Проект федерального закона N 95371-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в части изменения статуса судей Конституционного Суда и уточнения механизма исполнения решений Конституционного Суда) (внесен Президентом РФ) (подписан Президентом РФ) (не действует)

Проект федерального закона N 95371-3
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст.1447; 2001, N 7, ст.607) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 15 изложить в следующей редакции:

"Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, а также за принятое Конституционным Судом Российской Федерации решение.".

2. Из пункта 1 части первой статьи 17 слова "Конституционного Суда Российской Федерации" исключить.

3. В статье 79:

часть первую дополнить словами ", если иной срок специально в нем не оговорен";

часть четвертую изложить в следующей редакции:

"В случае если из решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором нормативный акт признан неконституционным, вытекает необходимость отмены (изменения) нормативного акта, а также устранения возникшего пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие нормативный акт, признанный неконституционным, обязаны принять новый нормативный акт, содержащий в том числе положение о признании утратившим силу не действующего в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативного акта, или внести изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.".

4. Статью 80 изложить в следующей редакции:

"Статья 80. Обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законодательства в соответствие с решениями Конституционного Суда Российской Федерации

В случае если из решения Конституционного Суда Российской Федерации, в котором нормативный акт признан неконституционным, вытекает необходимость отмены (изменения) нормативного акта, а также устранения возникшего пробела в правовом регулировании:

1) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обязана в течение шести месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации либо в течение иного предусмотренного этим решением срока принять новый федеральный конституционный закон, федеральный закон или ряд взаимосвязанных законов либо внести изменения и дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Правительство Российской Федерации вносит соответствующий законопроект в Государственную Думу в течение трех месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если в Государственную Думу внесен аналогичный законопроект другими субъектами законодательной инициативы, Правительство Российской Федерации вправе отложить внесение подготовленного законопроекта до принятия Государственной Думой решения по аналогичному законопроекту. В случае отклонения Государственной Думой внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта Правительство Российской Федерации в течение месяца вносит в Государственную Думу законопроект, доработанный с учетом мотивов отклонения;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обязаны в течение двух месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации либо в течение иного указанного в этом решении срока принять новый нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо внести изменения и дополнения в акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан в течение шести месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации либо в течение иного предусмотренного этим решением срока внести необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, принять новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов субъекта Российской Федерации либо внести изменения и дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации внесен аналогичный законопроект другими субъектами законодательной инициативы, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе отложить внесение подготовленного законопроекта до принятия законодательным органом решения по аналогичному законопроекту. В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации внесенного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) законопроекта высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение месяца вносит в законодательный орган законопроект, доработанный с учетом мотивов отклонения. Если по истечении шести месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не выполнено решение Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан в течение месяца со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации либо в течение иного указанного в этом решении срока отменить нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принять новый нормативный акт либо внести изменения и дополнения в акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации либо в течение иного указанного в этом решении срока органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не выполнено решение Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством.".

5. В статье 87:

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте (договоре), признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. При этом признание нормативного акта или договора субъекта Российской Федерации либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов или заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения и признаны неконституционными. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.";

дополнить статью частью третьей следующего содержания:

"В случае если в течение месяца со дня опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации соответствующий нормативный акт не будет отменен, а действие договора не будет прекращено, уполномоченные на то федеральным законом государственные органы и должностные лица обращаются в соответствующий федеральный суд общей юрисдикции с требованием о признании такого нормативного акта или договора недействующим.".


Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение