Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ

Обоснование необходимости принятия поправки к Конституции Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации провозглашает федерализм и народовластие основами конституционного строя Российской Федерации. С учетом этих принципов в России на всех уровнях формируются органы представительной и исполнительной власти. Главным инструментом народовластия является следование при формировании органов местного самоуправления, законодательных органов государственной власти, избрании высших должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации и Президента Российской Федерации принципу общих прямых выборов населением страны.

Однако практика формирования Совета Федерации последнего года показала, что под угрозу ставится фундаментальная основа Российской государственности, а именно, роль членов Совета Федерации как представителей субъектов Российской Федерации, и роль Совета Федерации в целом, как средоточия государственной мудрости, взвешенности, противовеса политическим интригам, центра интеграции региональных интересов.

В этих условиях необходимо предпринять переход к прямым выборам членов Совета Федерации народом каждого субъекта Российской Федерации.

При подготовке текста Конституции России в 1993 г. была допущена такая формулировка части 2 статьи 95, которая фактически блокирует возможность прямых выборов Совета Федерации.

Именно эта формулировка - "по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти" - позволила Федеральному центру провести новый способ формирования Совета Федерации, который начинался как благое намерение, а закончился появлением угрозы для провозглашаемой Конституцией и ожидаемой населением субъектов Российской Федерации роли верхней палаты Федерального Собрания в защите региональных интересов. Кроме того, существующий в настоящее время принцип формирования Совета Федерации лишает его членов самостоятельности и независимости, ставя их перед перспективой отстранения от исполнения полномочий в случае конъюнктурного неудовольствия его деятельностью относительно небольшой (по сравнению с населением региона) группой депутатов, либо губернатором "под нажимом" недовольного Федерального центра.

Никакие предлагаемые решения проблемы выборности Совета Федерации при сохранении этой формулировки не выдерживают критики с точки зрения фундаментальных основ Российской государственности - народовластия и федерализма. Наиболее рациональным и соответствующим духу Конституции Российской Федерации было бы установление выборов членов Совета Федерации непосредственно населением, проживающим на территории субъектов Российской Федерации, что требует внесения изменений в статьи 95, 96 и 97 Конституции Российской Федерации.

 

Перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие поправки к Конституции Российской Федерации

 

В случае принятия поправки к Конституции Российской Федерации необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и принять Федеральный закон "О выборах членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".