Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменения в Федеральный закона "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации"


Ряд действующих норм законодательства о приватизации не обеспечивают в полной мере защиту экономически обоснованных интересов государства. Прямое ограничение прав государства как акционера содержится в действующей редакции пункта 4 статьи 10 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

В соответствии с указанной нормой закона: "из числа подлежащих продаже акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, право голоса на общих собраниях акционеров может иметь не более 25 процентов акций плюс одна акция от общего числа акций указанного открытого акционерного общества".

Сохранение этой неадекватной сегодняшнему этапу приватизации законодательной нормы порождает целый ряд негативных с точки зрения зашиты государственных интересов последствий.

Во-первых, серьезно ограничиваются возможности государства в формировании соответствующего размеру государственного пакета состава органов управления акционерных обществ, прежде всего, их советов директоров. Как следствие, государство фактически отстраняется от решения вопросов, связанных с образованием и досрочным прекращением полномочий исполнительных органов обществ, определением размера дивидендов и участием обществ в других организациях.

Во-вторых, значительно снижается вероятность успешного противодействия попыткам через решение общего собрания акционеров снизить долю государства в уставном капитале путем его непропорционального увеличения или реорганизации общества разными способами, внести изменения в устав, ограничивающие права государства как акционера, провести решения об отчуждении эффективных активов приватизируемого общества.

Таким образом, вышеуказанная норма является одним из существенных препятствий на пути осуществления полноценного и эффективного государственного управления и контроля за деятельностью приватизируемых предприятий на этапе подготовки продажи его пакета акций. Государство лишается части прав по реализации своих интересов как собственника. Теряются возможности полноценно влиять на решения органов управления общества. В результате неизбежны случаи снижения размера государственного пакета, "увода" активов, возникновение признаков несостоятельности и банкротства, невыплаты зарплаты и дивидендов и т.п. Все это приводит к снижению и без того невысокой в условиях посткризисной экономики ликвидности пакетов акций, находящихся в государственной собственности.

Учитывая предстоящую акционерным обществам в ближайшее время работу по подготовке к проведению годовых общих собраний акционеров по итогам 1999 года, предлагаем в кратчайшие сроки рассмотреть и принять представленный проект Федерального закона о внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Предлагаемые изменения закона позволят восстановить ограниченные в период массовой приватизации права государства, обеспечить защиту общественных интересов и проведение эффективной государственной политики в сфере управления государственной собственностью и приватизации.

Пункт 4 изложить в следующей редакции:

"Все подлежащие продаже акции созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, которыми владеет специализированное учреждение, являются голосующими и учитываются при определении кворума и подсчете голосов на общих собраниях акционеров.".


Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации"


Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не требует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов, а также из бюджетов внебюджетных фондов.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием проекта федерального закона
"О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации"


В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.