Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним"


В ходе состоявшихся 28 марта 2000 г. парламентских слушаний по теме: "Экономическая политика в области государственного антимонопольного регулирования: практический опыт и задачи совершенствования законодательства" выявлен ряд пробелов в российском законодательстве, не позволяющих федеральному антимонопольному органу осуществлять в должной степени задачи, предусмотренные ст.ст.11, 12 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее "О конкуренции"), а именно: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В частности, подобные пробелы существуют в Федеральном законе Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее "О государственной регистрации"). Статьей 7 Федерального закона "О государственной регистрации" предусматривается открытость сведений о государственной регистрации прав. В пункте 3 этой статьи установлен перечень лиц, которые могут иметь доступ не только к информации о наличии или отсутствии регистрации, но и к содержанию правоустанавливающих документов. Кроме того, пунктом 2 ст.8 указанного Закона определен перечень организаций, по запросам которых учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляет информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако в этих перечнях отсутствует федеральный антимонопольный орган.

Вместе с тем, концентрация объектов недвижимости может привести к монополизации данного товарного рынка. Практика деятельности МАП России и его территориальных органов указывает на необходимость доступа антимонопольного органа к правоустанавливающим документам. Более того, ст.13 Федерального закона "О конкуренции" закрепляет право федерального антимонопольного органа (территориального органа) беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства с необходимыми документами.

Согласно ст.18 Закона "О конкуренции" антимонопольный орган в целях предотвращения злоупотребления доминирующим положением и ограничения конкуренции дает согласие на получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущества, а также приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности. Об этих действиях, совершаемых зачастую посредством передачи прав на недвижимость, хозяйствующие субъекты должны информировать антимонопольный орган.

Однако в ряде случаев хозяйствующие субъекты не выполняют свои обязанности по предоставлению требуемой информации в антимонопольный орган, и соответственно совершают подобные сделки без согласия антимонопольного органа.

В связи с этим возможность доступа к содержанию правоустанавливающих документов позволит антимонопольному органу в кратчайшие сроки пресекать нарушение антимонопольного законодательства и применять к указанным хозяйствующим субъектам соответствующие санкции.

Таким образом, отсутствие в ст.ст.7, 8 Закона "О государственной регистрации" антимонопольного органа в перечне лиц, имеющих право доступа к содержанию правоустанавливающих документов является существенным недостатком в части государственного антимонопольного регулирования.

Представленный проект Федерального закона устраняет этот недостаток, способствует повышению эффективности работы антимонопольного органа, и позволяет без дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов других уровней ужесточить государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, состоянием товарных рынков, в целях недопущения их монополизации.


Финансово-экономическое обоснование


Проект Федерального закона "О внесении дополнений в статьи 7 и 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, изменение финансовых обязательств государства, а также расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и пунктами г), д) части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации финансово-экономического обоснования и заключения Правительства Российской Федерации на законопроект не требуется.


Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению
или принятию в связи с принятием данного закона.


Принятие настоящего федерального закона не повлечет за собой пересмотр федерального законодательства в части признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых нормативных правовых актов.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение