Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" (в части определения объемов государственных внешних заимствований)" (не действует)

Пояснительная записка к проекту Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2000 год" (в части определения
государственных внешних заимствований)"


При формировании Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 2000 год (далее - Программа-2000) Правительство Российской Федерации руководствовалось Концепцией бюджетной политики в области расходов на 2000 год, одобренной Президентом Российской Федерации, предусматривающей в качестве основной задачи снижение бремени государственного долга.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации являются одним из источников покрытия дефицита федерального бюджета и в соответствии с Программой-2000 должны составить около 5,96 млрд. долларов США, что соответствует уровню государственных внешних заимствований в 1999 году (5,97 млрд. долларов США).

В условиях затянувшегося кризиса на мировых рынках капитала Россия в 2000 году, так же, как в 1999 году, сможет получить доступ только к кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР и Северного инвестиционного банка) и правительств иностранных государств банков и фирм, которые в 2000 году составляют соответственно около 74% и 26% от общего объема государственных внешних заимствований Российской Федерации. При этом объем связанных государственных внешних заимствований в 2000 году (1,5 млрд. долларов США) снижен по сравнению с 1999 годом на 12% (2,3 млрд. долларов США).

Концепция формирования Программы-2000 в части привлечения кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм заключается в продолжение привлечения в 2000 году и последующие годы иностранных связанных кредитов в основном для финансирования инвестиционных проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 1999 год.

Программа-2000 сформирована Правительством Российской Федерации с учетом полной инвентаризации внешних заимствований Российской Федерации и выданным по ним гарантиям и поручительствам Правительства Российской Федерации, а также степенью проработки финансово-гарантийной документации по каждому инвестиционному проекту.

Использование в 2000 году связанных иностранных кредитов будет осуществляться в соответствии со статьей 124 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".

По линии международных финансовых организаций (далее - МФО) в 2000 году предполагается привлечь финансовые займы Международного валютного фонда в размере до 2600 млн.долларов США и Международного банка реконструкции и развития в размере до 2200 млн. долларов США (до 250 млн. долларов США второго угольного займа, до 1100 млн. долларов США третьего займа на структурную перестройку экономики (САЛ-3), до 600 млн. долларов США четвертого займа на структурную перестройку экономики (САЛ-4), до 250 млн. долларов США займа на структурную перестройку системы социальной защиты населения (СПАЛ).

На цели реализации инвестиционных проектов предполагается привлечь займов МБРР на общую сумму до 2000 млн. долларов США, ЕБРР - до 160 млн. долларов США, Северного инвестиционного банка (Нордик) - 13 млн. долларов США, СИДА - до 50 млн. долларов США. Сумма израсходованных в 2000 году средств инвестиционных займов составит 550 млн. долларов США.

Сложная макроэкономическая ситуация, снижение кредитоспособности регионов и других конечных получателей средств инвестиционных кредитов международных финансовых организаций потребовали от Правительства Российской Федерации пересмотреть принципы заимствования у МФО, а также провести анализ эффективности портфеля действующих проектов. В результате анализа Правительство Российской Федерации сократило 628 млн. долл. США из средств займов МБРР, в настоящее время рассматривается целесообразность аннулирования еще 90 млн. долларов США.

Планирование заимствований у МФО осуществлялось исходя из изложенных ниже принципов:

1. Использовать средства инвестиционных займов МБРР и ЕБРР на следующие цели:

- развитие инфраструктуры (дороги и мосты, транспортные системы, системы теплоэнергоснабжения, водоснабжения и канализации);

- реализация приоритетных задач в социальной сфере, включая развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура и наука);

- выполнение программ по защите окружающей среды;

- техническая помощь для осуществления реформ в ключевых секторах экономики.

2. При осуществлении инвестиционных проектов обязательным условием предоставления финансирования является наличие существенных компонентов институциональных реформ.

3. Ограничить прямое финансирование государством частного сектора, переориентировав новые проекты на Международную финансовую корпорацию и ЕБРР;

4. Государственную поддержку частного сектора осуществлять через предоставление частичных гарантий Правительства Российской Федерации от некоммерческих (политических) рисков. Определить для данного вида государственной поддержки такие отрасли экономики, как угольная, лесная, нефтяная и газовая, сельское хозяйство и приоритетные отрасли машиностроения.

Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предельный размер государственных кредитов, предоставляемых в 2000 году Российской Федерацией иностранным государствам (за исключением государств-участников Содружества Независимых Государств), планируется установить в сумме 400,0 млн. долларов США.

В состав Программы-2000 по разделу II "Предоставляемые Российской Федерацией государственные кредиты на 2000 год" включены объекты, сооружение которых на территории иностранных государств осуществляется или будет осуществляться на основании как ранее подписанных, так и намеченных к подписанию в 2000 году межправительственных соглашений. Распределение бюджетных средств по конкретным объектам сотрудничества определено с учетом обоснованной потребности российских предприятий в финансировании технического содействия в рамках межправительственных соглашений и контрактов.

В соответствии с ранее подписанными межправительственными соглашениями Россия в 2000 году продолжит оказание технического содействия в счет предоставленных государственных кредитов в строительстве плотины "Зит-Эмба" в Алжире, АЭС "Ляньюньган" в Китае, АЭС "Моховце" в Словакии и создание АЭС "Куданкулам" в Индии, а также в завершении работ по созданию ГЭС "Аль-Вахда" в Марокко и в сооружении гидротехнического комплекса "Сиди-эль-Беррак" в Тунисе. Продолжатся поставки машинотехнической продукции в Союзную Республику Югославию, а также финансирование российской доли в уставном фонде совместного предприятия по созданию и эксплуатации нефтеперерабатывающего завода на территории Вьетнама. Финансирование модернизации 5 и 6 блоков АЭС "Козлодуй" в Болгарии будет осуществляться после предоставления Правительством Республики Болгария гарантии погашения предоставляемого кредита.

В области военно-технического сотрудничества в 2000 году предусмотрено финансирование совместного российско-индийского проекта по разработке и производству специальной техники, а также финансирование поставок в рамках межправительственного Соглашения от 17 сентября 1992 года о предоставлении Республике Индия кредита для финансирования долгосрочных программ в области технического сотрудничества и для закупки специального имущества.

Программой-2000 предусмотрено выделение бюджетных средств для оказания технического содействия Республике Куба, Боснии и Герцеговине, Словакии (АЭС "Моховце" 3 и 4 блоки), однако их использование будет осуществляться при условии подписания соответствующих межправительственных соглашений.

Согласно части 1 статьи 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый году утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" предельный объем государственного внешнего долга не установлен.

В целях приведения в соответствие бюджетного законодательства Российской Федерации необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", устанавливающие верхний предел государственного внешнего долга в 2000 году в размере 158 млрд. долларов США.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение