Налоговый Кодекс Российской Федерации (Проект) Глава 22. Акцизы (внесен Правительством РФ) (не действует)

Проект налогового кодекса РФ


Глава 22. Акцизы


 Досье на проект федерального закона

Статья 172. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками акциза (далее в настоящей главе - налога) признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

2. Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.


Статья 172.1. Особенности определения налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)

1. Налогоплательщики - участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате налога, исчисленную в соответствии с настоящей Главой.

2. В целях настоящей Главы устанавливается, что в качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества (договора о совместной деятельности). В случае, если ведение дел простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества (договора о совместной деятельности), участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Указанное лицо несет все права и обязанности налогоплательщика, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении указанной суммы налога.

Указанное лицо обязано не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой, повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика ведущего собственную деятельность.

3. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате налога налогоплательщиком, исполняющим обязанности по уплате налога в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности) в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, обязанности по уплате налога остальными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) считается исполненной.


Статья 173. Подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье

1. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов).

В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие:

а) лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, розлитые в емкости не более 100 мл;

б) препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр, зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, розлитые в емкости не более 100 мл;

в) парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, розлитая в емкости не более 270 мл.;

г) подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

д) товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более полутора процентов, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

В целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.

Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (кроме обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;

7) автомобили легковые и мотоциклы;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

2. Подакцизным минеральным сырьем признаются:

1) нефть и стабильный газовый конденсат;

2) природный газ.


Статья 174. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

В целях настоящей главы передача права собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом для другого лица на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признается реализацией подакцизных товаров;

2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей этой продукции либо с акцизных складов других организаций.

Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с одного акцизного склада другому акцизному складу;

3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

4) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику этого сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

5) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением операций, укачанных в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 175 настоящего Кодекса;

6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

8) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

10) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

11) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

12) первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве);

13) реализация добытой налогоплательщиком нефти и (или) стабильного газового конденсата;

14) передача в структуре организации добытой нефти и (или) стабильного газового конденсата, на переработку;

15) передача добытых нефти и (или) стабильного газового конденсата на промышленную переработку на давальческой основе;

16) передача добытых) нефти и (или) стабильного газового конденсата для использования на собственные нужды;

18) передача добытых) нефти и (или) стабильного газового конденсата в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов;

20) реализация природного газа за пределы территории Российской Федерации;

21) реализация и (или) передача, включая на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья;

22) передача природного газа для использования на собственные нужды;

23) передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции;

24) передача природного газа в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договора о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

2. Операции, перечисленные в подпунктах 13-27 пункта 1 настоящей статьи, признаются объектом налогообложения в случае, если подакцизные виды минерального сырья добыты (выработаны) на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны.

3. В целях настоящей главы к производству приравнивается розлив подакцизных товаров, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.

4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате налога переходят к ее правопреемнику.


Статья 175. Операции, освобождаемые от налогообложения

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства и (или) реализации других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В целях настоящей главы денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этого спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.

Этиловый спирт признается денатурированным (освобождается от налогообложения) только при условии, что указанная денатурация производится на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, в рамках единого технологического процесса на производственных мощностях одной организации (без передачи в течение этого технологического процесса от одного структурного подразделения организации другому ее структурному подразделению, если организация имеет такие структурные подразделения);

3) реализация спиртосодержащей денатурированной продукции организациям по специальным разрешениям на ее поставку в пределах выделенных квот, утвержденных (согласованных) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В целях настоящей статьи спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная на основе этилового спирта, в том числе денатурированного, спиртосодержащей непищевой продукции, полученных по специальным разрешениям на их поставку в пределах выделенных квот;

4) реализация подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 176 настоящего Кодекса;

5) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов) либо на уничтожение;

6) закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;

7) закачка природного газа в подземные хранилища;

8) направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;

9) использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

10) реализация отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;

11) реализация на территории Российской Федерации природного газа для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями.

12) передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам;

13) реализация нефти, произведенной в результате переработки нефтешламов;

14) реализация нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

15) использование нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, а также использование нефти для целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и исследовании скважин, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) подакцизного минерального сырья указанным потребителям.

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.


Статья 176. Особенности освобождения от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации

1. Освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом четвертым пункта 1 статьи 175 настоящего Кодекса, производится только при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации непосредственно налогоплательщиком-производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного, сырья по договору переработки нефти с нефтеперерабатывающим заводом или по его поручению иным лицом на основании договора комиссии.

При этом налогоплательщик освобождается от уплаты налога при вывозе произведенных им подакцизных товаров только при представлении в налоговый орган поручительства уполномоченного банка (статья 74 настоящего Кодекса). Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму налога и соответствующих пеней в случае непредставления в порядке и сроки, установленные пунктом 6 статьи 189 настоящего Кодекса, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им налога и (или) пеней.

При отсутствии поручительства банка налогоплательщик обязан уплатить налог в общем порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

2. При уплате налога вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка, уплаченные суммы налога (и соответствующих пеней) подлежат возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта.

Возврат налога производится в порядке, предусмотренном статьей 194 настоящего Кодекса.


Статья 178. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации

1. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения - налог уплачивается в полном объеме;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта, налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства - налог не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации;

5) при помещении подакцизных товаров под режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

2. При вывозе подакцизных товаров с таможенной территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации налог не уплачивается с учетом статьи 176 настоящего Кодекса или уплаченные суммы налога возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Указанный в настоящем подпункте порядок применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях их (в том числе продуктов их переработки) последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации.

2) при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах первом и втором настоящего пункта таможенными режимами освобождение от уплаты налога и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации.

3. При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, не предназначенных для производственной или иной деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты налога в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.


Статья 179. Особенности налогообложения подакцизных товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления

1. В случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации с иностранным государством отменяется таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, налогообложение подакцизных товаров, происходящих из такого государства или выпущенных в свободное обращение на его территории и ввозимых на территорию Российской Федерации, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, порядок подтверждения права на освобождение от уплаты налога устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе на основе двусторонних соглашений с правительствами указанных иностранных государств.


Статья 180. Определение налоговой базы при реализации (передаче) подакцизных товаров

1. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара и по каждому собственнику давальческого сырья (материалов).

2. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров ставок налога определяется:

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки налога (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, без учета налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки налога;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации предыдущего налогового периода, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки налога. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки налога, при их реализации на безвозмездной основе, при товарообменных (бартерных) операциях, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

2. Налоговая база при продаже конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и подлежащих обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, а также при первичной реализации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве), определяется в соответствии с подпунктами первым и вторым пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база при передаче ювелирных изделий, произведенных по индивидуальным заказам населения из ювелирных изделий, бывших в употреблении, и (или) лома таких изделий, определяется как стоимость переработки исчисленная исходя из цены, указанной сторонами сделки, если иное не предусмотрено статьей 40 настоящего Кодекса, без учета налога, налога на добавленную стоимость и налога с продаж.

5. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

6. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.


Статья 181. Определение налоговой базы при реализации подакцизного минерального сырья

1. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного минерального сырья и по каждому собственнику давальческого сырья (материалов).

2. Налоговая база при реализации подакцизного минерального сырья определяется:

1) как объем реализованной (переданной) продукции в натуральном выражении - по нефти и стабильному газовому конденсату;

2) как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации - по природному газу.

3) при реализации природного газа на экспорт налоговая база определяется как стоимость реализованной продукции за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации в государства-участники Содружества Независимых Государств, таможенных пошлин и расходов на транспортировку газа за пределами территории Российской Федерации;

4) при определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей, затраты на транспортировку природного газа, принадлежащего лицам, признаваемым налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой, и не являющимися субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, по территории Российской Федерации включаются в налогооблагаемую базу в сумме тарифа (отпускных цен), утверждаемого для внутрисистемного потребления субъектами естественных монополий, осуществляющими производство, транспортировку и реализацию газа.

3. При определении налоговой базы выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

4. Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.


Статья 182. Увеличение налоговой базы при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья

1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 179-180 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:

1) полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья;

2) полученные по санкциям за нарушение условий, предусмотренных договорами или контрактами по поставке подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья или иными подобными договорами или контрактами.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к операциям по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов.

3. Налоговая база, определенная в соответствии со статьей 181 настоящего Кодекса увеличивается на стоимость природного газа, направленного на самостоятельную переработку, переданного налогоплательщиком на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, исчисленную исходя из средних цен реализации предыдущего отчетного периода, по которым природный газ реализуется газораспределительным организациям.

4. Указанные в настоящей статье суммы, полученные в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации на дату их фактического получения.


Статья 183. Особенности определения налоговой базы при реализации подакцизных товаров с использованием разных налоговых ставок

1. Если налогоплательщик ведет раздельный учет операций по производству и реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) подакцизных товаров, операции по реализации которых облагаются налогом по разным налоговым ставкам, налоговые базы определяются отдельно по операциям, облагаемым налогом по одинаковым ставкам. При этом суммы, указанные в пункте 1 статьи 182 настоящего Кодекса, в зависимости от применяемых налоговых адвалорных (в процентах) ставок включаются в соответствующие налоговые базы.

2. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) подакцизных товаров. При этом суммы, указанные в пункте 1 статьи 182 настоящего Кодекса, включаются в эту единую налоговую базу.


Статья 184. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации

1. При ввозе подакцизных товаров (с учетом положений статьи 178 настоящего Кодекса) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу измерения) - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов, как сумма:

а) их таможенной стоимости;

б) подлежащей уплате таможенной пошлины.

2. Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяется в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса.

3. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации партии подакцизных товаров, в отношении которой налогоплательщик подает отдельную таможенную декларацию.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

4. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории Российской Федерации налоговая база определяется в соответствии с положениями настоящей статьи.


Статья 185. Налоговый период

Для налогоплательщиков, указанных в пунктах 1-2 статьи 172 настоящего Кодекса, налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц.


Статья 186. Налоговые ставки

1. Налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам.

Виды подакцизных товаров В процентах или в рублях
и копейках за единицу
измерения
Этиловый спирт-сырец из всех видов сырья 11 руб. 90 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта
Этиловый спирт из всех видов сырья, за
исключением спирта-сырца
12 руб. 60 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей
этилового спирта свыше 25 процентов (за
исключением вин) и спиртосодержащая про-
дукция
88 руб. 20 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта,
содержащегося в подакцизных
товарах
Алкогольная продукция с объемной долей
этилового спирта от 9 до 25 процентов
включительно, за исключением вин
65 руб. 10 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта,
содержащегося в подакцизных
товарах
Алкогольная продукция с объемной долей
этилового спирта до 9 процентов включи-
тельно, за исключением вин
45 руб. 15 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта,
содержащегося в подакцизных
товарах
Вина (за исключением натуральных):
виноградные специальные, оригинальные
(крепленые), плодовые (крепленые), вермуты
36 руб. 75 коп. за 1 литр
безводного этилового спирта,
содержащихся в подакцизных
товарах
Вина шампанские и вина игристые 9 руб. 45 коп. за 1 литр
Вина натуральные, за исключением шампанс-
ких, игристых
3 руб. 15 коп. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным)
содержанием объемной доли этилового спирта
до 8,6 процента включительно
1 руб. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным)
содержанием объемной доли этилового спирта
свыше 8,6 процента
3 руб. 30 коп. за 1 литр
Табачное сырье, табачные отходы, прочий
промышленно изготовленный табак и промыш-
ленные заменители табака, используемые в
качестве сырья для производства табачной
продукции
0 процентов от таможенной
стоимости
Табачные изделия:
Табак трубочный

