Пояснительная записка к проекту федерального закона N 90035468-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части расширения понятия текущей валютной операции) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании
и валютном контроле" и Федеральный закон "О первоочередных
мерах в области бюджетной и налоговой политики"


Настоящий законопроект вносится с целью приведения положений Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствие с международной контрактной практикой осуществления экспортно-импортных операций, которой придерживаются и российские внешнеэкономические организации.

Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" с учетом изменений и дополнений, внесенных в него Федеральным законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", относит к текущим валютным операциям, т. е. не требующим специального разрешения Центрального банка Российской Федерации (Банка России) трансграничные переводы при расчетах по экспортно-импортным операциям без отсрочки платежа и при кредитовании таких операций не более 90 дней. Расчеты с превышением 90-дневного срока отсрочки платежа расцениваются как валютные операции, связанные с трансграничным движением капитала, т.е. требующие специального разрешения Банка России.

Федеральным законом "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" было установлено, что Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России в трехмесячный срок определит порядок отсрочки платежа на срок более 90 дней при осуществлении экспортно-импортных операций. Такой порядок не был установлен. Вносимый законопроект концептуально исходит из того, что указанный порядок должен быть установлен нормами прямого действия, содержащимися в законе, с минимумом норм, отсылающих к подзаконным актам (особенностью Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" является как раз то, что основная часть его норм о валютном регулировании отсылает к нормативным правовым актам Банка России). Поэтому абзац второй пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" предлагается исключить.

Концептуально законопроект также исходит из того, что коль скоро в отношении расчетов по основной массе товаров не требуется специального разрешения Банка России, т.к. такие расчеты относятся к текущим валютным операциям то не должно требоваться оно и в отношении расчетов за сложное оборудование с длительным сроком изготовления. Сохранение разрешительного порядка с необходимостью представления множества документов и непроизводительной затратой времени объективно будет тормозить заключение внешнеторговых сделок на сложное высокотехнологичное оборудование, и по терминологии Всемирной торговой организации расценивается как административный барьер во внешней торговле.

Экспорт и импорт с расчетами без отсрочки платежа или с отсрочкой платежа не более 90 дней являются характерными, например, для таких видов товаров, как товары народного потребления, многие готовые изделия и сырьевые товары. Однако в отличие от договоров международной купли-продажи указанных товаров в договорах международной купли-продажи сложной машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления, достигающего 2-3 лет, предусматривается рассрочка платежей по согласованному сторонами графику. Точно так же рассрочка платежей по согласованному графику предусматривается в договорах международного строительного подряда, в соответствии с которыми выполняются строительно-монтажные работы с последующим пуском объектов в эксплуатацию. При этом окончательные расчеты (обычно 10% от контрактной стоимости) производятся только после достижения объектом проектной производительности, не ранее, чем через 12 месяцев после пуска объекта в эксплуатацию.

Заключение подобных договоров должно быть приоритетным для России при внешнеторговом курсе, направленном на развитие российского машинотехнического экспорта вместо форсирования экспорта энергоносителей и других сырьевых товаров. Как показывает опыт международной торговли, эффективность экспорта товаров с высокой степенью обработки и услуг (работ), требующих высокой квалификации, в отличие от эффективности экспорта сырьевых товаров в значительно меньшей степени зависит от конъюнктурных колебаний цен на мировом рынке. С другой стороны, подгонять под единообразные правила валютного регулирования расчеты по внешнеторговым сделкам без учета сложившейся международной контрактной практики, которая дифференцирует производство расчетов в зависимости от товарных групп и характера оказываемых услуг (выполняемых работ), значит сознательно идти на сокращение российского машинотехнического экспорта и экспорта услуг (работ) по договорам строительного подряда.

В связи с изложенным предлагается включить в понятие "текущие валютные операции" (в подпункт "а" пункта 9 статьи 1 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле") переводы для осуществления расчетов, связанных с выполнением договоров международной купли-продажи машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления и договоров международного строительного подряда со сроками рассрочки или отсрочки платежа, предусмотренными указанными договорами. Соответственно, в понятии "валютные операции, связанные с движением капитала", которое охватывает отсрочку платежа при экспорте и импорте на срок более 90 дней (подпункт "г" пункта 10 статьи 1 указанного Закона) предлагается сделать исключение для договоров международной купли-продажи машинотехнической продукции с длительным циклом изготовления и договоров международного строительного подряда.

