Пояснительная записка к проекту федерального закона N 90065753-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" (не действует)

Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О налоге на операции с ценными бумагами"


В связи с изменениями в законодательных актах Российской Федерации, имевшими место в 1998-1999 годах, предлагается внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами", обусловленные следующим.

Согласно статье 2 указанного Закона номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, освобождена от обложения данным налогом. В условиях отсутствия в законодательстве четкого определения понятия "первичная эмиссия" практическое применение этой нормы оказалось затруднено, в связи с чем предлагается внести в данный законодательный акт дополнительные положения.

Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется на основании постановлений Правительства Российской Федерации и не требует государственной регистрации.

В связи с вступлением в силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" порядок регистрации эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления существенно изменен. Согласно статье 9 данного Федерального закона государственной регистрации подлежат только условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, В соответствии со статьей 11 решение о выпуске ценных бумаг, содержащее, в частности, объем выпуска, принимается эмитентом ценных бумаг - Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования самостоятельно без регистрации в Минфине России.

Вместе с тем в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства, привлекаемые субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями при размещении ценных бумаг являются источником финансирования дефицита их бюджетов. Уплата ими налога по сути означает использование части привлеченных в результате осуществления такого выпуска средств, тогда как они должны направляться на финансирование соответствующих бюджетных расходов.

В связи с изложенным предлагается освободить субъекты Российской Федерации и муниципальные образования от уплаты налога на операции с ценными бумагами, поскольку при регистрации условий эмиссии фактически отсутствует объект обложения налогом.

Статьей 34 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" предусматривается освобождение промышленных предприятий Российской Федерации от уплаты налога на операции с ценными бумагами, размещаемыми в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами.

Исходя из норм вышеназванного Федерального закона предлагается освободить акционерные общества от уплаты налога на операции с ценными бумагами по эмитированным ценным бумагам, переданным и (или) обремененным в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора эмитента с соответствующим органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии.

В настоящее время ряд организаций имеет неисполненную обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами по выпускам ценных бумаг, которые переданы уполномоченным органам государственной власти в качестве обеспечения погашения задолженности этих организаций перед бюджетами всех уровней за 1995-1997 годы по договорам о реструктуризации такой задолженности.

Уплата налога на операции с ценными бумагами, выпуск которых связан с реструктуризацией задолженности перед бюджетами, лишена экономического смысла, поскольку такие ценные бумаги не размещаются среди акционеров (заемщиков), а находятся в течение срока действия договора о реструктуризации у соответствующего органа государственной власти.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством при неразмещении выпуска ценных бумаг в течение года такой выпуск аннулируется и ФКЦБ России будет регистрировать новые выпуски ценных бумаг столько раз на сколько лет рассчитаны договоры о реструктуризации. Следовательно, столько же раз будет возникать новая обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами.

Вместе с тем по выпускам ценных бумаг, зарегистрированным до вступления в силу Федеративного закона "О федеральном бюджете на 2000 год", возникшая в момент регистрации этих выпусков обязанность по уплате налога на операции с ценными бумагами может быть прекращена только путем внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами".

Дата 26 ноября 1998 года, с которой предлагается распространить действие абзаца десятого пункта 1 статьи 1 законопроекта на правоотношения по регистрации и выпуску ценных бумаг, является наиболее ранней датой регистрации выпуска ценных бумаг акционерного общества, эмитированных в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней.

Кроме того, предлагаемые в законопроекте нормы устанавливают порядок уплаты налога в случае невыполнения указанными организациями условий реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней.


Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О налоге на операции с ценными бумагами"


В обоснование предложения об освобождении от уплаты налога на операции с ценными бумагами государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг необходимо отметить следующее. Данный вид налога является федеральным и полностью зачисляется в федеральный бюджет.

В связи с последствиями финансового кризиса, осуществлением реструктуризации государственного долга, высокой стоимостью заимствований субъекты Российской Федерации практически не имели возможности осуществлять новых заимствований на финансовом рынке путем выпуска облигаций с конца 1998 года. В этих условиях в течение 1999 года большинство субъектов Российской Федерации было вынуждено приступить к реструктуризации своего долга путем замены ранее выпущенных долговых обязательств на облигации с более поздними сроками погашения. В 1999 году регионами практически не осуществлялось размещение новых займов (кроме эмиссии выпусков ценных бумаг в рамках проведения реструктуризации долга). Так, в 1999 г. субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями был уплачен налог на операции с ценными бумагами в сумме 50 млн. рублей, в том числе 48,5 млн. рублей по выпускам, связанным с реструктуризацией ранее выпущенных долговых обязательств.

Необходимость уплаты налога на операции с ценными бумагами еще более увеличивала стоимость обслуживания заимствований субъектов Российской Федерации и затрудняла проведение реструктуризации имеющегося долга, а также финансирование прочих расходов их бюджетов и в этом смысле была лишена логики.

Отмена уплаты налога на операции с ценными бумагами позволит субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при осуществлении эмиссии ценных бумаг направлять привлекаемые средства на финансирование расходов их бюджетов в полном объеме, то есть без сок-ращения на сумму уплачиваемого налога. Это позволит указанным заемщикам, осуществляя привлечение средств в рамках законодательства Российской Федерации и утвержденных законов о бюджете на соответствующий год, заместить часть средств, привлекаемых их федерального бюджета, собственными заемными источниками.

Предложение освободить от уплаты налога на операции с ценными бумагами номинальную стоимость выпусков ценных бумаг организаций, выпускаемых в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней, в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти не повлечет за собой потерь федерального бюджета, поскольку соответствующая норма содержится в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год". Следовательно, суммы данного налога по выпускам ценных бумаг в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней в доходах федерального бюджета на 2000 год не планировались. Кроме того, согласно предлагаемому законопроекту при нарушении условий реструктуризации налог должен уплачиваться.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.