Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Статьей 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.
К сожалению, в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 вновь повторяется ошибка, допущенная еще в Инструкции Госналогслужбы N 39 от 11.10.95 г. - вновь в качестве документа, представляемого экспортером при отгрузке через порты, назван только коносамент. И никакие другие транспортные документы, такие как штурманская расписка, линейная накладная, фрахтовая расписка, речная накладная (в случае перевозки груза по реке), выданные перевозчиком и подтверждающие заключение договора морской или речной перевозки и факт приема груза судном для вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации, в этой статье не упоминаются.
Но коносамент является всего лишь одним из документов, применяемых в международном морском судоходстве. Существующие нормы международного права, регламентирующие условия и правила оформления договоров морской перевозки - Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (1922 г. с изменениями от 1968 и 1979 г.г.). Конвенция ООН о морской перевозке грузов (1978 г.) - прямо указывают на возможность применения иных документов, подтверждающих наличие морской перевозки и приеме груза на борт судна.
Примерно в 30% случаев экспортер не имеет договора перевозки, оформленного коносаментом, и, следовательно, в сложившейся ситуации может быть лишен права получения льготы при экспорте товара. Это ставит российских экспортеров в неравные условия с другими иностранными продавцами, которые осуществляют перевозки в соответствии с правилами международной торговли. Арбитражная практика по данному вопросу признает право экспортера представлять и другие, отличные от коносамента документы, в качестве подтверждения экспорта. Такого же мнения придерживаются в своем заключении и специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (прилагается).
Принятие представленного законопроекта устранит существующее ограничение права экспортеров на подтверждение факта экспорта товаров и применения соответствующей налоговой ставки. Кроме того, такой шаг обеспечит российскому товаропроизводителю гарантированные и четкие правила предоставления подтверждающих фактический экспорт товаров документов в случае перевозки груза морским или речным транспортом.
На примере металлургической промышленности, которая является одной из экспортоориентированной отраслей народного хозяйства (крупнейшие представители, такие как ОАО "Северсталь", ОАО "ММК", ОАО "НЛМК", экспортируют до 75% своей продукции), можно сказать, что такая стабилизация расчетов федерального бюджета с экспортерами неизменно скажется на улучшении экономического положения отечественных товаропроизводителей-экспортеров, так как проведет к стабилизации оборотных средств предприятий, тем самым позволив им увеличить объемы и рентабельность производства, а также создаст условия для увеличения рабочих мест и интенсивного роста производства, а, следовательно, и увеличения размеров выплат налогов в бюджеты всех уровней. Кроме того, отпадет необходимость решения данных вопросов в судебном порядке, что позволит разгрузить арбитражные суды от данной категории дел.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" позволить стабилизировать налогооблагаемую базу и, как следствие обеспечить гарантированные поступления в бюджет.
Предлагаемые изменения не требуют никаких дополнительных финансовых расходов, но создадут необходимые предпосылки для улучшения экономического положения отечественных производителей и стабилизации промышленного производства.
Перечень
законодательных актов, в которые необходимо внести изменения в связи с принятием федерального закона
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.