405 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака,
используемого в качестве сырья для произ-
водства табачной продукции
166 руб. за 1 кг
Сигары 10 руб. за 1 штуку
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свы-
ше 85 мм
75 руб. за 1000 штук
Сигареты с фильтром, за исключением сига-
рет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и
4-го классов по ГОСТу
55 руб. за 1000 штук
Сигареты с фильтром 1, 2, 3 и 4-го классов
по ГОСТу
35 руб. за 1000 штук
Сигареты без фильтра, папиросы 10 руб. за 1000 штук
Ювелирные изделия 5 процентов
Нефть и стабильный газовый конденсат 66 руб. за 1 тонну
Автомобили легковые с мощностью двигателя
до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно
0 рублей за 0,75 Квт (1
л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя
свыше 67,5 Квт (90 л.с.) и до 112,5 Квт
(150 л.с.) включительно
10 рублей за 0,75 Квт (1
л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя
свыше 112,5 Квт (150 л.с.), мотоциклы с
мощностью двигателя свыше 37,5 Квт (50
л.с.)
100 рублей за 0,75 Квт (1
л.с.)
Бензин автомобильный с октановым числом до
"80" включительно
2500 руб. за 1 тонну
Бензин автомобильный с иными октановыми
числами
3000 руб. за 1 тонну
Дизельное топливо 660 руб. за 1 тонну
Масла для дизельных и (или) карбюраторных
(инжекторных) двигателей
1500 руб. за 1 тонну
Природный газ, реализуемый на территории
Российской Федерации
15 процентов
Природный газ, реализуемый в страны СНГ 15 процентов
Природный газ, реализуемый за пределы тер-
ритории Российской Федерации, за исключе-
нием стран СНГ
30 процентов

2. Для организаций, обеспечивающих выход светлых нефтепродуктов, превышающий 62 процента от объема переработанной нефти, ставки акцизов на бензины автомобильные устанавливаются в размере 80 процентов от ставок, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Указанные ставки применяются в налоговом периоде, следующим за отчетным периодом, в котором выход светлых нефтепродуктов превысил 62 процента от объема переработки нефти.

Методика определения процента выхода светлых нефтепродуктов устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам подакцизных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Статья 187. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки налога, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 179-182 настоящего Кодекса.

2. Сумма налога по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) и подакцизному минеральному сырью, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки налога, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная ...... ...оговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 179-182 настоящего Кодекса, а при раздельном учете - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

3. Общая сумма налога при реализации (передаче) подакцизных товаров представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых в соответствии с пунктами 1-2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного товара, облагаемых налогом по разным налоговым ставкам.

Общая сумма налога при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых в соответствии с пунктами 1-2 настоящей статьи для каждого вида подакцизного минерального сырья (операции), облагаемых налогом по разным налоговым ставкам.

4. Общая сумма налога по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода (статья 185 настоящего Кодекса) применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, дата реализации (передачи) которых (статья 188 настоящего Кодекса) относится к соответствующему налоговому периоду, а также по всем изменениям, увеличивающим или уменьшающим налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

5. Общая сумма налога при ввозе на территорию Российской Федерации нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых налогом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с пунктами 1 и (или) 2 настоящей статьи.

6. Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 статьи 183 настоящего Кодекса, сумма налога по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, исчисленной по всем облагаемым налогом операциям.


Статья 188. Определение даты реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья

1. В целях настоящей Главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров и (или) минерального подакцизного сырья перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 173, за исключением бензина автомобильного с октановым числом свыше "80", подпунктах 9, 10 пункта 1 и подпункте 2 пункта 2 статьи 173 определяется как день оплаты указанных подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

2. В целях настоящей Главы дата реализации (передачи) подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья не перечисленных в пункте 1 настоящей статьи определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

3. В целях настоящей Главы дата передачи подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с их участием подакцизных товаров и (или) минерального подакцизного сырья перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 173, за исключением бензина автомобильного с октановым числом свыше "80", подпунктах 9, 10 пункта 1 и подпункте 2 пункта 2 статьи 173 настоящего Кодекса признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой, определяется как день совершения соответствующей операции.

4. В целях настоящем главы дата реализации (передачи) алкогольной продукции акцизными складами определяется как день завершения действия режима налогового склада.

При обнаружении недостачи указанной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).


Статья 188.1. Налоговые режимы в отношении алкогольной продукции

1. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям или указанным им третьим лицам алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада или транспортировки с перевозочной гарантией.

2. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада, транспортировки с перевозочной гарантией указанная продукция не считается реализованной и в отношении этой продукции не возникает обязательство по уплате налога.


Статья 188.2. Режим налогового склада

1. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства или поступления на налоговый склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям или указанным им третьим лицам, включая перевозчиков, а также специализированным перевозчикам.

2. Под действием режима налогового склада находится территория, на которой расположены производственные помещения, используемые плательщиком налога для производства алкогольной продукции, а также находящиеся вне этой территории специально учреждаемые склады для ее хранения (акцизные склады). Хранение указанной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям в иных местах, кроме акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки с перевозочной гарантией, запрещается.

3. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с территории, на которой расположены производственные помещения, используемые плательщиком налога для ее производства, или с акцизного склада покупателям или указанным им третьим лицам, включая перевозчиков, а также специализированным перевозчикам считается моментом завершения действия режима налогового склада. При освобождении алкогольной продукции от налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах моментом завершения действия режима налогового склада в отношении таких товаров является дата вступления в силу соответствующего акта или иная, указанная в нем дата.

4. Алкогольная продукция, находящаяся под действием режима налогового склада, не покинувшая территорию, на которой расположены производственные помещения, используемые плательщиком налога для ее производства, хранится под контролем сотрудников налоговых органов в специально выделенных и обустроенных помещениях (налоговых складах) до момента ее отгрузки покупателям или указанным им третьим лицам, а также специализированным перевозчикам.

5. Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками, в соответствие с подпунктом 1 пункта 1 статьи 172 настоящего Кодекса, при наличии соответствующего разрешения. Порядок выдачи разрешений на учреждение налоговых складов, их функционирования, а также состав осуществляемых в отношении них мер налогового контроля определяется Правительством Российской Федерации.

Транспортировка алкогольной продукции с территории, на которой расположены производственные помещения, используемые плательщиком налога для ее производства, до налогового склада, а также транспортировка алкогольной продукции от одного налогового склада до другого налогового склада осуществляется специализированным перевозчиком алкогольной продукции.

6. При нахождении алкогольной продукции на налоговых складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, а также подготовке к продаже и транспортировке.

7. Учредители (владельцы) акцизных складов обязаны:

1) вести учет хранящихся на складе товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах в установленном порядке;

2) обеспечивать невозможность выбытия со склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органы;

3) обеспечивать невозможность доступа на склад лиц, не имеющих соответствующие полномочия, удостоверенные налоговыми органами;

4) соблюдать условия действия разрешения на учреждение акцизного склада, в том числе выполнять требования налоговых органов по обустройству склада в соответствии с установленными требованиями (включая наличие приборов контроля, подлинности специальных марок), обеспечению доступа сотрудников налоговых органов к товарам, хранящимся на складе, и представлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;

5) по требованию налоговых органов оборудовать акцизный склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа;

6) предоставлять в налоговые органы поручительства организации-производителя алкогольной продукции, поставляющих продукцию на налоговый склад. Такое поручительство должно предусматривать обязанность организации уплатить сумму налога равную сумме налога в отношении которой налогоплательщиком не были исполнены обязательства в сроки и порядке установленном настоящей главой.


Статья 188.3. Режим транспортировки с перевозочной гарантией

1. Под режимом транспортировки с перевозочной гарантией понимается комплекс мер налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции, транспортируемой специализированным перевозчиком, с территории, на которой расположены производственные помещения, используемые плательщиком налога для ее производства до налогового склада, а также от одного налогового склада до другого налогового склада. Моментом начала действия режима транспортировки с перевозочной гарантией является момент получения товаров специализированным перевозчиком, а моментом его окончания - момент передачи товара специализированным перевозчиком на акцизный склад.

