Пояснительная записка к проекту федерального закона N 90059069-3 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации
и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного
фонда Российской Федерации"


Концептуально законопроект предусматривает, путем внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации (пункты 1, 2 и 4 статьи 292) и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации (статьи 1 и 2), создание дополнительных условий для законодательного обеспечения прав граждан Российской Федерации в сфере жилищных отношений, что обусловлено следующим.

1. В отношениях, складывающихся при осуществлении гражданами правомочий владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, наряду с собственником жилья в целом ряде случаев выступают лица, имеющие самостоятельное право на данное жилище. В соответствии со статьей 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.

Жилищный кодекс РСФСР, действующий с 1983 года, не позволяет обеспечить права и интересы членов семьи собственника жилья и не в полной мере права самого собственника. Представляется, что в новом Жилищном кодексе Российской Федерации права членов семьи собственника должны получить достаточно подробное урегулирование с тем, чтобы была возможной их защита при обязательной одновременной защите прав и интересов собственника.

Вместе с тем, уже в настоящее время возможно в некоторой степени решить вопрос об обеспечении законных прав и интересов собственника жилья в рамках гражданского законодательства. В частности, это возможно путем внесения дополнения, предлагаемого проектом, в пункт 1 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив для дееспособных членов семьи собственника, проживающих с ним, солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. При этом в Гражданском кодексе Российской Федерации остался неурегулированным вопрос о правилах, применяемых к отношениям между новым собственником жилого дома или квартиры и членами семьи прежнего собственника. Предлагаемое проектом дополнение в указанный пункт названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающее положение о распространении правил о договоре найма жилого помещения к указанным отношениям, позволит восполнить данный пробел.

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации обеспечивая защиту несовершеннолетних, дееспособность которых возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (за исключением случаев эмансипации и вступления в брак), не предусматривает защиту соответствующего права граждан, признанных в установленном порядке недееспособными (вследствие психического расстройства - статья 29 ГК РФ) либо не полностью дееспособными (вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами - статья 30 ГК РФ).

Отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации упоминания о правах членов семьи собственника жилья, признанных недееспособными или не полностью дееспособными, фактически и юридически означает, что их права защищены не достаточным образом. Данное обстоятельство противоречит не только принципу социальной справедливости и здравому смыслу, но и в значительной степени Конституции Российской Федерации, предусматривающей охрану государством прав и свобод человека и гражданина, в том числе и признанного недееспособным либо не полностью дееспособным. Предусмотренные проектом изменения в пункт 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации позволят создать необходимые предпосылки для обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов таких лиц.

При этом следует отметить, что понятие "несовершеннолетние" было исключено вследствие его охвата содержанием понятий "недееспособные" и "не полностью дееспособные".

4. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 3 статьи 244) общая собственность предполагается долевой. При этом совместная собственность (без выделения долей) возможна только в случаях, установленных законом (собственность супругов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также имущество общего пользования, приобретенное или созданное садоводническим, огородническим или дачным некоммерческим товариществом у членов соответствующих товариществ).

При анализе норм Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" нельзя не обратить внимания на положение статьи 2, где указано, что при приватизации "жилые помещения передаются в общую собственность" и в скобках - "совместную и долевую", то есть речь идет о договоре между приватизационными органами и гражданами, проживающими в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда, о приобретении последними в собственность жилого помещения. Между тем в Гражданском кодексе Российской Федерации прямо говорится о случаях, установленных законом (а не соглашением сторон). Поэтому приватизация жилого помещения в совместную собственность возможна, но только в случаях, когда участниками приватизации выступают лица, которым законодательными актами предоставлена возможность осуществления права общей совместной собственности (супруги или члены крестьянского (фермерского) хозяйства).

Вместе с тем, на практике вышеуказанные положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не всегда трактуются однозначно. Неопределенность указания названного Закона на то, что возможна приватизация жилища в общую совместную собственность совместно проживающих граждан независимо от наличия у них брачных отношений, трактуется как третья возможность образования общей совместной собственности (наряду с собственностью супругов и членов крестьянского (фермерского) хозяйства). При этом возникновение права общей совместной собственности у лиц по договору нарушает само существо совместной собственности, и самое главное, делает неопределенными отношения участников таких соглашений (отсутствие долей, предположение получения согласия в приобретении прав и обязанностей от имени всех собственников и др.).

Данным проектом предлагается исключить из статьи 2 вышеназванного Закона указание на предоставление участникам приватизации жилого помещения права выбора вида собственности - общей совместной или долевой, что позволит в дальнейшем избежать неправильного толкования вышеуказанных положений Закона и позволит привести его в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.

5. В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (часть первая статьи 2) называет граждан:

во-первых, проживающих в жилом помещении по договору социального найма;

во-вторых, проживающих в жилом помещении по договору аренды (коммерческого найма).

Выведение указанной второй категории лиц (проживающих по договору аренды) из сферы действия вышеназванного Закона, как это предлагается проектом, представляется необходимым поскольку предоставление данным лицам права бесплатной приватизации не укладывается в идеологию приватизации как "возвращения долгов".

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х годов, и заключению договоров аренды не предшествовало соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность, и т.п., то есть то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, данная ситуация сдерживает органы местного самоуправления в их стремлении передать часть своего жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Следует также обратить внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами, что тоже противоречит идеологии возвращения долгов. При этом устранение данного недостатка не требует значительных изменений действующего законодательства Российской Федерации - достаточно в статьях 1 и 2 вышеуказанного Закона к слову "гражданин" добавить слова "Российской Федерации".


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации
"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"


Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.


Перечень
законодательных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению
в случае принятия Федерального закона "О внесении изменений
и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации
и Закон Российской Федерации "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации"


В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты, а также признания их утратившими силу.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение