Пояснительная записка к проекту федерального закона N 99113823-2 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"


Значительный период времени, прошедший с момента принятия закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", позволил обобщить опыт функционирования Банка России в рамках заданной данным федеральным законом системы координат, выявить ее достоинства и недостатки.

Кризис финансовой системы, начавшийся в конце 1997 года и достигший своего апогея к августу 1998 года, продемонстрировал, что имеющаяся правовая база является недостаточной и превращает независимость Банка России при осуществлении им своих функций в бесконтрольность и безответственность. Фактически сложилась ситуация, когда функционирование отечественной банковской системы оказалось заложником субъективных решений нескольких человек. Выявилось громадное несоответствие степени влияния, которое оказывает Банк России на экономическую и кредитно-денежную политику государства и ответственности руководства Банка России за принимаемые им решения.

Такая ситуация является нетерпимой, даже если эти лица обладают моральной чистоплотностью и являются подлинными профессионалами в банковском деле. Однако, как показала практика, действующее законодательство не содержит гарантий нормального функционирования банковской системы и возможности для исправления допущенных ошибок и нарушений со сравнительно малыми затратами.

Так, неконтролируемый рост пирамиды государственных казначейских обязательств, ставший одним из основных причин краха российской финансовой системы, стал возможен во многом благодаря никак не контролируемым действиям бывшего руководства Банка России. Проводимая им политика, направленная на сужение денежной массы и искусственное поддержание курса рубля по отношению к доллару, привела к серьезным просчетам по другим направлениям денежно-кредитной политики, результатом чего явились масштабный отток капитала из произведенной сферы, платежный кризис и долларизация экономики. Советом директоров Банка России был создан пенсионный фонд для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России, остаток средств которого на 1 января 1998 года составил 4 702 416 миллионов рублей. Это резко контрастирует с фоном невыплаты и длительных задержек выплат пенсий гражданам России, не работающих в Банке России.

Отражением понимания ветвями государственной власти необходимости внесения серьезных изменений в закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" явилось внесение многими субъектами права законодательной инициативы законопроектов, представляющих собой поправки в этот закон. С целью рассмотрения этих проектов и выработки согласованных решений при их подготовке к рассмотрению Государственной Думой 16 июня 1998 года были проведены парламентские слушания на тему "О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с рекомендациями этих парламентских слушаний и на основании Постановления Государственной Думы от 19 марта 1999 года N 3804-II ГД была создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Результатом деятельности этой группы явился настоящий проект, который в значительной степени согласовал положения проектов, ранее внесенных Советом Федерации, депутатами Государственной Думы Ю.М.Ворониным, Г.В.Куликом и А.М.Макаровым, а также депутатами Государственной Думы А.Г.Пузановским, Л.И.Маркеловым и В.А.Тарачевым.

Основные изменения, вносимые в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" состоят в следующем:

- во-первых, уточняется статус Банка России;

- во-вторых, уточняется режим собственности имущества и уставного капитала Банка России. В соответствии с предлагаемыми изменениями уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени Российской Федерации;

- в-третьих, сформулирована основная функция Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него в соответствии со статьей 75 Конституции Российской Федерации;

- в-четвертых, более четко сформулированы исключительные полномочия и функции Банка России;

- в-пятых, уточнено понятие подотчетности Банка России Государственной Думе;

- в-шестых, уточнено, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и росзагранбанков от имени Российской Федерации;

- в-седьмых, уточнены функции, которые выполняет Совет директоров Банка России;

- в-восьмых, уточнен состав, функции и полномочия Национального банковского совета;

- в-девятых, расширен перечень документов, которые включает в себя годовой отчет Банка России (дополнено отчетом о распределении прибыли и использовании средств фонда экономического стимулирования, а также заключением счетной палаты РФ);

- в-десятых, установлено, что условия страхования жизни, медицинского страхования и пенсионного обеспечения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы". В связи с этим исключено право создания дополнительного пенсионного фонда для своих служащих.

Принятие данного законопроекта, по мнению его авторов, окажет позитивное влияние на деятельность Банка России и развитие банковской системы Российской Федерации в целом, повысит эффективность взаимодействия Банка России и других органов государственной власти Российской Федерации.


Финансово-экономическое обоснование


Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых
необходимо для реализации законопроекта


Принятие данного закона не потребует разработки иных нормативных правовых актов.


Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения,
дополнения или принятие которых потребует принятие данного
законопроекта


Принятие данного федерального закона потребует внесения изменений в Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".


Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового
регулирования


В настоящее время вопросы деятельности Центрального банка Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".


Депутаты Государственной Думы:

А.М.Макаров

П.А.Медведев

В.П.Никитин

Н.Н.Савельев


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.