Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Целями разработки настоящего проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - законопроект) является устранение противоречий в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) и введение лицензирования деятельности по управлению имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Внесение изменения в пункт 2 статьи 1 Закона обусловлено тем, что содержащееся в ней положение о нераспространении действия Закона на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности, не соответствует статье 17 Закона, согласно которой в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены:
- публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;
распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;
- распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей;
- воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей.
Таким образом, Законом предусмотрена необходимость лицензирования деятельности, связанной с использованием произведений и объектов смежных прав - результатов интеллектуальной деятельности.
В законопроекте предлагается устранить указанное противоречие путем исключения соответствующего положения из пункта 2 статьи 1 Закона.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 18 Закона законопроект содержит дополнение в предусмотренный статьей 17 Закона перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Введение лицензирования деятельности по управлению имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе связано с внесением соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и обусловлено необходимостью усиления государственного контроля за созданием и деятельностью организаций, осуществляющих такую деятельность.
Коллективное управление имущественными авторскими и (или) смежными правами представляет собой институт, позволяющий на практике реализовывать исключительные авторские и смежные права без несоразмерных расходов со стороны правообладателей и пользователей в случаях "массового" использования объектов авторского и смежного права (публичное исполнение, использование на радио и телевидении и т.д.). В соответствии с законодательством Российской Федерации и зарубежной практикой данный институт имеет свои особенности, заключающиеся в том, что к деятельности организаций по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации. Такие организации могут представлять при управлении отдельными видами прав определенных категорий правообладателей не только своих членов, но и всех других правообладателей данной категории.
Накопленная за период действия Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" практика показывает необходимость усиления контроля со стороны государства за деятельностью таких организаций путем введения механизма лицензирования их деятельности в целях:
- устранения встречающихся на практике случаев осуществления двумя или более организациями коллективного управления одинаковыми имущественными правами в интересах одинаковых категорий правообладателей при одинаковых способах использования произведения;
- недопущения вмешательства представителей криминальных структур в деятельность организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами;
- повышения ответственности и профессионализма лиц, осуществляющих на практике сбор, распределение и выплату вознаграждения правообладателям в рамках коллективного управления их имущественными авторскими и смежными правами.
Внесение в Закон предлагаемых изменения и дополнения станет существенным шагом в упорядочении законодательства Российской Федерации и создаст благоприятные условия для дальнейшего совершенствования правоприменительной практики.
Принятие предлагаемого законопроекта обусловлено внесением соответствующих изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", не приведет к возникновению каких-либо противоречий с иными законодательными актами Российской Федерации и не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения действующих или принятия новых законодательных актов.
Федеральный закон в случае его принятия может вступить в силу в общем порядке по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии с положениями Федерального закона от 14.06.94 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 8, ст.801).
Законопроект предусматривает необходимость разработки и принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона (утверждение в шестимесячный срок положений о лицензировании соответствующих видов деятельности).
Кроме того, в связи с необходимостью обеспечения реализации авторских и смежных прав на коллективной основе в течение переходного периода в законопроекте предусматривается, что созданные ранее организации по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами (Российское авторское общество, Российское общество по управлению правами исполнителей. Российская фонографическая ассоциация. Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям и др.) могут продолжать осуществлять соответствующую деятельность без лицензии. При этом не позднее 1 января 2002 года указанные организации должны получить соответствующую лицензию или прекратить осуществление деятельности по управлению имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе.
Приложение: таблица на 2 листах.
Таблица. Предложения по внесению изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
N | Действующая редакция | Предлагаемые изменения |
Обоснования и комментарии |
1. |
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона ... 2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов,* и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности. |
* (исключить) |
Данное положение противоречит содержанию статьи 17 настоящего Закона, согласно которой в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, включены: - публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале; - распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей; - воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах, носителей; - распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей; - воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей, то есть данным Законом предусмотрена необходимость лицензирования деятельности, связанной с использованием произведений и объектов смежных прав (см. статьи 16, 37 и 38 Закона Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах). |
1 |
Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности _ эксплуатация инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов; публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале; распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей; воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей; распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров фонограмм на любых видах носителей; воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм на любых видах носителей; ** |
** управление имущественными авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе; |
Дополнение вызвано необходимостью введения лицензирования деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами и внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах В соответствии со статьей 18 настоящего Закона со дня его вступления в силу введение лицензирования любого вида деятельности возможно только путем внесения дополнений в установленный им перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с введением в действие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" связано с внесением изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 и дополнения в статью 17 Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Следует отметить, что принятие указанного проекта Федерального закона приведет к росту доходов граждан Российской Федерации и лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также российских организаций, и как следствие этого, к увеличению налоговых поступлений в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на данный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.