Пояснительная записка к проекту федерального закона N 99101760-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся прав кредиторов)" (не действует)

Пояснительная записка
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" (в части, касающейся прав кредиторов)"


Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" хотя и вступил в силу 4 марта 1999 года, был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации до наступления августовского финансового кризиса, а именно в июле 1998 года. Последовавшие после августа 1998 года события показали, что закон, создавший серьезную правовую основу для работы с проблемными банками, требует совершенствования для решения проблем банковской системы, носящих экстраординарный характер. Банкротство ряда крупных банков выявило недостатки судебных процедур. Также возникла настойчивая необходимость определения более строгих мер ответственности к руководителям и учредителям (участникам) кредитных организаций, в частности за доведение кредитной организации до банкротства. Этим целям и посвящен предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в части, касающейся прав кредиторов)".

Проект включает в себя регулирование нескольких групп вопросов.

1. Проект устанавливает дополнительный признак банкротства кредитных организаций - снижение достаточности капитала ниже 2 процентов, что является общераспространенным признаком банкротства банков в общемировой практике.

2. В целях предоставления возможности инвесторам обеспечить защиту своих вложений в кредитную организацию проект предполагает осуществление процедур, направленных на установление реальной величины уставного капитала. Для этого проектом предусматривается дополнительное основание для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, заключающееся в уменьшении величины собственных средств ниже размера уставного капитала. В этом случае кредитная организация обязана осуществить меры по финансовому оздоровлению, направленные на увеличение собственных средств, либо уменьшения величины уставного капитала до размера чистых активов.

3. В целях расширения возможности влияния на сделки, заключаемые кредитной организацией до отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций и после, проект предусматривает усиление контроля за указанными сделками как со стороны временной администрации, так и со стороны конкурсного управляющего. Проектом дополнен список совершения кредитной организацией сделок только с разрешения временной администрации в части сделок с аффилированными лицами. Кроме того, по ходатайству руководителя временной администрации арбитражным судом может быть признана недействительной сделка, совершенная и до назначения временной администрации.

4. Проект дополнен новой статьей, уточняющей обязанности конкурсного управляющего в процессе конкурсного производства. В частности, предполагается усиление роли конкурсного управляющего в отслеживании недействительных сделок, осуществленных в период после отзыва лицензии и обращения в арбитражный суд в случае обнаружения таковых.

5. Проектом уточняются основания для признания учредителей (участников) кредитной организации и ее руководителей виновными в доведении кредитной организации до банкротства и устанавливаются принципы ответственности указанных лиц.

6. Новеллой в проекте является предоставление права Банку России дачи официальных разъяснений по вопросам, относящимся к применению Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Цель этого предложения - обеспечить правильное и единообразное применение норм указанного закона, устранения неясности и возможных ошибок при его реализации. Аналогичные права имеет в соответствии со статьей 25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" федеральная служба по делам о несостоятельности (банкротстве). Кроме этого, статьей 46 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" Банку России было дано право давать официальные разъяснения по вопросам применения указанного Федерального закона.






Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.