2. Деятельность по перевозке алкогольной продукции с одного акцизного склада до другого акцизного склада (специализированная перевозка) осуществляется плательщиками налога, другими организациями и индивидуальными предпринимателями при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого уполномоченными федеральными органами власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Специализированный перевозчик, не являющийся плательщиком налога, несет солидарную с плательщиком налога (покупателем) ответственность в отношении обязательства по уплате налога на весь объем перевозимой алкогольной продукции.

4. Если специализированная перевозка алкогольной продукции осуществляется специализированным перевозчиком, не являющимся плательщиком налога в отношении этой продукции, между специализированным перевозчиком и плательщиком налога заключается договор специализированной перевозки. Копия договора специализированной перевозки представляется в налоговый орган, осуществляющий налоговый контроль в отношении акцизного склада, с которого должна быть отправлена алкогольная продукция, и в налоговый орган, осуществляющий налоговый контроль в отношении акцизного склада, на который должна быть доставлена указанная продукция, в течение трех дней с даты заключения договора.

5. Специализированный перевозчик обязан предоставлять в налоговые органы поручительства уполномоченного банка в соответствие со статьей 74 настоящего Кодекса на весь объем перевозимых подакцизных товаров. Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму налога равную сумме налога в отношении которой налогоплательщиком не были исполнены обязательства в сроки и порядке установленном настоящей главой по вине специализированного перевозчика.


Статья 189. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

1. Налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары, либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), либо реализующий подакцизное минеральное сырье обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров и (или) минерального сырья (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму налога.

2. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и в реестрах на получение средств с аккредитива, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах (пункт 3 статьи 21 главы 21 настоящего Кодекса) соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

3. При реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, операции по реализации которых в соответствии со статьей 5 настоящей главы освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп - "Без акциза".

4. При реализации подакцизных товаров населению по розничным ценам соответствующая сумма налога включается в эту цену товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога не выделяется.

5. При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, соответствующие заполненные таможенные формы и расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты налога, используются как контрольные документы для установления обоснованности налоговых вычетов.

6. При вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты налога и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации этих товаров представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) налогоплательщика с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору - комиссии поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, поручения либо агентский договор (копию договора, заверенную в установленном порядке) и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, поручения либо агентским договором), с иностранным партнером;

В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет владелец давальческого сырья, то налогоплательщик представляет в налоговые органы договор между владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) между владельцем давальческого сырья и иностранным партнером.

В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с владельцем давальческого сырья, то налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы помимо договора между владельцем подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара, также договор комиссии, поручения либо агентский договор между владельцем этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта, заверенную в установленном порядке) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с иностранным партнером;

2) платежные документы и выписка банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет российского поставщика в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, поручения или агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера (поверенного, агента) в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах.

В случае если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет владелец этих товаров, то налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка, подтверждающие фактическое поступление всей выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет владельца подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах. При поступлении выручки от реализации иностранному лицу товаров, произведенных из давальческого сырья, на счет налогоплательщика или владельца этих подакцизных товаров не от иностранного лица, а от организации, зарегистрированной в качестве налогоплательщика в Российской Федерации, в налоговые органы кроме платежных документов и выписки банка представляются договоры поручения по оплате за экспортированные подакцизные товары между иностранными организациями, осуществившими платеж.

В случае если не зачисление валютной выручки от реализации подакцизных товаров на территорию Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие право на не зачисление валютной выручки на территорию Российской Федерации.

3) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации - налогоплательщика, с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

4) копии транспортных или товаросопроводительных, или таможенных документов, или иных документов с отметками пограничных таможенных органов иностранных государств, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

7. При непредставлении или при представлении в неполном объеме перечисленных в пункте 6 настоящей статьи документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту регистрации налогоплательщика, по указанным подакцизным товарам налог уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.


Статья 190. Порядок отнесения сумм налога

1. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе и передачи по соглашению о предоставлении отступного или новации) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой, а также при их реализации на безвозмездной основе и при их передаче по соглашению о предоставлении отступного или новации, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам и (или) подакцизному минеральному сырью.

2. Суммы налога, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Суммы налога, фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости указанных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов), относятся собственником давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, произведенного из указанного сырья (материалов).

3. Не учитываются в стоимости приобретенного (ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации) подакцизного товара и подлежат вычету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей Главой, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении или подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации:

1) подакцизных товаров, используемых в качестве сырья для производства других подакцизных товаров.

Указанное положение применяется, если ставки налога на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы;

2) спирта этилового, произведенного из непищевого сырья, в дальнейшем использованного в качестве сырья для производства неподакцизных товаров.

Указанное положение применяется только в случае приобретения спирта этилового, произведенного из непищевого сырья, организацией - покупателем, производящим неподакцизные товары с использованием этого спирта, непосредственно у налогоплательщика - производителя этого спирта и не распространяется на случай приобретения спирта этилового, произведенного из непищевого сырья, в порядке договора мены или взаиморасчетов.


Статья 191. Налоговые вычеты

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 187 настоящей главы, на установленные настоящей статьей вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве основного сырья для производства подакцизных товаров.

3. При передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья (материалов), в случае если давальческим сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцами и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при ввозе такого сырья (материалов) на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов) при его производстве.

4. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.

5. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

6. Вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении акцизных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке.


Статья 192. Порядок применения налоговых вычетов

1. Налоговые вычеты, предусмотренные пунктами 1-4 статьи 191 настоящего Кодекса, производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы налога.

Вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение.

В случае оплаты подакцизных товаров, использованных в качестве сырья для производства других товаров, третьими лицами, налоговые вычеты производятся если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

В случае использования в качестве давальческого сырья подакцизных товаров, по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиками копий платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты налога владельцем сырья (материалов), либо факт оплаты владельцем стоимости сырья по ценам, включающим акциз.

2. Вычеты сумм налога, указанные в пункте 4 статьи 191 настоящего Кодекса производятся при представлении налогоплательщиками платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт оплаты продавцом, производящим виноматериалы, спирта этилового, произведенного из пищевого сырья по ценам, включающим налог. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:


                         С = (А х К):100%) х О,

где - С - сумма налога, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина,

А - ставка налога за 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта,

К - крепость вина,

О - объем реализованного вина.

Сумма налога превышающая сумму налога, исчисленную по указанной формуле относится за счет доходов, остающихся в распоряжении налогоплательщиков после уплаты налога на доходы.

3. Вычеты сумм налога, указанные в пунктах 1-4 статьи 191 настоящего Кодекса, производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других реализованных (переданных) подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

В случае когда в отчетном периоде стоимость подакцизных товаров (сырья) отнесена на расходы по производству других реализованных (переданных) подакцизных товаров без уплаты налога по этим товарам (сырью) продавцам, суммы налога, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором проведена его уплата продавцам.

4. Вычеты сумм налога, указанные в пункте 2 статьи 191 настоящего Кодекса, в отношении подакцизных товаров, вывезенных в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, осуществляются при наличии документального подтверждения таможенными органами факта вывоза соответствующих подакцизных товаров с таможенной территории Российской Федерации и не распространяются на вывоз товаров для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

5. Вычеты сумм налога, указанные в пункте 5 статьи 191 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа и не ранее момента фактической уплаты всей суммы налога продавцу этих подакцизных товаров.

6. Вычеты, указанные в пункте 6 статьи 191 настоящего Кодекса, производятся при окончательном определении налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате.


Статья 193. Сумма налога, подлежащая уплате

1. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой) подакцизных товаров, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 191 настоящего Кодекса, общая сумма налога, определяемая в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса.

2. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей Главой) подакцизного минерального сырья, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога по подакцизному минеральному сырью в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, определяется в соответствии с пунктом 5 статьи 187 настоящего Кодекса. 4. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, осуществляющими первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве), определяется в соответствии со статьей 187 настоящего Кодекса. 7. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, начисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде налог не уплачивает.

