Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации
и полных кавалеров ордена Славы"
В текущем 2000-ом году исполнилось 66 лет со дня учреждения в нашей стране высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза, которое присваивалось гражданам за геройские подвиги, совершенные с риском для жизни. В 1992 году в России, в продолжение традиции, было установлено звание Героя Российской Федерации. В историю Государства золотыми страницами вписаны подвиги Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и приравненных к них полных кавалеров ордена Славы. В предвоенные годы более 580 граждан нашей страны были удостоены звания Героя, во время Великой Отечественной войны это высокое звание получили более чем 11600 человек. В послевоенные годы звания Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации присваивались летчикам-испытателям, космонавтам, полярникам, подводникам, десантникам, пограничникам, участникам военных конфликтов и боевых действий в "горячих точках", сотрудникам милиции и представителям других опасных профессий.
В настоящее время в России проживает всего 1953 Героя и полных кавалера ордена Славы, в том числе: Героев Советского Союза - 1046, из них участников войны - 905 человек, Героев Российской Федерации - 574 человека и полных кавалеров ордена Славы - 333 человека.
Начиная с момента установления звания Героя Советского Союза и вплоть до 1992 года лица, удостоенные этого звания и приравненные к ним полные кавалеры ордена Славы, использовались наибольшими законодательно установленными правами и льготами по сравнению с другими (тогда весьма немногочисленными) льготными категориями граждан - были полностью освобождены от всех видов налогов, сборов и пошлин, имели максимальные транспортные, медицинские, санаторно-курортные, жилищно-коммунальные льготы и это с пониманием воспринималось и поддерживалось обществом.
В связи с инфляцией, падением уровня жизни, изменением законодательства в 1992-93 годах экономическое и социальное положение Героев и полных кавалеров ордена Славы ухудшилось до недопустимо низкого уровня. В целях хотя бы частичного улучшения их положения в 1993 году был принят Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", который признал "особые заслуги перед государством и народом Героев и полных кавалеров ордена Славы", признал необходимость осуществления государством мер, "гарантирующих их экономическое и социальное благополучие", а также установил их статус и предоставил ряд прав и льгот. Однако за время, прошедшее с 1993 года, из-за роста стоимости жизни, высоких темпов инфляции, финансового кризиса 1998 года и роста индекса потребительских цен права и льготы для указанных лиц стали весьма низкими и существенно ниже прав и льгот некоторых других категорий граждан (судей, таможенников, прокуроров, военнослужащих, сотрудников МВД, ФСБ, судей Конституционного суда, членов Федерального собрания).
За последние 5-6 лет многие граждане России, прежде всего участники антитеррористических операций в Чечне были удостоены звание Героя посмертно и у многих из них остались родители, супруги и малолетние дети, для которых погибшие Герои были зачастую единственной опорой в жизни. Зачастую члены семей погибших (умерших) Героев оказываются в весьма непростом, а порой просто тяжелом материальном положении и назрела необходимость усилить их социальную защищенность в виде возможности получить от государства медицинское и санаторное обслуживание, а для детей Героев - обеспечить возможность получения ими бесплатно профессионального образования.
Назрела также необходимость усиления ряда прав Героев и полных кавалеров ордена Славы прежде всего в отношении права на бесплатный проезд по территории страны, права на получение земельных участков, предоставления возможности строительства жилья, а также возможности посещения государственных культурно-просветительных и зрелищных учреждений.
Дополнениями и изменениями, вносимыми проектом федерального закона предусмотрено предоставление родителям Героев (наравне с их супругами) права на получение санаторно-курортного обслуживания и на сохранение его после смерти (гибели) Героя. В перечне членов семьи, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обслуживание уточнено, что оно распространяется не только на детей в возрасте до 18 лет, но и на детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, что соответствует аналогичным определениям для членов семей, представленных в Законе "О статусе военнослужащих и членов их семей" и других.
Проектом Закона предусмотрено увеличение размеров предоставляемых Героям и полным кавалерам ордена Славы земельных участков до 0,20 га в городах и поселках городского типа (ранее было 0,10 га) и до 0,40 га в сельской местности (ранее было 0,30 га). Уточнен перечень целей для которых предоставляются земельные участки в соответствии с действующим в настоящее время перечнем целей землепользования. Предусмотрено право на получение государственных безвозмездных субсидий на цели строительства и ведения хозяйства.
В части транспортного обслуживания Закон предусматривает бесплатный личный проезд по территории страны для Героев и полных кавалеров ордена Славы 2 раза в год (ранее было 1 раз в год), а также бесплатное пользование ими залами для официальных лиц и делегаций (ранее указанные лица всегда имели это право наряду с депутатами).
