Пояснительная записка
к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в г.Астане 10 октября 2000 г. на базе фактически уже функционирующего объединения пяти государств.
В настоящее время государства - участники соглашений о Таможенном союзе идут по пути сближения национального законодательства в торгово-экономической, социальной и гуманитарной областях, унифицируют таможенные тарифы, осуществляют согласованные меры нетарифного регулирования.
Вместе с тем на современном этапе развития отношений между партнерами существует необходимость более тесного взаимодействия с целью осуществления скоординированных мер, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала, проведение согласованной структурной перестройки экономик, единой внешнеэкономической политики, координацию подходов при интеграции в мировую экономику и мировую торговую систему.
Реализация этих задач требует новых форм взаимодействия и совершенствования организационно-правовых инструментов выполнения достигнутых договоренностей и принятых решений.
С этой целью пять государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве договорились об учреждении международной организации - Евразийского экономического сообщества, открытого для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из данного Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров.
Главная задача Евразийского экономического сообщества - обеспечение условий для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и создания на его базе единого экономического пространства с функционированием общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капиталов и согласованным проведением экономической политики, базирующейся на однотипных принципах хозяйствования.
Преемственность ранее созданных органов управления интеграцией сохраняется. В то же время их система становится более компактной и работоспособной, они наделяются новыми функциями и полномочиями, совершенствуется порядок их работы в соответствии с общепринятой международной практикой функционирования международных организаций.
Совет глав правительств как отдельный орган упраздняется, главы государств и главы правительств входят в состав Межгосударственного Совета, к компетенции которого отнесены вопросы определения стратегии, направления и перспектив развития интеграции.
Повышается роль и статус постоянно действующего органа Сообщества - Интеграционного Комитета, в состав которого входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей Договаривающихся Сторон, назначаемых главами государств-участников.
Организационное и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета, возглавляемый Генеральным секретарем.
С учетом важности работы по совершенствованию правовой базы интеграции образуется Межпарламентская Ассамблея, уполномоченная разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений и принимать типовые проекты, на основе которых готовятся акты национального законодательства.
Для обеспечения единообразного применения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых решений, а также для рассмотрения споров экономического характера между Договаривающимися Сторонами создается Суд Сообщества.
Договором устанавливается новый порядок принятия решений в Интеграционном Комитете с учетом взноса Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества. При этом количество голосов распределяется следующим образом: Российская Федерация - 40 голосов, Республика Беларусь и Республика Казахстан - по 20 голосов, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан - по 10 голосов.
Таким образом, реализация Договора позволит повысить уровень взаимодействия пяти государств, максимально обеспечив экономические интересы Российской Федерации и ее лидирующую позицию.
Договором предусмотрено, что решения органов Сообщества будут исполняться Договаривающимися Сторонами путем принятия необходимых нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.
Реализация Договора повлечет расходы из федерального бюджета, связанные с взносами Российской Федерации в бюджет Сообщества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" и статьей 18 Договора он подлежит ратификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.