Проект федерального закона
"О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
справку о состоянии законодательства
Глава I. Общие положения
Глава II. Выдвижение кандидатов в члены Совета Федерации.
Порядок голосования
Глава III. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Пределы действия настоящего федерального закона
Настоящий федеральный закон устанавливает порядок выдвижения кандидатов в члены Совета Федерация Федерального Собрания Совета Федерации и порядок выборов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации).
Статья 2. Законодательство о порядке формирования Совета Федерации
Законодательство о порядке формирования Совета Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о порядке выдвижения кандидатов в члены Совета Федерации.
Статья 3. Принципы формирования и срок полномочий Совета Федерации
1. В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Срок полномочий Совета Федерации одного созыва не может превышать 6 лет. Конкретный срок полномочий для обоих (или одного из) представителей от данного субъекта Российской Федерации в Совете Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом срок полномочий члена Совета Федерации не может быть менее двух лет.
3. В случае если член Совета Федерации избран на срок менее шести лет, законодательный (представительный) орган того субъекта Российской Федерации, от которого был избран член Совета Федерации, по истечении срока полномочий члена Совета Федерации вправе либо назначить новые выборы, либо, не назначая новых выборов, продлить его полномочия в пределах срока полномочий Совета Федерации, установленного частью второй настоящей статьи.
4. В случаях, предусмотренных частью второй и третьей настоящей статьи, выборы члена Совета Федерации назначаются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Выборы членов Совета Федерации могут проводиться одновременно с выборами депутатов Государственной Думы, за исключением случаев досрочного роспуска Государственной Думы.
6. В состав Совета Федерации с правом совещательного голоса входят также бывшие Президент СССР, Президент Российской Федерации пожизненно, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий главы государства по основаниям стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия либо отрешения его от должности. Бывший Президент Российской Федерации наделяется полномочиями члена Совета Федерации с момента принятия присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Статья 4. Избирательные права граждан Российской Федерации при формировании Совета Федерации
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, вправе избирать членов Совета Федерации.
2. Членом Совета Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющий стаж работы в исполнительных органах государственной власти не менее пяти лет или являвшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти не менее одного созыва
3. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, или гражданин Российской Федерации, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 5. Профессиональная основа деятельности Совета Федерации
1. Члены Совета Федерации работают на профессиональной постоянной основе.
2. Члены Совета Федерации не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 6. Назначение выборов членов Совета Федерации.
1. Выборы членов Совета Федерации нового созыва назначает Президент Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Днем выборов является первое воскресенье, следующее за днем истечения шестилетнего срока, на который был избран Совет Федерации прежнего созыва. Для обеспечения синхронного проведения выборов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, день выборов может быть перенесен, но не более чем на шесть месяцев.
Статья 7. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков, составления списков избирателей
1. На территории каждого субъекта Российской Федерации образуются два одномандатных избирательных округа, раздельно для выборов члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и выборов члена Совета Федерации от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каждый из которых совпадает с административными границами данного субъекта Российской Федерации.
2. Образование избирательных участков и составление списков избирателей производится в порядке, установленном Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Статья 8. Избирательные комиссии
1. Подготовку и проведение выборов членов Совета Федерации осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. На территории двух одномандатных избирательных округов, образуемых в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 7 настоящего Федерального закона, формируется одна окружная избирательная комиссия.
3. Полномочия и порядок формирования и деятельности избирательных комиссий осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.
Глава II. Выдвижение кандидатов в члены Совета Федерации.
Порядок голосования
Статья 9. Выдвижение кандидатов в члены Совета Федерации
1. Законодательный (представительный) орган и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе выдвигать кандидатов только по одному из двух одномандатных избирательных округов, образованных на территории субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации назначает дату выдвижения кандидатов в члены Совета Федерации от законодательного (представительного) органа и органа исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации не позднее трех дней со дня принятия Президентом Российской Федерации указа о назначении выборов членов Совета Федерации нового созыва или, в случаях, предусмотренных частями четвертой и пятой статьи 3 настоящего Федерального закона, одновременно с назначением выборов нового члена Совета Федерации.
3. Выдвижение кандидатов в члены Совета Федерации может состояться в срок не позднее 70 дней до дня выборов и не ранее 10 дней со дня официального опубликования в средствах массовой информации субъекта Российской Федерации решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о дате выдвижения кандидатов.
4. Предложение о кандидатах в члены Совета Федерации могут быть внесены избирателями в порядке самовыдвижения, а также зарегистрированными в установленном порядке избирательными объединениями (избирательными блоками).