Предусмотренная проектом Закона возможность для детей Героев и полных кавалеров ордена Славы быть зачисленными в суворовские и нахимовские училища, в кадетские корпуса и в высшие (в том числе военные) образовательные учреждения профессионального образования и бесплатного обучения в них, что аналогично правам, предусмотренным для детей военнослужащих ст.19 Закона "О статусе военнослужащих".
Проект Закона разъясняет ранее установленную процедуру бесплатного захоронения Героя или полного кавалера ордена Славы для чего в соответствующей статье Закона дан перечень мероприятий и действий, производимых за счет федерального бюджета (предоставление места для захоронения, подготовка и перевозка тела к месту захоронения, кремирования и погребение).
Увеличен и размер единовременного пособия, которое выплачивается супругам, родителям и детям умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы с 20 до 200 минимальных размеров месячной оплаты труда, установленных законодательством на день смерти (гибели), т.к. ранее выплачиваемая сумма намного меньше пособий, выплачиваемых членам семей военнослужащих и других категорий граждан.
В статье Закона, определяющей порядок его финансирования сделано дополнение, предписывающее расходы, связанные с исполнениям настоящего Закона, предусматривать впредь отдельной строкой в федеральном бюджете Российской Федерации, т.к. в настоящее время эти расходы учитываются в разделе "Прочие расходы", что не позволяет проконтролировать исполнение федерального бюджета в отношении указанного Закона.
В целом изменения и дополнения к Закону направлены на усиление социальной защищенности Героев и полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, позволит несколько компенсировать ухудшение их экономического и социального положения, произошедшее в связи с инфляцией и дефолтом 1998 года.
Принятие предложенного Закона несомненно будет одобрено и с пониманием воспринято обществом, и продемонстрирует реальную заботу государства о людям, чья жизнь полностью посвящена служению Родине.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации
и полных кавалеров ордена Славы"
Численность проживающих в России Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы составляет 1953 человека, при этом число их родителей, социально защищаемых настоящим Законом, не превышает 700 человек, а число детей - 1000 человек.
Реализация Закона потребует следующих дополнительных расходов федерального бюджета в год:
1. Предоставление родителям Героев и полных кавалеров ордена Славы права на бесплатное получение путевок за 25% стоимости и бесплатного проезда к месту лечения и обратно
на 1 человека: - средняя стоимость путевки - 6000 руб.
- расходы бюджета - 75% - 4500 руб.
- средняя оплата проезда к месту лечения
и обратно - 4000 руб.
Всего на 700 человек: 8500 руб. х 700 = 5950000 руб.
2. Увеличение числа детей Героев и полных кавалеров ордена Славы, получающих путевки, ежегодно не превысит 100 человек. Общие расходы составят:
всего: 8500 руб. х 100 = 850000 руб.
3. Дополнительные расходы на ежегодный проезд по территории страны для Героев и полных кавалеров ордена Славы составят:
5000 руб. х 1953 чел. = 9715000 руб.
4. Размеры безвозмездных субсидий на строительство будут установлены Правительством РФ, но исходя из оценочных расчетов можно принять:
- средний размер субсидий - 300000 руб.
- количество ежегодных получателей - 150 чел.
- всего 300000 х 150 чел. = 45000000 руб.
5. Дополнительные расходы бюджета на выплату единовременных пособий членам семьи умерших (погибших) Героев и полных кавалеров ордена Славы с учетом того, что согласно статистике ежегодно уходят из жизни около 50 человек, у которых остается (в среднем) 3 получателя пособия, составляет:
- на 1 человека - 23400 руб.
- всего 23400 руб. x 150 = 3410000 руб.
Общие дополнительные расчетные расходы бюджета составят:
5950000 руб. + 850000 руб. + 9715000 руб. + 45000000 руб.
+ 3410000 руб. = 64925000 руб.
Реальные расходы по пп.1 - 3 фактически всегда бывают меньше расчетных в связи с тем, что далеко не все Герои, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей ежегодно используют эти льготы, а денежная компенсация за них не предусмотрена.
Наибольшие дополнительные расходы относятся к субсидиям на строительство и затраты на эти цели могут быть оптимизированы Постановлением Правительства РФ, что и предусмотрено проектом Закона.
Учитывая, что общие расходы на реализацию ныне действующего Закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" систематически снижаются в связи с уходом из жизни старшего поколения, дополнительные расходы на реализацию Закона с учетом предлагаемых дополнений будут существенно меньше приведенных в расчете и одновременно приведут к достижению положительного социального эффекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.