Проект федерального закона
"Об основах деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах и
других войсках Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Настоящим федеральным законом определяются условия организации и совместной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках правоохранительных органов, в том числе особенности, определяемые значимостью для государства задач, решаемых Вооруженными Силами.
В целях повышения эффективности деятельности этих органов устанавливаются правовые основания их независимости порядок взаимодействия принципы комплектования, обеспечения и кадровой политики, регламентируются формы гражданского контроля за их деятельностью.
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Особенности деятельности правоохранительных органов в
вооруженных силах
Глава 3. Особенности комплектования и обеспечения действующих в войсках
правоохранительных органов
Глава 4. Особенности прохождения службы личным составом действующих в
войсках правоохранительных органов
Глава 5. Переходные положения
Глава 6. Заключительные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие правоохранительной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках
Правоохранительная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках представляет собою осуществляемую предусмотренными федеральными законами средствами и методами деятельность правомочных государственных органов по правовому обеспечению в пределах своей компетенции законных прав и интересов военнослужащих, находящихся на сборах военнообязанных, членов семей этих лиц, по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений, а также расследованию уголовных дел о преступлениях.
Статья 2. Правоохранительные органы, действующие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках
В Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных, внутренних и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны Российской Федерации войсках (в дальнейшем Вооруженные Силы) правоохранительную деятельность осуществляют федеральные органы безопасности, военной прокуратуры, военной полиции и действующие в войсках органы дознания Вооруженных Сил.
Деятельность структур иных государственных правоохранительных органов в Вооруженных Силах не допускается. При возникновении необходимости все материалы в отношении совершивших правонарушения военнослужащих или по фактам правонарушений, имевших место в Вооруженных Силах, направляются в военный суд, либо передаются для разрешения в органы военной полиции или военному прокурору, обладающими исключительной компетенцией по данным вопросам.
Статья 3. Осуществление судебной власти в Вооруженных Силах
Судебную власть в Вооруженных Силах осуществляют военные суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации.
Их деятельность регламентируется законодательством Российской Федерации о судебной власти.
Статья 4. Правовые основы деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах
Деятельность правоохранительных органов в Вооруженных Силах регламентируется Конституцией Российской Федераций, настоящим Федеральным законом, законодательством о прокуратуре, о военной полиции, федеральной службе безопасности, иными федеральными законами и изданными в их развитие нормативно-правовыми актами.
При этом деятельность в Вооруженных Силах структур федеральных органов безопасности и органов дознания воинских частей, учреждений, заведений, предприятий и организаций (далее - воинские части), в полном объеме регламентируется соответственно федеральными законами "О Федеральной службе безопасности" и "Об органах дознания в Вооруженных Силах и других привлекаемых для выполнения задач в области обороны страны войсках".
Статья 5. Задачи правоохранительных органов, действующих в Вооруженных Силах
Деятельность правоохранительных органов в Вооруженных Силах направляется на укрепление законности и правопорядка в войсках и предупреждение посягательств на их боеспособность и боеготовность, а также предупреждение и пресечение нарушений прав и законных интересов военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных и членов семей этих лиц, гражданского персонала Вооруженных Сил и других граждан.
Статья 6. Принципы деятельности правоохранительных органов в Вооруженных Силах
Действующие в Вооруженных Силах (далее также - в войсках) правоохранительные органы осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от федеральных и местных органов власти, общественных и политических организаций, объединений и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации и ее субъектов законами.
В своей деятельности в Вооруженных Силах правоохранительные органы руководствуются также общепризнанными нормами международного права, принципами гуманизма и социальной справедливости, неотвратимости ответственности за правонарушения, уважения прав и свобод граждан, личной ответственности за организацию работы по предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах, невмешательства в политическую деятельность.
Свою деятельность руководители всех звеньев органов военной полиции и военной прокуратуры строят на основе планового подхода к осуществлению надзорных и контрольных мероприятий в войсках, и в зависимости от состояния преступности и законности в данном регионе и на конкретном объекте.
О результатах своей деятельности, состоянии законности и преступности руководители действующих в войсках органов военной полиции и военной прокуратуры систематически сообщают в государственные и общественно-политические структуры, информируют население.
Статья 7. Организационное строение правоохранительных органов в Вооруженных Силах
Действующие в Вооруженных Силах правоохранительные органы строятся на основе принципов территориально-региональной дислокации, вертикального подчинения вышестоящим органам, вплоть до федеральных, а также структурной обособленности от войсковых формирований, в которых они действуют.
