Пояснительная записка к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения Российской Федерации за 1999 год" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"Об исполнении бюджета Государственного фонда занятости населения
Российской Федерации за 1999 год"


Тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости) на 1999 год установлен Федеральным законом от 4 января 1999 года N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в размере 1,5% от средств, идущих на оплату труда.

Бюджет Фонда утвержден Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 90-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год", в который внесены поправки Федеральным законом от 27 мая 2000 г. N 77-ФЗ.

Бюджет Фонда занятости за 1999 год исполнен по доходам в сумме 13461,0 млн. рублей и по расходам в сумме 11959,3 млн. рублей.


Доходы


Доходы Фонда занятости сформированы в течение 1999 года из следующих источников:


  В соответствии
с бюджетом,
млн. рублей
Исполнено,
млн. рублей
%%
Переходящий остаток средств Фонда
занятости на 1 января 1999 года

Страховые взносы работодателей

Мобилизация просроченной задол-
женности организаций по платежам
в Фонд занятости

Прочие поступления

Всего доходов
359,1


11984,6

774,8



483,0

13601,5
424,0


10279,5

2214,6



542,9

13461,0
118,1


85,8

285,8



112,4

99,0

Основную часть доходов Фонда занятости составили текущие страховые взносы работодателей в сумме 10279,5 млн. рублей или 76,4% всех поступлений (85,8% по исполнению бюджета за 1999 год). В 1999 году была частично погашена задолженность по страховым взносам предыдущих лет в результате ее реструктуризации (мобилизация просроченной задолженности организаций) в сумме 2214,6 млн. рублей, что в 3 раза выше запланированного.

Однако остановить рост задолженности предприятий и организаций по уплате страховых взносов в Фонд занятости не удалось. За 1999 год общая сумма просроченной задолженности с учетом пеней и штрафов составила 14,0 млрд. рублей, что на 0,6 млрд. рублей больше чем было в конце 1998 г.

Доходы по статье "Прочие поступления" составили 542,9 млн. рублей. В основном это доходы Фонда занятости по реализации ранее заключенных договоров о финансовой помощи предприятиям на создание и сохранение рабочих мест для отдельных категорий безработных граждан.

Страховые взносы в Фонд занятости на 1999 год рассчитывались исходя из прогнозного фонда оплаты труда 980 млрд. рублей и уровня сбора средств 86%.


Расходы


Расходы Фонда занятости в 1999 году осуществлялись по следующим направлениям:


  В соответ-
ствии с
бюджетом,
млн.рублей
Исполнено,
млн. руб-
лей
Процент
исполне-
ния
Структу-
ра рас-
ходов,
%%
Специальные программы занятос-
ти, всего

в том числе:
организация рабочих мест

организация занятости дли-
тельно безработных

организация занятости мо-
лодежи

организация поддержки
предпринимательства

организация общественных
работ

временная занятость под-
ростков

трудовая реабилитация ин-
валидов

Программы обучения лиц, приз-
нанных безработными, всего

в том числе:
профессиональное обучение

профессиональная ориента-
ция

Программы материальной под-
держки лиц, признанных безра-
ботными, всего

в том числе:
пособия по безработице

задолженность по выплате
пособий по безработице за
1996-1998 годы

оплата периода временной
нетрудоспособности

материальная помощь безра-
ботным

возмещение затрат Пенсион-
ному фонду Российской Фе-
дерации, включая задолжен-
ность за 1997-1998 годы на
выплату досрочных пенсий

банковские и почтовые ус-
луги по доставке и пере-
сылке средств на матери-
альную поддержку лиц,
признанных безработными

Программы информационного
обеспечения государственной
политики занятости, всего

из них:
развитие автоматизирован-
ной информационной системы
"Занятость"

эксплуатационные услуги

информационная поддержка
программ занятости

Фонд оплаты труда работников
территориальных органов Минис-
терства труда и социального
развития Российской Федерации
по вопросам занятости населе-
ния (далее - территориальные
органы службы занятости)

Начисления на заработную плату

Коммунальные услуги

Командировочные расходы

Приобретение оборудования и
инвентаря

Капитальные вложения (незавер-
шенное строительство)

Капитальный ремонт

Прочие расходы

Возмещение расходов, связанных
с использованием займа Между-
народного банка реконструкции
и развития

Всего расходов

Переходящий остаток средств
Фонда занятости на 1 января
2000 г.

11,0


459,4


10,0


40,0


103,0


143,6


105,0


50,0


844,8


814,8


30,0

9402,6




5463,6



3100


100,0


50,0





550,0





139,0



215,0




80,0

90,0


45,0







849,9

327,2

350,0

20,0


45,0


35,0

125,0

100,0




30,0

13255,5

1229,1


707,2


10,8


64,6


60,5


192,5


148,5


45,0


878,1


838,4


39,7

7532,2




3873,3



3175,0


19,0


57,0





290,9





117,0



334,5




100,0

112,8


121,7







880,3

345,5

398,7

10,5


53,2


41,4

136,0

119,8






11959,3



1501,7

134,9


153,9


108,0


161,5


58,7


134,1


141,4


90,0


103,9


102,9


132,3

80,1




70,9



102,4


19,0


114,0





52,9





84,2



155,6




125,0

125,3


270,4







103,6

105,6

113,9

52,5


118,2


118,3

108,8

119,8






90,2

10,3


5,9


0,1


0,5


0,5


1,6


1,2


0,4


7,3


7,0


0,3

63,0




32,4



26,5


0,2


0,5





2,4





1,0



2,8




0,8

0,9


1,0







7,4

2,9

3,3

0,1


0,5


0,3

1,1

1,0






100,0

Расходы на реализацию активной политики занятости


За 1999 год при содействии территориальных органов службы занятости трудоустроено 3,1 млн. человек (117,7% к показателю 1998 года).

Этому способствовала реализация программ активной политики занятости, доля расходов на которые в общей сумме расходов в 1999 году составила 17,5%.

На реализацию специальных программ занятости израсходовано 1229,1 млн. рублей или 10,2% от общих расходов Фонда.

В отчетном году за счет средств Фонда занятости сохранено 74,0 тыс. рабочих мест и создано 25,5 тыс. рабочих мест. Расходы на эти цели составили 707,2 млн. рублей или 5,9% от всех расходов (в 1998 г. - 4,6%).

На организованные при участии органов службы занятости рабочие места было трудоустроено 25,0 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (лица, освобожденные из мест лишения свободы, беженцы и вынужденные переселенцы, одинокие родители и др.), что на 4,7 тыс. человек больше, чем в 1998 году.

Затраты Фонда занятости на организацию общественных работ составили 192,5 млн. рублей или 1,6% от общих расходов Фонда. В 1999 г. в общественных работах приняло участие 496,9 тыс. безработных граждан, что на 140,7 тыс. человек больше, чем в 1998 году.

На условиях временной занятости было трудоустроено 975,3 тыс. несовершеннолетних граждан, что на 75 тыс. человек больше чем в 1998 году. На данные цели было направлено 148,5 млн. рублей или 1,2% от общих расходов Фонда занятости.

Обеспечена занятость 30,1 тыс. безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений (на 10,0 тыс. человек больше, чем в предыдущем году). На эти цели было израсходовано 64,6 млн. рублей или 0,5% общих расходов.

На основе использования программ социальной адаптации оказана помощь в трудоустройстве 70,8 тыс. длительно безработных граждан. На эти цели израсходовано 10,8 млн. рублей.

По результатам поддержки предпринимательской деятельности граждан была обеспечена занятость 56,1 тыс. человек, что в 1,6 раза больше, чем в 1998 году. На данные цели израсходовано 60,5 млн. рублей или 0,5% от общих расходов Фонда.

Оказана помощь в профессиональной реабилитации и трудоустройстве 37,3 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза больше чем в 1998 году. Расходы Фонда составили 45,0 млн. рублей или 0,4% от общих расходов.

В структуре расходов в 1999 году доля средств, направленных на финансирование программ обучения лиц, признанных безработными, составила 7,3% (878,1 млн. рублей). В течение 1999 года за счет этих средств проведена профессиональная ориентация 4,2 млн. человек, организовано профессиональное обучение 329,8 тыс. безработных граждан.


Расходы на материальную поддержку лиц, признанных безработными


В течение 1999 года на выплату пособий по безработице израсходовано 7048,3 млн. рублей, в том числе на текущие платежи 1999 года - 3873,3 млн. рублей, погашение задолженности по выплате пособий по безработице прошлых лет 3175,0 млн. рублей.

Задолженность по выплате пособий по безработице за 1996 - 1998 годы снижена с 3661,3 млн. рублей до 1618,6 млн. рублей или на 55,8 процентов.

Особенно активно эта работа проводилась в Пермской, Иркутской, Ярославской, Саратовской областях, где на начало 1999 года период задолженности составлял два - три года, а к концу года один - два месяца (в настоящее время задолженность полностью погашена).

