Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с пунктами 1, 130 и 144 плана мероприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 1999 года N 829, и направлен на совершенствование законодательного обеспечения бюджетного процесса.

В настоящее время принято и принимается большое количество законодательных и нормативных актов, предусматривающих различные расходные государственные обязательства. Вместе с тем, государство в связи с объективной экономической ситуацией не может полностью их обеспечивать. В этой связи, предлагается в статьях 5, 83, 85 дать разъяснение, что после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год действие иных законодательных и нормативных актов в части не предусмотренных в нем расходов приостанавливается, и в случае, если законодательные или иные правовые акты, устанавливающие бюджетные обязательства, противоречат актам бюджетного законодательства Российской Федерации, применяются акты бюджетного законодательства Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации не определен порядок зачисления в бюджеты и государственные внебюджетные фонды сумм штрафов за совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что пени и штрафы на основании пункта 2 статьи 47 Бюджетного кодекса признаются собственными доходами соответствующих бюджетов, в статье 46 необходимо определить соответствующий механизм их зачисления. Для этого они должны поступать в бюджеты и государственные внебюджетные фонды по нормативам и в порядке, установленным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов. В иных случаях 50% этих поступлений направлять в федеральный бюджет, а 50% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В целях обеспечения исполнения доходной части бюджетов исключительно в денежной форме предлагается законодательно отменить разрешение на использование взаимозачетов при погашении бюджетных обязательств. В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации в настоящее время допускаются зачеты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов в счет предстоящих платежей либо в счет погашения задолженности по уплате других налогов, пеней, штрафов, взыскиваемых за налоговые правонарушения. Иные виды зачетов по налогам, а также уплата налогов по индивидуальным соглашениям этим законодательным актом не предусмотрены. В этой связи в статью 235 "Финансирование расходов путем зачета денежных средств" Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо внести дополнение о том, что предусмотренные в ней положения не распространяются на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Новая редакция статей 229 и 258 отменяет требование о принудительном пропорциональном сокращении расходов при снижении доходов на 5-10 процентов руководителем финансового органа. В данном случае такое право предоставляется только Правительству Российской Федерации, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, которые своими решениями могут ввести режим сокращения расходов бюджета и его размеры.

Не менее важное место в законопроекте занимает отмена исключительных прав заимствования или перераспределения расходов бюджетными учреждениями, в том числе в случае их недофинансирования. В этих целях предлагается в статье 237 "Права бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке финансирования" внести уточнения об обязательном согласовании своих действий с главным распорядителем бюджетных средств и органом, отвечающим за исполнение бюджета, а также внести изменения в статью 118 "Заимствования государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений у третьих лиц". При этом необходимо учитывать положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам созданного им учреждения в случае недостаточности у последнего собственных финансовых ресурсов.

Одновременно, для упорядочения процесса принятия получателями бюджетных средств обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, вносятся изменения в статьи 250 и 251 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все договоры, контракты, соглашения на поставку продукции (работ, услуг), в пределах доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, должны быть в обязательном порядке приняты к учету органом, осуществляющим учет операций по исполнению бюджета (казначейством).

В целях совершенствования государственного регулирования региональных заимствований в соответствующие статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (главы 13 и 14) вносятся изменения и дополнения в части усиления государственного регулирования и контроля за долговыми обязательствами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Так, новыми редакциями статей 90, 95, 99, 103 устанавливается, что внешние заимствования могут быть привлечены только федеральными органами власти, а субъекты Российской Федерации получают право финансировать дефицит бюджета и иные расходы только из внутренних источников. Аналогичные подходы устанавливаются и для муниципальных образований (статьи 90, 100). Одновременно им предоставляется право направлять эти средства не только для финансирования инвестиционных расходов, но и на обслуживание (погашение) государственного долга (статья 92).

В пункте 3 статьи 105 дается уточнение, что расходы на обслуживание реструктурируемого долга не включаются в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году только в случае, если они включаются в общий объем реструктурируемых обязательств.

Статьей 112 устанавливается новый порядок действий органов государственный власти при превышении предельного размера государственного и муниципального долга и предельных объемов на их обслуживание. Предлагается установить дифференцированный подход для территорий, которые в таком случае могут обеспечить обслуживание и погашение своих обязательств, и для регионов, которые не в состоянии этого сделать. В первом случае для привлечения новых заимствований (кроме целей для реструктуризации долга) они должны привести указанные параметры в соответствие со статьей 111 Бюджетного кодекса. Во втором случае со стороны уполномоченного органа государственной власти к ним может быть применен ряд мер, предусмотренных бюджетным законодательством (ревизия бюджета, передача его исполнения под контроль Минфина России или органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации и т.д.).

В законопроекте предусматриваются и иные, в том числе и редакционные, поправки, уточняющие отдельные положения бюджетного процесса (к статьям 106, 111, 113, 114, 121, 124, 211-213).

Так, положения части 3 статьи 106 Бюджетного кодекса не представляется возможным реализовать в действующей редакции. Без данной поправки теряется смысл этой статьи, заключающийся в возможности выбора между внешними и внутренними заимствованиями в случае превышения установленного предельного объема внутреннего(внешнего) долга в целях уменьшения расходов на обслуживание долга в текущем году.

Изменения, предлагаемые в статью 111 Бюджетного кодекса, призваны устранить противоречия между данной статьей и статьей 92 Бюджетного кодекса, устанавливающей предельный размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Статья 111 в действующей редакции позволяет направить на финансирование дефицита соответствующего бюджета сумму, превышающую максимальный разрешенный размер дефицита, что недопустимо.

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" будет способствовать дальнейшему совершенствованию финансового регулирования и правовых основ функционирования бюджетной системы Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.