность применения природного газа в качестве моторного топлива. Это противоречит статье 7 Федерального закона, которой предусматривается свободное использование других видов моторного топлива. Кроме того, проигнорировано то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" и другими федеральными законами допускается применение иных видов моторного топлива, если они отвечают установленным требованиям, а для улучшения экологической обстановки могут использоваться помимо природного газа другие альтернативные виды топлива.

Федеральный закон имеет и другие недостатки.


Б.Ельцин



Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1550


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.