На начало текущего года в больших объемах сохранялась задолженность по выплате пособий по безработице в Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Брянской, Ивановской, Московской, Тамбовской, Пензенской областях, в Удмуртской Республике, в Красноярском, Приморском, Хабаровском краях и других регионах.

На материальную помощь за счет средств Фонда занятости в 1999 году было затрачено 56,9 млн. рублей.

Материальная помощь, в основном, оказывалась в виде периодических выплат безработным, не получающим пособие по безработице и имеющим доход в семье на одного человека менее двух минимальных размеров оплаты труда. В первую очередь материальная помощь оказывалась женщинам, являющимся единственными кормильцами в семье, и семьям, где оба родителя - безработные.

Продолжалась работа по оформлению части безработных гражданам предпенсионного возраста на досрочную пенсию в соответствии с действующим законодательством о занятости населения.

В 1999 г. число получателей досрочных пенсий составило 24,6 тыс. человек. Расходы Фонда занятости на эти цели достигли 290,9 млн. рублей (с учетом погашения долгов Пенсионному фонду Российской Федерации за выплаченные досрочные пенсии за 1997-1998 годы).

Период временной нетрудоспособности в 1999 году был оплачен 147 тыс. безработных граждан. Расходы на эти цели составили 19,0 млн. рублей. Данная программа была отменена после введения в действие Федерального закона от 20 апреля 1999 года N 85-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации", которым предусматривается выплата пособий по безработице безработным гражданам в период их временной нетрудоспособности.


Другие направления расходования средств Фонда занятости


В связи с осуществлением в 1999 г. комплекса мер на период перехода компьютерных систем в 2000 год проведена модернизация и замена технической и программной базы автоматизированной информационной системы "Занятость", что вызвало дополнительные расходы по статье "Программы информационного обеспечения государственной политики занятости". Вместо предусмотренных бюджетом расходов на эти цели в сумме 215,0 млн. рублей фактически израсходовано 334,5 млн. рублей или 2,8% от всех расходов.

Превышение расходов по статье "Фонд оплаты труда работников территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения" составил 3,6%. Это обусловлено выплатами, не предусмотренными законодательством о занятости населения по г.Москве и Оренбургской области (в настоящее время проводится работа по урегулированию этих выплат).

Некоторый перерасход по статьям бюджета, относящимся к содержанию территориальных органов службы занятости (коммунальные услуги, капитальный ремонт, прочие расходы), произошли в связи с увеличением тарифов на электроэнергию, отопление, горюче-смазочные и строительные материалы.

Расходы по статье "Возмещение затрат за использование займа Международного банка реконструкции и развития" не производились в связи с тем, что в 1999 году не был отрегулирован механизм начисления средств в МБРР.


Формирование и расходование средств федеральной части Фонда занятости


С учетом норматива отчислений денежных средств в федеральную часть Фонда занятости, установленного статьей 5 Федерального закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999 год" в размере 20% от обязательных страховых взносов работодателей, предусматривалось перечисление на федеральный уровень 2396,9 млн. рублей.

Фактически за 1999 год в федеральную часть Фонда занятости поступило 1829,4 млн. рублей или 76,3%.

Сумма задолженности регионов-доноров в федеральную часть Фонда занятости за 1999 год (с учетом задолженности за предыдущие годы) составила 997,2 млн.руб. Основными должниками являются республики Башкортостан, Татарстан, Якутия (Саха), Свердловская, Кемеровская, Челябинская области и ряд других территорий.

Основная часть средств, поступивших в федеральную часть Фонда занятости (1388,5 млн. рублей или 75,9%), была направлена на предоставление дотаций территориям с критической ситуацией на рынке труда, и в первую очередь, для погашения задолженности по выплате пособий по безработице.

По результатам рассмотрения исполнения бюджета Фонда занятости за 1999 г. на заседании Правительства Российской Федерации 18 мая т.г. Минтруду России совместно с МНС России поручено осуществить дополнительные меры по повышению уровня сбора страховых взносов в Фонд занятости, в том числе в федеральную часть Фонда.

В результате переноса выплат заработной платы с января 2000 года на декабрь месяц 1999 года и приостановкой расчетно-финансовых операций банками в связи с переходом программных средств на 2000 год на расчетных счетах территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения образовался остаток средств Фонда занятости на начало текущего года в размере 1501,7 млн. рублей, которые были использованы в январе 2000 года.


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.