Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"
Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" действует с 1991 года. За этот период наработана определенная практика его применения. Анализ этой практики положен в основу предлагаемых изменений и дополнений в указанный Закон с целью дальнейшего совершенствования законодательства о гражданстве. Предлагаемый законопроект изменяет и дополняет нормы Закона, регулирующие вопросы приобретения гражданства Российской Федерации.
В частности, действующим Законом не предусмотрено какого-либо ценза оседлости для получения гражданства Российской Федерации лицами, вступившими в брак с гражданами РФ. В соответствии с п."а" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" для приобретения гражданства РФ в порядке регистрации достаточно только одного обстоятельства - наличия гражданства РФ у супруга заявителя. На практике это приводит к тому, что гражданами РФ становятся иностранные граждане и лица без гражданства, не только не знающие обычаев и языка страны, но и не проживающие и никогда не проживавшие в России. Более того, Закон не требует проживания в Российской Федерации и супруга заявителя, а в силу статьи 39 Закона такой заявитель вправе обратиться с заявлением о регистрации гражданства РФ и вовсе не приезжая в страну. Между тем в преамбуле Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" определено, что гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством.
Аналогичными законами, действующими в государствах - бывших союзных республиках СССР, для вступления в гражданство лица, являющегося супругом гражданина страны, предусмотрена необходимость его проживания на территории соответствующей страны: в Республике Беларусь - 7 лет; в Республике Грузия - 3 года совместного проживания с супругом в Грузии; в Латвийской Республике - 10 лет; в Литовской Республике - 3 года, в Туркменистане - 7 лет; в Республике Узбекистан - 5 лет; в Украине - 5 лет; в Эстонской Республике - 5 лет после получения статуса постоянного жителя. В ряде указанных государств, кроме ценза оседлости, введены дополнительные условия для приобретения гражданства - такие, как знание государственного языка, наличие постоянного источника дохода, недвижимости, отказ от гражданства другого государства.
В связи с изложенным полагаем, что необходимо ввести как минимум годичный ценз оседлости для получения гражданства супругами граждан РФ.
Предлагаемый законопроект изменяет ныне действующую редакцию пункта "а" статьи 18 Закона и в части, касающейся родственников гражданина РФ. В соответствии с указанным пунктом в той редакции, в которой он действует сейчас, гражданство РФ в порядке регистрации приобретают лица, у которых родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, то есть прямые потомки граждан РФ. На практике нередки случаи, когда в органы, ведающие делами о гражданстве, с целью воссоединения семьи обращаются родители лиц, являющихся гражданами РФ, и их близкие родственники. Однако для них в настоящее время не предусмотрено приобретение гражданства РФ в порядке регистрации. В связи с изложенным предлагается заменить понятие "родственник по прямой восходящей линии" на понятие "близкий родственник", введя для этой категории лиц также годичный ценз оседлости. Определение понятия "близкие родственники" имеется в статье 14 Семейного кодекса РФ, согласно которой к этой категории относятся родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Предлагается также внести изменения в п.3 статьи 19 Закона, исключив из него подпункт "а", согласно которому для лиц, состоявших в прошлом в гражданстве бывшего СССР, может быть упрощен порядок приема в гражданство и снято требование о пяти- или трехгодичном постоянном проживании на территории РФ. Полагаем, что этот подпункт, необходимый в момент принятия Закона в 1991 году, утратил актуальность в настоящее время.
В пункте 4 статьи 19 Закона приведен перечень лиц, чьи ходатайства (заявления) о приеме в гражданство подлежат отклонению. Прелагаемый законопроект дополняет этот перечень двумя подпунктами. Подпункт "г" - о лицах, состоящих в гражданстве другого государства, с которым отсутствует договор о двойном гражданстве. Это ограничение логически вытекает из норм статьи 3 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (пункты 1 и 2), и его отсутствие в пункте 4 статьи 19 создает неопределенность при применении Закона.
Среди государств - бывших союзных республик СССР не предусматривается двойного гражданства в Республике Беларусь (для приема в гражданство требуется выход из другого гражданства, а с приобретением другого гражданства гражданство Республики Беларусь утрачивается), в Республике Грузия, в Кыргызской Республике, в Латвийской Республике, в Республике Узбекистан, в Эстонской Республике. Допускается двойное гражданство только в случаях, предусмотренных международными договорами, в Республике Казахстан, в Литовской Республике, в Украине, в Республике Молдова, в Республике Таджикистан.
Предлагаемый подпункт "д" пункта 4 статьи 19 включает в перечень лиц, чьи ходатайства (заявления) о приеме в гражданство отклоняются, лиц, находящихся в межгосударственном или федеральном розыске за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
В целом представленный законопроект направлен на упорядочение правоотношений в области, регулируемой законодательством РФ о гражданстве в целях предотвращения злоупотреблений, пресечения приобретения гражданства РФ криминальными элементами и пресечения их притока в страну. Целью законопроекта является также ограничение приобретения гражданства РФ лицами, не имеющими реальной связи с Российской Федерацией.
Предлагаемые нормы соответствуют общепринятой международной практике.
Принятие законопроекта не потребует расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внесения изменений в другие законы РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.