Сумма превышения между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, начисленной по реализованным подакцизным товарам, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по этому налогу.

Сумма превышения между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, начисленной по подакцизным товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде, подлежит вычету из общей суммы налога в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими вычетами порядке. В случае если общая сумма налога, начисленная по подакцизным товарам, реализованным в следующем налоговом периоде, окажется меньше указанной суммы превышения, разница между этой суммой налога может быть направлена на исполнение налогового обязательства налогоплательщика по другим налогам (сборам) в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 78 настоящего Кодекса.


Статья 194. Сумма налога, подлежащая возврату

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по подакцизным товарам, реализованным (переданным) в отчетном налоговом периоде, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

2. Указанные суммы направляются в отчетном периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации на уплату пеней, погашение недоимки, сумм санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

3. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Налоговый орган в течении двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства налогоплательщику. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении 7 дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8-й день со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/365 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

4. Суммы, предусмотренные статьей 192 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 175 подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 189 настоящей Главы.

Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 189 настоящей Главы.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее десяти дней после вынесения соответствующего решения.

В случае, если налоговым органом в течении установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) соответствующее заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении сумм, по которым не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течении десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

В случае, если налоговым органом принято решение о возмещении, то при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, то пеня на сумму недоимки не начисляется.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пени по налогу, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которою производится возврат, суммы, подлежащие возмещению засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации по согласованию с таможенными органами либо возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении 7 дней со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается 8-й день со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/365 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

5. Сумма налога, уплаченная покупателем при приобретении спирта этилового, произведенного из непищевого сырья, за исключением приобретенного в порядке договора мены или взаиморасчетов с поставщиком, в дальнейшем использованного покупателем в качестве основного сырья для производства неподакцизных товаров, в части стоимости продукции, фактически включенной в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, подлежит возмещению путем зачета (возврата) на основании документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 189 настоящей Главы.

Порядок возврата из федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, произведенный из непищевого сырья и использованный на производство необлагаемой акцизами продукции, определяется Правительством Российской Федерации.


Статья 195. Сроки и порядок уплаты налога при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья

1. Уплата налога при реализации подакцизных товаров, а также уплата налога при реализации подакцизного минерального сырья, в случае если дата реализации определяется в соответствие с пунктом 1 статьи 188, производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

2. Уплата налога при реализации бензина автомобильного с октановым числом свыше "80" производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем, - по бензину автомобильного с октановым числом свыше "80", реализованному с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

не позднее 30-го числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем, - по бензину автомобильного с октановым числом свыше "80", реализованному с 16-го по последнее число отчетного месяца.

3. Уплата налога при реализации подакцизных товаров перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 173 производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

не позднее 30-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам, перечисленным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 173, реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

не позднее 15-го числа третьего месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам, перечисленным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 173, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.

4. Уплата налога при реализации прочих подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период:

не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по прочим подакцизным товарам, реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - прочим подакцизным товарам, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.

5. Налог по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров.

6. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.


Статья 196. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации

Сроки и порядок уплаты налога при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством Российской Федерации на основе положений настоящей главы.


Статья 197. Особенности исчисления и уплаты акцизов при реализации соглашений о разделе продукции

1. При реализации соглашений о разделе продукции от уплаты акцизов освобождается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных в соответствии с проектной документацией, для выполнения работ по указанным соглашениям.

Положения настоящего пункта распространяются на ввоз подакцизных товаров (за исключением табачных изделий, алкогольной продукции, легковых автомобилей) инвесторами или операторами указанных соглашений, либо другими юридическими лицами, участвующими в выполнении работ по указанным соглашениям на основе договоров (контрактов) с инвесторами.

2. При реализации соглашений о разделе продукции не признается объектом налогообложения реализация инвесторами и (или) операторами добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья и продуктов его переработки (за исключением ювелирных изделий), предусмотренных указанными соглашениями, если такие минеральное сырье и (или) товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.


Президент Российской Федерации

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.