Пояснительная записка к проекту федерального закона N 34869-3 "О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части предоставления права на ежемесячные пособия на детей гражданам, среднедушевой доход которых не превышает 100 процентов величины прожиточного минимума в субъекте РФ, а также исключения обязанности ежегодного законодательного регулирования показателя отношения среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму, дающему право на получение ежемесячного пособия на ребенка) (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в часть первую статьи 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"


На сегодняшний день ситуация с выплатой ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, продолжает оставаться напряженной. На 1 октября 2000 г. сумма задолженности по выплате пособия составила 26,28 млрд.рублей.

Отсутствует задолженность или ее сумма незначительна в 15 регионах (гг.Москва и Санкт-Петербург, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Орловская, Пермская, Самарская, Тюменская области, республики Башкортостан, Дагестан, Саха (Якутия), Ненецкий, Таймырский и Ханты-Мансийский автономные округа).

В то же время в 46 регионах уровень задолженности составляет более 12 месяцев.

Проектом федерального закона предлагается установить с 1 января 2001 г. право на ежемесячное пособие на ребенка семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации.

Такая норма установлена до 1 января 2001 г. Федеральным законом от 10 июля 2000 г. N 93-ФЗ. С 1 января 2001 г. вновь должна быть изменена граница размера среднедушевого дохода семьи, дающего право на ежемесячное пособие на ребенка. В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ она составит 200 процентов величины прожиточного минимума. С момента перехода на адресный принцип предоставления ежемесячного пособия на ребенка это соотношение может измениться уже в четвертый раз.

Следует отметить, что неоднократное в течение короткого времени изменение границы среднедушевого дохода семьи для назначения пособия на ребенка, не только отрицательно влияет на работу органов социальной защиты населения по предоставлению пособия, но и вызывает негативную реакцию у населения.

Как показывает анализ, улучшения ситуации с выплатой пособия в субъектах Российской Федерации можно достичь только при сохранении права на пособие семьям со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума. Такая норма с августа по декабрь 1999 г. (в период действия Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 171-ФЗ) и с июля 2000 г. по настоящее время (в период действия Федерального закона от 10 июля 2000 г. N 93-ФЗ) позволила направить высвобождаемые средства на погашение задолженности и уменьшить объем задолженности по выплате пособия с 30,3 млрд. рублей (по состоянию на 01.08.99) до 26,3 млрд. рублей (на 01.10.2000). За указанный период в 14 субъектах Российской Федерации была погашена задолженность, а в 53 субъектах Российской Федерации ее сумма значительно уменьшена.

Исходя из действующей в настоящее время нормы и указанного в законопроекте соотношения среднедушевого дохода семьи к величине прожиточного минимума, в создаваемом в составе федерального бюджета на 2001 год Фонде компенсаций предусмотрены средства в сумме 21,96 млрд.рублей на текущие выплаты в полном объеме ежемесячного пособия на ребенка.

Одновременно законопроектом предлагается признать утратившим силу часть вторую статьи 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в соответствии с которым "показатель отношения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, к прожиточному минимуму в Российской Федерации и сроки его действия на последующий период, устанавливается федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год".

Актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с данным законом не требуется.

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.