Проект федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (подписан Президентом РФ) (принят в первом чтении 24.04.1997) (не действует)

Проект федерального закона
"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"


Досье на проект федерального закона

См. пояснительную записку

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.


Глава I. Общие положения


Статья 1. Муниципальная должность

1. Муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

2. Муниципальные должности подразделяются на:

- выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также в результате решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления из числа лиц, избранных в результате муниципальных выборов в состав этого органа местного самоуправления;

- должности муниципальной службы, замещаемые в результате поступления на муниципальную службу в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.


Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, а также профессиональная деятельность на постоянной основе должностных лиц местного самоуправления.

Должность муниципальной службы - муниципальная должность с установленным кругом обязанностей и денежным содержанием за счет средств местного бюджета, замещаемая на постоянной профессиональной основе путем заключения трудового договора.

Должностями муниципальной службы признаются также должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций, назначаемых органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления.

2. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Федеральным законом не устанавливается.


Статья 3. Право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области муниципальной службы

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области муниципальной службы относятся:

1) принятие и изменение федеральных законов об основах муниципальной службы, контроль за их соблюдением;

2) принятие федеральных программ развития муниципальной службы;

3) установление ограничений, связанных с муниципальной службой, в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации;

4) регулирование и защита прав граждан на равный доступ к муниципальной службе;

5) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления в области муниципальной службы;

6) установление и обеспечение федеральных гарантий для муниципальных служащих.


Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области муниципальной службы

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области муниципальной службы:

1) принятие и изменений законов субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, контроль за их соблюдением;

2) принятие территориальных программ развития муниципальной службы;

3) установление и обеспечение гарантий субъекта Российской Федерации для муниципальных служащих;

4) установление соотношения должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы субъекта Российской Федерации.


Статья 6. Предметы ведения муниципального образования в области муниципальной службы

1. Предметы ведения муниципального образования в области муниципальной службы:

1) регулирование статуса муниципального служащего, условий и порядка прохождения муниципальной службы, управления муниципальной службой, требований к должностям муниципальной службы уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации;

2) организация муниципальной службы;

3) установление и обеспечение гарантий муниципального образования для муниципальных служащих.

2. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы муниципальной службы, не исключенные из их ведения и не-отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.


Статья 7. Законодательная основа муниципальной службы

1. Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов муниципальной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

3. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.


Статья 8. Основные принципы муниципальной службы

Муниципальная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий;

4) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

4) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

5) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

6) внепартийности муниципальной службы.


Статья 9. Финансирование муниципальной службы

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.


Глава II. Основы статуса муниципального служащего


Статья 10. Муниципальный служащий

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы на постоянной профессиональной основе.

Лица, не замещающие должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.


Статья 11. Классификация должностей муниципальной службы

Должности муниципальной службы устанавливаются уставами муниципальных образований или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.


Статья 12. Квалификационные разряды муниципальных служащих

1.Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

2. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципального служащего на иные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также при увольнении муниципального служащего со службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.


Статья 13. Права и обязанности муниципального служащего

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.


Статья 14. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Федерального Собрания Российской Федерации; депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации в случае осуществления полномочий на постоянной основе; депутатом представительных органов местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организации;

5) быть поверенным или представителем по третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за выступления и публикации в качестве муниципального служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

9) выезжать, в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными организациями;

10) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, организаций.

2. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

3. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.


Статья 15. Сведения о доходах муниципального служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности

Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.


Статья 16. Поощрение муниципального служащего

Виды поощрений и условия их применения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.


Статья 17. Ответственность муниципального служащего

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на .муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.


Статья 18. Гарантии для муниципального служащего

1. Муниципальному служащему гарантируются:

1) условия работы, обеспечивающие ему исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе и после выхода на пенсию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

2. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата работников муниципальному служащему предоставляются гарантии не ниже уровня гарантий, установленных федеральным законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения численности или штата работников.


Статья 19. Денежное содержание муниципального служащего

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.


Статья 20. Отпуск муниципального служащего

1.Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

2. Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

3. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Статья 21. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи

1. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с должности муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемым федеральным законом.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учетом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего с использованием средств местного бюджета в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.


Статья 22. Стаж муниципальной службы

1. В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях.

Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего.

Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.


Статья 23. Прохождение муниципальной службы

Порядок поступления на муниципальную службу и нахождения на муниципальной службе определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъекта Российской Федерации.


Глава III. Заключительные и переходные положения


Статья 24. О вступлении в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

2. Предложить законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу принять законы о муниципальной службе.


Статья 26. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. Впредь до принятия субъектами Российской Федерации законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов Российской Федерации, могут регулироваться уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Ограничения, установленные подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, не распространяются на муниципальных служащих, избранных депутатами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, депутатами представительных органов местного самоуправления до вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Президент Российской Федерации



Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.