5. В поддержку кандидатов должны быть собраны подписи избирателей данного округа в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Порядок сбора подписей в поддержку кандидата производится в соответствии с порядком сбора подписей, установленном Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
6. Заявление граждан Российской Федерации о самовыдвижении, ходатайства избирателей и избирательных объединений с приложенными заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться в члены Совета Федерации от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подписные листы подаются в окружную избирательную комиссию. В заявлении (ходатайстве) указываются следующие данные о кандидате: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; наличие стажа работы в законодательных (представительных) государственных органах, государственных органах исполнительной власти; наименование законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, от которого будет избираться кандидат. Подписные листы изготавливаются по форме, аналогичной форме подписного листа, установленной Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
7. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема документов обязана принять решение о регистрации предложения о выдвижении кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации такого предложения. При этом окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность данных, содержащихся в документах, а также достоверность собранных подписей избирателей в поддержку кандидата.
8. На следующий день после принятия решения о регистрации окружная избирательная комиссия направляет документы, перечисленные в части 6 настоящей статьи, а также решение о регистрации в тот законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, от которого кандидат будет избираться в Совет Федерации.
9. Выдвижение кандидатов от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации производится тайным голосованием на сессии данного законодательного (представительного) органа из числа внесенных в список зарегистрированных окружной избирательной комиссией кандидатов.
10. Выдвижение кандидатов от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится коллегиальным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, из числа внесенных в список зарегистрированных окружной избирательной комиссией кандидатов. Порядок проведения голосования при выдвижении кандидатов определяется законом субъекта Российской Федерации.
11. Решение о выдвижении кандидатов принимается как законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, так и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении не менее чем двух кандидатов. Кандидат считается выдвинутым в члены Совета Федерации, если за него проголосовало не менее 1/5 лиц, принимавших участие в голосовании.
12. Решения о выдвижении кандидатов и сопроводительные документы к нему направляются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до выборов. Окружная избирательная комиссия вправе обжаловать указанные решения в суд.
Статья 10. Правовой статус кандидата в члены Совета Федерации
Правовой статус кандидата в члены Совета Федерации соответствует правовому статусу кандидата в депутаты Государственной Думы.
Статья 11. Финансирование выборов членов Совета Федерации
1. Расходы на подготовку и проведение выборов членов Совета Федерации, а также на обеспечение деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета в порядке аналогичном порядку, установленному Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" для финансирования подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы.
2. Расходы по выдвижению кандидатов в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации и в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Кандидатом в члены Совета Федерации, избирательным объединением, избирательным блоком может быть внесен избирательный залог в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" для кандидата в депутаты Государственной Думы.
Статья 12. Порядок голосования и определения результатов выборов
1. Каждый избиратель получает два бюллетеня для выборов членов Совета Федерации: по одному от законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. В каждый бюллетень включаются не менее чем два кандидата.
3. Порядок голосования и определения результатов выборов соответствует порядку голосования и определения результатов выборов депутатов Государственной Думы, установленному Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Статья 13. Механизм обеспечения представительного характера деятельности членов Совета Федерации
1. Избранный член Совета Федерации является представителем законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Избранный член Совета Федерации осуществляет свою деятельность в Совете Федерации в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". По вопросам, находящимся в ведении Совета Федерации в соответствии с пунктами "а", "б", "в", "г" и "е" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, а также по вопросам принятия одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законов, а также по вопросам одобрения принятых Государственной Думой федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с пунктами "а", "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации.
3. Член Совета Федерации осуществляет свою деятельность на основании рекомендаций, оформляемых решением соответствующего законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4. Член Совета Федерации может быть отозван. Решение о проведении голосования об отзыве члена Совета Федерации принимается соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Совета Федерации или коллегиальным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по инициативе избирателей, собравших подписи в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Решение об отзыве члена Совета Федерации принимается в случае, если за его отзыв проголосовало не менее двух третей списочного состава законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации или коллегиального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Глава III. Заключительные положения
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, соответствующую ответственности за аналогичные нарушения, которая установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Статья 15. Введение в действие настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Член Совета Федерации, являющийся таковым на день вступления в силу настоящего Федерального закона, не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона вправе решить, сложить ли ему полномочия члена Совета Федерации или полномочия главы исполнительного органа власти или депутата законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.
3. Выборы в Совет Федерации нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации в соответствии со ст.6 настоящего Федерального закона и проводятся не позднее 6 месяцев со дня вступления после вступления в силу настоящего Федерального закона в тех субъектах Российской федерации, представители которых сложили полномочия члена Совета Федерации в соответствии с ч.2 настоящей статьи.
4. Признать утратившим силу Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 года N 192-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4869).
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.