Статья 8. Участие в правотворческой деятельности
Руководители действующих в войсках правоохранительных органов вправе вносить в законодательные органы и субъектам законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативно-правовых актов.
Такое же право предоставляется указанным лицам в отношении нормативных актов соответствующих структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе воинские формирования.
Статья 9. Гражданский контроль за деятельностью функционирующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
В целях предоставления органам федеральной законодательной и исполнительной власти объективной и полной информации руководители органов военной прокуратуры и военной полиции дважды в течение календарного года представляют отчеты о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах, а также принимаемых по предупреждению правонарушений мерах Президенту Российской Федерации и председателям каждой из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
При этом руководители Федеральной службы военной полиции и Генеральной прокуратуры Российской Федерации организуют тесное взаимодействие с Уполномоченным Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по правам человека и Комитетами Государственной Думы по обороне и по безопасности, а также с Уполномоченным по правам человека при Президенте Российской Федерации по вопросам своевременного и в полном объеме информирования высших органов государственной представительной и исполнительной власти о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах, а при необходимости и для совместных выездов в войска с целью ознакомления с состоянием дел и проверки обращений граждан по вопросам предупреждения правонарушений, соблюдения законных прав и интересов военнослужащих и других граждан.
Глава 2. Особенности деятельности правоохранительных органов в
вооруженных силах
Статья 10. Взаимодействие государственных органов в предупреждении правонарушений в войсках
Организация работы по предупреждению правонарушений в войсках возлагается на руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих воинские формирования, командующих видами и родами войск, территориальными формированиями и объединениями, командиров (начальников) воинских частей и соединений, а также учреждений, заведений и предприятий Вооруженных Сил.
Действующие в войсках правоохранительные органы принимают участие в разработке Министерством обороны и другими федеральными органами исполнительной власти, имеющими воинские формирования, а также их структурными подразделениями, мер по предупреждению правонарушений, укреплению законности и правопорядка в войсках, правовому воспитанию военнослужащих.
При решении предусмотренных законодательством задач действующие в войсках правоохранительные органы организовывают тесное взаимодействие между собою, а также с соответствующими структурами федеральных и местных органов власти. При осуществлении этого взаимодействия государственные органы обязаны предоставлять необходимую информацию, оказывать содействие в организации работы, планировать и осуществлять совместные мероприятия, обеспечить обмен положительным опытом работы, а также проводить другие действия, направленные на предупреждение правонарушений в Вооруженных Силах.
Статья 11. Координация деятельности по предупреждению правонарушений в войсках
В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах устанавливается координация этой работы, которая осуществляется органами военной прокуратуры соответствующего уровня.
Для организации координационной деятельности по предупреждению правонарушений в войсках органами военной прокуратуры созываются на соответствующих уровнях координационные совещания с участием представителей органов Федеральной службы военной полиции, федеральной службы безопасности, командования воинских частей, а также территориальных учреждений прокуратуры, внутренних дел, а при необходимости, и других органов, общественных организаций, частных лиц и заинтересованных граждан.
Осуществляя полномочия по координации деятельности по предупреждению правонарушений в Вооруженных Силах руководитель соответствующего органа военной прокуратуры имеет право:
- заслушивать руководителей и иных должностных лиц подконтрольных воинских частей и учреждений по вопросам предупреждения правонарушений на специально созываемых не реже одного раза в квартал координационных совещаниях;
- требовать от соответствующих правомочных руководителей проведения конкретных мероприятий по устранению причин и предупреждению правонарушений в войсках и контролировать их выполнение;
- оценивать состояние работы по предупреждению правонарушений в поднадзорных воинских частях и учреждениях и предавать гласности свои выводы, при необходимости ставить перед правомочным командованием обязательные для безотлагательного рассмотрения вопросы о привлечении к дисциплинарной ответственности и соответствии занимаемой должности лиц, не принимающих необходимых мер по предупреждению правонарушений;
- планировать совместные с другими правоохранительными органами и структурами исполнительной власти мероприятия по предупреждению правонарушений в войсках и контролировать их выполнение;
- предлагать вышестоящим должностным лицам действующих в войсках правоохранительных органов рассмотреть вопросы повышения эффективности деятельности соответствующих подчиненных структур.
Статья 12. Взаимодействие действующих в войсках правоохранительных органов с общественными организациями
Руководители и должностные лица органов военной полиции и военной прокуратуры тесно контактируют в своей работе с общественными организациями родителей военнослужащих и другими объединениями, имеющими в качестве уставных целей защиту прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, предупреждение преступлений и происшествий в Вооруженных Силах.
При этом на основании мотивированной просьбы руководства этих общественных организаций и по решению руководителя соответствующего правоохранительного органа допускается совместное с ним ознакомительное посещение лицами, уполномоченными названными общественными организациями, воинских частей и подразделений, беседы с командованием и личным составом, а также совместное с командованием подведение итогов этих мероприятий и принятие совместных решений.
Статья 13. Организация предупредительно-профилактической и правовоспитательной работы в войсках
Всей своей деятельностью сотрудники функционирующих в войсках правоохранительных органов способствуют воспитанию военнослужащих, должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения конституционных обязанностей, действующего законодательства, моральных норм и правил.
Должностные лица действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов участвуют в проводимых командованием мероприятиях по правовому воспитанию военнослужащих, организуют собственную работу по предупреждению правонарушений в войсках. В этих целях проводятся коллективные и индивидуальные занятия, организовывается прием посетителей, правоинформационная, консультационная работа и другие мероприятия.
Статья 14. Обязательность проведения надзорных и контрольных проверок
В обязательном порядке органами военной прокуратуры и военной полиции проводятся в войсках соответственно надзорные и контрольные проверки по вопросам предупреждения травматизма и несчастных случаев с людьми, состояния боеготовности, а также обеспечения личного состава положенными видами довольствия.
Систематически, не реже одного раза в месяц, военными прокурорами проводятся проверки законности содержания арестованных на гауптвахтах и в дисциплинарных частях, а также соответствия действующему законодательству приказов, издаваемых соответствующими командирами и начальниками.
Статья 15. Обязательность проведения предварительного расследования и предъявления гражданских исков в интересах государства
Установление обстоятельств гибели или насильственной смерти военнослужащих, а также причинения им тяжких или менее тяжких телесных повреждений производится только в процессе предварительного следствия.
По уголовным делам о преступлениях, последствиями которых явились смерть или причинение потерпевшему телесных повреждений, впредь до принятия федерального закона "Об ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья или лишением жизни потерпевшего" органы военной прокуратуры предъявляют от имени государства регрессный иск к виновному в размере выплаченной государством суммы страхового и единовременного пособия потерпевшему, либо членам его семьи.
Статья 16. Обязательность исполнений требований органов военной полиции и военной прокуратуры по вопросам предупреждения правонарушений в войсках
Требования органа военной полиции или военной прокуратуры об устранении выявленных в ходе предварительного следствия, надзорной либо контрольной проверки нарушений законодательства, а также о принятии мер по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности виновных лиц, обязательны для исполнения в десятидневный срок, о чем сообщается в соответствующий правоохранительный орган.
Правомочное командование Вооруженных Сил обязано учитывать мнение соответствующего руководителя органа военной полиции и военного прокурора при назначении на должность от командира воинской части и выше.
Статья 17. Право сотрудников военной полиции и военной прокуратуры на беспрепятственное посещение объектов Вооруженных Сил
Сотрудники военной полиции и военной прокуратуры вправе беспрепятственно посещать территории находящихся в районе их ответственности воинских частей и военных объектов, включая особо режимные, в любое время и без предварительного уведомления командования.
Отказ в пропуске на территорию воинской части или военного объекта сотрудника военной" полиции или военной прокуратуры, а равно задержка такого посещения на срок, свыше необходимо для изучения предъявленного служебного удостоверения, рассматривается как воспрепятствование законной деятельности этих органов и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Статья 18. Особенности деятельности в Вооруженных Силах федеральных органов безопасности
Функционирующие в войсках Российской Федерации органы федеральной службы безопасности обязаны с использованием присущих им методов и средств оказывать содействие органам военной полиции и военной прокуратуры в пресечении, раскрытии и расследовании тяжких преступлений, а также предупреждении в целом правонарушений и нарушений законности в Вооруженных Силах.
Статья 19. Особенности деятельности в войсках органов дознания Вооруженных Сил
Органы дознания Вооруженных Сил, подчиненные соответствующему командованию, проводят следственные и оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Пои этом по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно, они вправе проводить дознание, а по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым является обязательным, действуют, после возбуждения уголовного дела, только на основании поручений ведущих расследование органов военной полиции и военной прокуратуры.
По мотивированному запросу органов военной прокуратуры или военной полиции органы дознания Вооруженных Сил обязаны обеспечить выделение необходимого количества личного состава, специалистов, транспорта и других технических средств, а также выполнение иных поручений, обусловленных расследованием уголовных дело, проведением надзорных и контрольных проверок.
Глава 3. Особенности комплектования и обеспечения действующих в войсках
правоохранительных органов
Статья 20. Комплектование действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Комплектование действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов производится на контрактной основе.
Особенности комплектования действующих в войсках правоохранительных органов в переходный период регламентируются настоящим законом.
Статья 21. Особенности организационной структуры органов военной полиции и военной прокуратуры
В органах военной прокуратуры и военной полиции устанавливается единый территориальный принцип дислокации по схеме: центральное (федеральное) управление - региональное (окружное) звено - территориальное (гарнизонное) звено.
Численность центрального аппарата указанных структур не должна превышать пяти процентов от их общей штатной численности.
Не допускается создание структур этих органов в каких-либо федеральных органах исполнительной власти, видах (за исключением Ракетных войск стратегического назначения) и родах Вооруженных Сил, а также в войсковых объединениях.
Количественный состав органов военной полиции и военной прокуратуры определяется Президентом Российской Федерации пропорционально численности войск, в которых они осуществляют свою деятельность.
Статья 22. Финансирование правоохранительных органов, действующих в Вооруженных Силах
Действующие в Вооруженных Силах органы военной полиции и военной прокуратуры, входящие в систему федеральных правоохранительных органов, в численность Вооруженных Сил не включаются.
Финансирование действующих в войсках правоохранительных органов осуществляется целевым назначением по отдельным позициям из бюджетных средств, выделяемых для обеспечения деятельности правоохранительных органов. При этом органы военной прокуратуры и военной полиции финансируются по отдельным позициям, в которых детально расшифровываются денежные затраты, необходимые для их функционирования.
Статья 23. Материально-техническое обеспечение действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Действующие в войсках правоохранительные органы обеспечиваются служебными помещениями, средствами связи и транспорта, другими материально-техническими средствами целевым порядком через соответствующие довольствующие органы и службы Вооруженных Сил в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации нормами.
Сотрудники этих правоохранительных органов, проходящий военную службу, обеспечивается денежным, продовольственным, вещевым и другими видами довольствия согласно норм, установленных Правительством Российской Федерации, через соответствующие органы материально-технического снабжения Вооруженных Сил.
Статья 24. Денежное содержание сотрудников действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Размеры должностных окладов сотрудникам военных прокуратур, органов военной полиции устанавливаются в процентном соотношении к окладам соответственно Генерального прокурора Российской Федерации и Директора Федеральной службы военной полиции.
С учетом особого характера службы сотрудникам действующих в войсках правоохранительных органов могут производиться дополнительные выплаты в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Допускается совмещение (временное замещение) по неукомплектованным штатным должностям, при этом лицу (лицам), осуществляющим данное совместительство, выплачивается денежная сумма в размерах должностного оклада, предусмотренного для оплаты труда отсутствующего сотрудника.
Сотрудникам действующих в войсках правоохранительных органов, имеющим право на получение пенсии за выслугу лет, ежемесячно производятся доплаты в размере до 50 процентов положенных ему пенсионных выплат.
Для лиц из числа сотрудников указанных правоохранительных органов, имеющих ученые степени или звания, в определенном Правительством Российской Федерации порядке устанавливаются надбавки к должностным окладам, которые могут быть повышены за счет собственных средств по решению руководителей соответствующих органов.
Глава 4. Особенности прохождения службы личным составом действующих в
войсках правоохранительных органов
Статья 25. Правовое положение сотрудников действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Лица из числа оперативного состава органов военной прокуратуры и военной полиции, в установленном порядке поступившие или призванные на военную службу в эти структуры, являются военнослужащими. На них распространяются все права и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для данной категории граждан.
Статья 26. Особенности прохождения военной службы сотрудниками действующих в войсках правоохранительных органов
Общие правила и порядок прохождения военной службы личным составом действующих в войсках органов военной полиции и военной прокуратуры определяются федеральным законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", другими законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Особенности прохождения военной службы личным составом действующих в войсках органов военной полиции и военной прокуратуры определяются соответственно федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" и "О военной полиции", а также настоящим законом.
Порядок прохождения военной службы сотрудниками действующих в Вооруженных Силах органов безопасности в полном объеме определяется Федеральным законом "О федеральной службе безопасности Российской Федерации".
Статья 27. Кадровый состав действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Должности оперативного состава органов военной полиции и военной прокуратуры комплектуются лицами с высшим специальным образованием, как правило, из числа офицерского состава, обладающими необходимыми деловыми и моральными качествами.
Разрешается временное использование гражданских лиц на должностях офицерского состава действующих в Вооруженных Силах органов военной полиции и военной прокуратуры посредством заключения трудового договора.
Штатные должности сотрудников военной полиции и военных прокуратур и соответствующие им воинские звания включаются в перечни штатных воинских должностей.
Призыв и поступление граждан на военную службу в органы военной полиции и военной прокуратуры, их увольнение в запас и в отставку, производятся по представлениям руководителей этих органов в порядке, определяемом Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".
Статья 28. Порядок поощрения и привлечения к ответственности сотрудников действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Сотрудники органов военной полиции и военной прокуратуры поощряются и привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Право привлечения к дисциплинарной ответственности и поощрения сотрудников действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов имеют только соответствующие правомочные вышестоящие должностные лица данных органов.
Сотрудники действующих в Вооруженных Силах органов военной полиции и военной прокуратуры не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответственно Директора Департамента Федеральной службы военной полиции и Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 29. Присвоение воинских званий личному составу действующих в войсках правоохранительных органов
Воинские звания рядового, сержантского, прапорщиков, а также младшего и старшего офицерского состава органов военной полиции и военной прокуратуры присваиваются соответствующими руководителями этих органов в порядке, определяемом действующим законодательством.
Воинские звания высшего офицерского состава этих органов присваиваются Президентом Российской Федерации по представлениям соответственно руководителя Федеральной службы военной полиции и Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 30. Служебная форма одежды сотрудников действующих в войсках правоохранительных органов
Военная (служебная) форма одежды для сотрудников действующих в войсках правоохранительных органов и правила ее ношения устанавливаются руководителями этих органов по согласованию с Правительством Российской Федерации.
1Статья 31. Кадровая политика в органах военной прокуратуры и военной полиции
В органах военной прокуратуры и военной полиции устанавливаются минимальные сроки прохождения военной службы в соответствующих должностях(временные цензы) и обязательный поступательный перечень вышестоящих служебных должностей, обязательная альтернативность выдвижения кандидатур на вышестоящие должности, гласное и открытое их рассмотрение.
Статья 32. Подготовка специалистов для правоохранительных органов, действующих в Вооруженных Силах
Подготовка специалистов для органов военной прокуратуры осуществляется при Военном Университете Министерства обороны Российской Федерации, для органов военной полиции при Академии Федеральной службы военной полиции (базовые учреждения), а также в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования юридического профиля.
Статья 33. Повышение квалификации сотрудников действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов
Сотрудники органов военной прокуратуры и военной полиции проходят обязательную переподготовку при ведомственном или базовом учебном заведении (Центре) в соответствии с утверждаемыми руководителями этих ведомств Программами.
Ежегодно с руководителями и должностными лицами гарнизонных и окружных (территориальных) звеньев этих органов вышестоящими учреждениями (а для сотрудников центрального аппарата - на базе учебных или научных заведений) проводятся учебные сборы, планы проведения которых утверждаются руководителями данных органов.
Результаты прохождения переподготовок и учебных сборов отражаются в служебных аттестациях сотрудников и учитываются при дальнейшем прохождении службы.
Глава 5. Переходные положения
Статья 34. Особенности комплектования действующих в войсках правоохранительных органов в переходный период
В переходный, не менее, чем трехлетний период с момента вступления настоящего закона в силу допускается комплектование действующих в Вооруженных Силах органов военной полиции и военной прокуратуры, наряду с контрактной основой, по призыву.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 35. Комплектование действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов в военное время.
Условия, порядок, штаты и механизм комплектования действующих в Вооруженных Силах правоохранительных органов на военное время определяются по согласованию руководителей этих органов с Генеральным Штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждаются Президентом Российской Федерации.
Лица, имеющие юридические военно-учетные специальности, без исключения, призываются для прохождения военной службы и на сборы военнообязанных в действующие в войсках правоохранительные органы.
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего закона.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.