Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях граждан"


Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон, некоммерческое объединение) вступивший в силу 23 апреля 1998 года определяет порядок создания и деятельности некоммерческих объединений, их правовое положение и организационно-правовые формы, устанавливает компетенцию органов управления такого объединения, права и обязанности его членов, а также регулирует иные отношения, возникающие при ведении гражданами коллективного садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Однако как показала практика применения указанного Закона у органов управления и членов некоммерческих объединений достаточно часто возникают вопросы, связанные с избранием уполномоченных, рассмотрением требований о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), удостоверением доверенностей садоводов, огородников и дачников, принятием решений общего собрания членов заочным голосованием (опросным путем), на которые законодательство о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях прямого ответа не дает.

Для разрешения указанных проблем и подготовлен законопроект.

Предлагаемые положения законопроекта сводятся к следующему.

Изменение редакции части первой статьи 20 Закона, касающееся признания общего собрания членов некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) высшим органом управления такого объединения, полностью соответствует законодательной традиции российского законодательства и правилам Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим сфера исключительной компетенции общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных) дополняется положением, согласно которому общее собрание членов (собрание уполномоченных) вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам, касающимся деятельности такого объединения.

Дополнения, вносимые в часть вторую статьи 20 Закона, направлены на регламентацию отношений, возникающих при избрании уполномоченных. Эти лица в соответствии с предлагаемым дополнением избираются на условиях и в порядке, которые предусмотрены уставом некоммерческого объединения, в котором в обязательном порядке регулируются: число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий уполномоченного; порядок избрания уполномоченных (открытым голосованием или тайным голосованием); возможность досрочного переизбрания уполномоченных. Кроме того, дополнением предусматривается избрание уполномоченных только из числа членов некоммерческого объединения и запрещение уполномоченным передавать свои полномочия по участию в собрании уполномоченных другим уполномоченным и/или членам такого объединения.

Необходимость дополнения части второй статьи 21 Закона вызвана тем, что в ней приведен перечень органов и лиц (правление, ревизионная комиссия (ревизор), одна пятая общего числа членов такого объединения, орган местного самоуправления), имеющих право требовать проведения внеочередного общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных). Вопросы практической реализации этого правомочия остались неурегулированными. В связи с этим данную часть предлагается дополнить новыми нормами, которыми определяются роль и место правления некоммерческого объединения в процессе рассмотрения таких требований, устанавливаются конкретные сроки рассмотрения требований и проведения внеочередного общего собрания членов объединения (собрания уполномоченных), приводится исчерпывающий перечень оснований для принятия правлением решения об отказе в проведении такого собрания (собрания уполномоченных), а также предусматривается возможность обжалования такого отказа в суд.

Предлагаемый законопроект изменяет абзац третий части второй статьи 21 Закона в части, касающейся заверения доверенностей садоводов, огородников и дачников на участие в голосовании их доверенных лиц.

В соответствии с действующей редакцией указанного абзаца член объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего доверенного, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем правления. На практике нередки случаи, когда член такого объединения находится на лечении в стационарном лечебном учреждении либо в силу других уважительных причин не имеет возможности заверить доверенность у председателя правления объединения. Учитывая изложенное, предлагается предоставить членам объединения право заверять доверенности на участие в голосовании их доверенных лиц в организации, в которой садовод, огородник или дачник работает или учится, жилищно-эксплуатационной организации по месту жительства, администрации стационарного лечебного учреждения, в котором член объединения находится на лечении, а также в других органах, в функции которых входит совершение нотариальных действий.

На обеспечение максимального участия членов некоммерческого объединения в принятии решений по обсуждаемым вопросам повестки дня каждого общего собрания членов объединения направлена и следующая новелла законопроекта. Положением пункта третьего статьи 1 проекта предлагается наделить общее собрание членов некоммерческого объединения полномочиями по принятию решений заочным голосованием на условиях и в порядке, предусмотренном уставом такого объединения и его внутренним нормативным актом о проведении общего собрания членов такого объединения в заочной Форме (опросным путем). Условия и порядок принятия решений общего собрания членов путем заочного голосования должны предусматривать своевременное сообщение его членам предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления с необходимыми сведениями и документами, возможность внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также установление конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Предлагается также привести положения подпункта 9) пункта 2 статьи 28 Закона в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно предлагаемому изменению полномочия комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в части государственной регистрации прав на садовые, огородные и дачные земельные участки и выдачи соответствующих правоустанавливающих документов закрепляются за учреждениями юстиции.

Принятие настоящего проекта федерального закона будет способствовать созданию необходимых условий для непосредственного и активного влияния членов некоммерческого объединения на принимаемые общим собранием решения по важнейшим вопросам деятельности объединения, а также обеспечению защиты прав и интересов членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений,

Представленный законопроект не потребует каких-либо финансовых затрат за счет средств федерального бюджета и внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.