Следующая проблема также связана с тем, чтобы действующий Закон полнее учитывал реальные особенности осуществления расчетов при экспортно-импортных операциях, а именно, во-первых, территориальную протяженность России с запада на восток, а во-вторых, необходимость внесения задатка при проведении международных торгов, предшествующих заключению внешнеторгового контракта, и возможный последующий возврат задатка после официального уведомления о результатах торгов.

Так, при экспорте сменного оборудования и запасных частей для объектов, построенных за рубежом, время со дня декларирования товара в таможенном пункте по месту нахождения завода-изготовителя до дня поступления груза в порт отгрузки составляет в среднем два-три месяца. Срок оплаты товара в соответствии с международной контрактной практикой должен отсчитываться не с даты оформления таможенных документов на заводе изготовителя, а с даты фактического пересечения товара таможенной границы государства.

Что касается международных торгов, то в зависимости от объема заказа, сроков его исполнения и других факторов международные торги длятся от одного до шести месяцев, а в некоторых случаях продлеваются на более длительные сроки. Поэтому предлагается включить перевод задатка и его возврат в число текущих валютных операций (как новый подпункт "д" пункта 9 статьи 1 Закона), а отсчет срока по возврату задатка вести со дня получения официального извещения о закрытии международных торгов (как новый пункт 12 статьи 1 Закона).

В ходе сооружения объектов на основании договоров международного строительного подряда российские внешнеэкономические организации вынуждены открывать счета в иностранных банках в местной валюте для выполнения таких договорных обязательств, как оплата работ субподрядчиков, оплата закупаемых местных материалов, оплата труда командированных российских специалистов. Такие расчеты осуществляются в замкнутых (несвободно конвертируемых) валютах, например, нигерийских найрах, алжирских динарах, египетских фунтах, иракских динарах. Приравнивать режим банковских счетов в местной замкнутой валюте к счетам в свободно конвертируемой валюте представляется необоснованным, т.к. только при расчетах в свободно конвертируемой валюте является реальным поступление всей валютной выручки на счета резидентов в российских уполномоченных банках с ее последующей частичной продажей за рубли на внутреннем валютном рынке России.

По свидетельству российских внешнеэкономических организаций, заявки на открытие указанных счетов в местной валюте рассматриваются Банком России по 6 - 9 и более месяцев. Запрашивается большое количество однотипных документов по каждому контракту (устав, баланс и пр.). В течение этого времени российская организация не может открыть счет в местной валюте по месту нахождения строящегося объекта, не может командировать специалистов, арендовать жилье, нанять субподрядчиков и т.д., что ведет к срыву договорных обязательств перед иностранным заказчиком, уплате ему штрафных санкций, к потере заказов и коммерческого престижа не по вине российских подрядных организаций. Положение усугубляется тем, что органы валютного контроля налагают на российские организации штрафные санкции в свободно конвертируемой валюте за использование банковских счетов в местной валюте, открытых без разрешения Банка России.

Попадая в такой порочный круг административных барьеров, у российских внешнеэкономических организаций не остается иного выбора, как расторгать договоры международного строительного подряда и покидать рынки традиционных иностранных партнеров.

В связи с изложенным в законопроекте предлагается уведомительный, а не разрешительный порядок открытия банковских счетов в местной замкнутой валюте для обеспечения выполнения обязательств по договору международного строительного подряда, но при контроле со стороны российского уполномоченного банка на основании такого договора и сметы расходов в местной замкнутой валюте (как дополнение в пункт 2 статьи 5 Закона).


Финансово-экономическое обоснование


В случае принятия федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральный закон "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" не потребуется дополнительного бюджетного и иного финансирования. Напротив, доходная часть федерального бюджета увеличится благодаря поступлениям от расширения экспортно-импортных операций по договорам международной купли-продажи дорогостоящего оборудования и договорам международного строительного подряда на сооружение объектов в России и за рубежом.


Депутат

Государственной Думы

С.Ю.Глазьев


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение