Пояснительная записка к проекту федерального закона N 28135-3 "О внесении изменений в статью 26 Закона Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Закона
Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах"


Необходимость внесения изменений в статью 26 Закона Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вызвана тем, что редакция статьи 26 допускает неоднозначное ее толкование. В связи с этим корректное применение норм данной статьи становится невозможным. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам затрудняется дать разъяснения налогоплательщикам по применению норм данной статьи.

Целесообразно также изменить срок распространения положения подпункта 2 пункта 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации на организации, использующие труд инвалидов, с 1 января 2002 года на 1 января 2004 года. Это обусловлено следующим.

Отмена льгот предприятиям, использующим труд инвалидов, существенно ухудшает условия хозяйственной деятельности для таких предприятий.

Очевидно, что работающие инвалиды не могут составить конкуренции здоровым работникам, занятым в той же сфере деятельности. То же самое можно сказать о предприятиях, имеющих в своем составе более половины инвалидов. Отмена для них льгот по налогообложению заведомо ставит такие предприятия в худшие условия хозяйствования. Они не смогут выдержать конкуренции и будут вынуждены избавляться от инвалидов или существенно снижать им зарплату. В результате инвалиды, которые более чем другие слои населения нуждаются в социальной защите, лишаются возможности иметь дополнительный доход к своим скудным социальным пособиям (пенсиям). Инвалиды не смогут реализовать их конституционное право на труд и право на защиту от безработицы.

Таким образом, отмена льгот организациям, использующим труд инвалидов, вступает в противоречие с Конституцией РФ и действующим законодательством. А именно.

Это противоречит духу Закона РФ от 22.03.2000 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Нарушаются положения статей 34 и 37 Конституции РФ.

Не соответствует требованиям статьи 2 Федерального закона от 24.10.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в которой гарантируются государством экономические, социальные и правовые меры, обеспечивающие инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Кроме того, необходимо учитывать, что создание рабочих мест для инвалидов по сравнению с обычными рабочими местами требует дополнительных финансовых вложений и значительных организационных усилий. Работа по созданию условий труда, приемлемых для инвалидов, ведется годами. Отмена льгот для предприятий, использующих труд инвалидов, ведет к разрушению созданных структур, восстановление которых в последующем дастся с большим трудом.

Внесение изменений в статью 26 вызваны также необходимостью исключения из нее слов "(по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации)", поскольку достоверное составление такого перечня практически невозможно ввиду значительного и непостоянного количества таких организаций, а также изменчивости численности работающих в них организаций и их доли в оплате труда.

Кроме того, составление такого перечня противоречит статье 56 части первой Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Министерства, исполнявшие поручение Правительства РФ о разработке проекта решения Правительства РФ по утверждению перечня организаций, использующих труд инвалидов, также считают разработку перечня не целесообразной. В связи с этим они обратились к Правительству РФ с предложением исключить соответствующие положения из статьи 26 при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона, касающегося внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Учитывая вышеизложенное, предлагается статью 26 изложить в следующей редакции:

"Установить, что до 1 января 2004 года положения подпункта 2 пункта 3 статьи 149 части второй Кодекса распространяются на организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%".

Реализация данного Федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.


Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
данного закона


Принятие данного закона не потребует изменения федерального законодательства и иных нормативных и правовых актов.


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение