Пояснительная записка к проекту федерального закона N 90028797-3 "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных
заседателей"


Обоснование необходимости принятия законопроекта


Создание института арбитражных заседателей предусмотрено статьями 1, 5, 8 и 37 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" от 05.05.95 N 71-ФЗ было предусмотрено проведение эксперимента по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей. Эксперимент проводился в 14 из 82 арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов в соответствии с Положением "Об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей", утвержденным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Трехлетний срок проведения эксперимента, установленный статьей 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", истекает.

Проведение эксперимента показало целесообразность привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия.

В связи с изложенным представляется проект федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" (далее - проект). Указанный проект состоит из восьми статей.

1. В статье 1 проекта раскрываются общие положения относительно участия арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. В частности, указывается, что арбитражные заседатели участвуют в осуществлении правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. При этом арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия при коллегиальном рассмотрении дел в арбитражном суде первой инстанции.

2. В статье 2 перечисляются требования, предъявляемые к кандидатам в арбитражные заседатели. Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не менее 5 лет. Не привлекаются к осуществлению правосудия в качестве арбитражных заседателей лица, замещающие государственные должностные категории "А", предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказание, а также лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной деятельности. Не могут быть также арбитражными заседателями лица, ранее судимые либо совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти.

3. В статье 3 проекта предусмотрен порядок назначения арбитражных заседателей. Они будут назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, согласованному с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

При этом устанавливается максимальная численность арбитражных заседателей. Она не может превышать численность судей в каждом арбитражном суде Российской Федерации более чем в два раза.

4. Статья 4 проекта устанавливает срок полномочий арбитражного заседателя в два года, по истечении которого он может быть назначен повторно.

5. В статье 5 проекта перечисляются основания прекращения полномочий арбитражных заседателей: по истечении срока полномочий арбитражного заседателя и ввиду прекращения гражданства Российской Федерации, неоднократного (более двух раз) уклонения по неуважительным причинам от исполнения обязанностей арбитражного заседателя и по ряду других оснований.

6. Статьей 6 проекта предусмотрена оплата труда арбитражных заседателей за время их участия в осуществлении правосудия. Данная норма включена в проект в целях реализации статьи 8 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", предусматривающей выплату арбитражным заседателям вознаграждения из федерального бюджета.

7. В статье 7 проекта устанавливаются гарантии независимости арбитражного заседателя. На арбитражного заседателя, членов его семьи на период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

8. Статья 8 проекта посвящается заключительным положениям.

Принятие федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" будет способствовать реализации положений Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации".


Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона
"О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных
заседателей"


Статьей 6 проекта федерального закона О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" предусмотрено, что арбитражному заседателю за время участия в осуществлении правосудия выплачивается арбитражным судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, но не менее десяти минимальных размеров оплаты труда, пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия.

В основу расчетов положены данные судебной статистики о количестве дел, рассмотренных с участием арбитражных заседателей на протяжении одного года, и усредненные сведения о количестве дней, в течение которых арбитражные заседатели участвовали в рассмотрении одного дела, что позволило произвести расчет фонда оплаты труда арбитражных заседателей на 2001 год:

расчетно арбитражные заседатели затратят в год 9000 дней.

В году 247 рабочих дней.

Численность заседателей составит: 9000:247=36 чел.

Фонд заработной платы из расчета

- должностной оклад арбитражного заседателя составляет

50 процентов должностного оклада судьи арбитражного суда:

2449,04 х 50% = 1224,52 руб.;

1224,52 х 36 чел. х 12 мес. х 1,2 р.к. = 634791,2 = 634,8 тыс. руб.;

код 110200 = 634,8 х 38,5% = 244,4 тыс. руб.

Итого расходов: 634,8 + 244,4 = 879,2 тыс. руб.


Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены,
изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие
законопроекта


Принятие вносимого проекта потребует отмены статьи 8 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст.1710), а также внесения соответствующих изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (проект разработан).


Справка о состоянии законодательства по вопросам Финансирования
судов


Реализация федерального закона "О порядке привлечения к осуществлению правосудия арбитражных заседателей" должна осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 120), Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (статьи 1, 5, 8, 37).


Предложения о разработке нормативных правовых актов, принятие
которых необходимо для реализации Федерального закона


Реализация вносимого проекта потребует разработки и принятия каких-либо законов и иных нормативных правовых актов.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение